Знать зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
Учите детей замечать и называть признаки зимы, используя наводящие вопросы:
- Какая на улице погода?
- Какие дни, ночи (по продолжительности)?
- Как зимой одеваются люди и почему?
- Чем покрыты зимой реки и озера?
- Чем покрыта земля?
- Как назвать явление, когда падает снег? (снегопад).
Почитайте и объясните:
- Как можно помочь зимующим птицам.
- Кто из зверей, где зимует: кто в норе, кто в берлоге, кто в дупле.
Понаблюдайте с детьми и предложите им объяснить:
- Что такое вьюга, метель, пурга, поземка, мороз, гололед.
- Почему в теплую погоду можно лепить из снега, а в холодную нет.
Упражнять детей в образовании существительных ласкательного значения (снег — снежок, зима – зимушка, …)
Учить подбирать прилагательные к существительным:
- Снег (какой?) — белый, мягкий, пушистый, легкий, …
- Снежинки (какие?) — мохнатые, прозрачные, холодные, …
- Зимний день (какой?) — ветреный, пасмурный, короткий,…
Учить образовывать прилагательные от существительных:
- Какая погода зимой, когда на улице снег (снежная), холод (холодная), мороз (морозная), ветер (ветреная).
Учить детей называть действия.
- Что можно сказать про снежинки? — Они падают, летают, вьются, танцуют, кружатся.
Загадки по теме Зима:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом —
Все покрылось серебром.
(Зима. Зимние месяцы.)
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год!
(Декабрь)
Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез,
Там волшебный вырос лес.
(Морозный узор)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю.
(Метель)
Авторы:
1) Зачупейко А.В., учитель-логопед,
2) Красакова О.А., учитель-логопед.
г. Новокузнецк МБ ДОУ «Детский сад №257″