Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста

1.    Характеристика ребенка дается  на основании его всестороннего предварительного изучения.

2.    Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.

3.    При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.

4.    Основой изучения дошкольников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всестороннее познание ребенка, требует применения воспитателем и других методов детской психологии – бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т. д.), эксперимента, социометрического и аутосоциометрического метода, тестов и т. д.

5.    Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения.

6.    Характеристика дается в связи с условиями его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.

7.    Характеристика включает анализ взаимоотношений ребенка со  сверстниками и дается на фоне детской группы.

8.    При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).

9.    Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития дошкольника и дать его прогноз. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции или в дальнейшем совершенствовании.

10.    В случаях, когда ребенок требует к себе особого внимания, следует дать более полную и развернутую характеристику, не только указать в ней причины тех или иных негативных проявлений дошкольника, но и предложить рекомендации.

Примерная программа написания характеристики дошкольника

1.    В разделе «Сведения о семье» необходимо описать полная, неполная семья; состав семьи; психологический климат в семье.

2.    В разделе «Физическое развитие» указать группу здоровья; как часто болеет и какими заболеваниями; аппетит, характеристика дневного сна; страдает ребенок энурезом и (или) энкопрезом.

3.    В разделе «Поведение в группе и общение с взрослыми» описывается, как понимает требования воспитателя; поведение на занятиях: активно ли вступает в контакт с педагогом, участие в работе во время занятий; поведение в играх с детьми: активный (пассивный, гипердинамичный, молчаливый, замкнутый, медлительный, агрессивный, конфликтный).

4.    В разделе «Игра» описывается: любимые игры; сюжет, содержание игр, их длительность; как ведет себя в играх; какие роли предпочитает; какие роли реально выполняет в игре; умеет ли довести игру до конца; подчиняется ли правилам игры; взаимоотношения со сверстниками в игре; уровень развития игровой деятельности; проявление воображения в игре; нарушение игровой деятельности и их предполагаемые причины; любимая игрушка, наличие идентификации с ней.

5.    В разделе «Состояние знаний ребенка по разделам программы» описывается — что усвоил (не усвоил) по программе данного дошкольного учреждения.

6.    В разделе «Отношение к занятиям» описывать по данным «Представления».

7.    В разделе «Работоспособность» обратить внимание на то, как ребенок работает: заинтересован ли в выполнении заданий, целенаправленно стремиться довести работу до конца, устойчив в работе или легко отвлекается (без внешних раздражителей или с внешними раздражителями), работает быстро или медленно, как быстро утомляется (в начале, середине, конце занятия), как проявляется утомляемость (становится вялым, возбуждается), наблюдаются резкие колебания работоспособности, как быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

8.    В разделе «Социально – бытовые навыки» описывается развитие культурно – гигиенических навыков и умений по данным «Представления».

9.    В разделе «Состояние общей и мелкой моторики» описывать по данным «Представления».

10.    В разделе «Эмоциональное состояние в различных ситуациях» описывается умение управлять своим поведением, чувствами, эмоциями; настойчив, упрям, капризен; отношение к трудностям, испытывает ли чувство неполноценности, неуверенности в себе.

11.    В разделе «Индивидуальные особенности ребенка» можно описать личностную и волевую готовность ребенка к обучению в школе. К какому виду деятельности замечены склонности, проявление творческих способностей. Причины отставания в развитии. Положительные и отрицательные качества ребенка.

Примечание: характеристика это итог продуманного систематического наблюдения в течение определенного периода, она не должна быть поверхностной и написанной наспех. Факты излагать последовательно и систематично. Избегать сложных оборотов речи, неумных и неправильных терминов.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (20 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Документы, Логопедам Метки: ,

Сейчас читают:

Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ 1-го доп. класса «Азбука речи» Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ 1-го доп. класса «Азбука речи»
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР
Рабочая программа по курсу коррекции речевых нарушений у обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Рабочая программа по курсу коррекции речевых нарушений у обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Календарный план непосредственно образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи и по развитию связной речи с детьми с ЗПР (5 – 6 лет) Календарный план непосредственно образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи и по развитию связной речи с детьми с ЗПР (5 – 6 лет)

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.