Методика работы над слоговой структурой слова

Слоговые трудностиРаскрывается методика работы над слоговой структурой слова.

Способность «удержать» количество, последовательность, ударность и безударность гласных (слоговую структуру слова) зависит от:

  1. Уровня развития фонематического слуха (фонематического восприятия; фонематических процессов; фонематической системы – это всё тождественные понятия).
  2. Важен развитый артикуляционный аппарат, переключаемость его движений.
  3. Третья сторона нормального слогообразования – дыхание, так как слог – это толчок воздуха.

Из вышесказанного следует, что коррекционная работа над слоговой структурой слова должна вестись по этим трём направлениям, параллельно, с одинаковой затратой сил и времени.

Направления работы над слоговой структурой слова

I. Работа с гласными звуками включает:

а) формирование фонематических представлений о гласных звуках. Результат работы: умение подобрать слова или отобрать картинки на заданный гласный звук.

[а] [о] [у] [и] [э] [ы]

б) фонематический анализ.

  • Выделение первого ударного гласного.
  • Анализ слияния СГ (согласный плюс гласный).
  • Узнавание гласных на фоне слова.

Примерная последовательность слов для анализа:

мак, усы, козы, домик, малина, потом слова любой слоговой структуры.

Звуконаполняемость не важна, главное, чтобы гласные (фонемы) слышались хорошо ([э] [о] только под ударением).

Каждое занятие начинаю с игры «Назови гласные звуки» с мячом.

Логопед: «домик».

Ребенок: «О И».

Игра «Слоговое домино».

Играем, когда дети уже отличают гласные звуки от согласных. Надо найти два слова с одинаковым количеством слогов (гласных звуков). Можно отхлопать, можно загибать пальцы на каждый гласный звук. На слоги можно разделить только произнесённое слово.

Ребёнок: «В словах «ведро» и «медведь» по два гласных звука (по два слога). Я кладу ведро к медведю».

Я использую домино из пособия Третьяковой и большие карточки из любого лото, где на них по две картинки.

в) Составление схемы слова с выделением ударного гласного («позови слово издалека») и делением на слоги («говори и хлопай на гласный звук»). Ребёнок, способный назвать по порядку все звуки в слове, удерживает слоговую структуру.

г) Обучение грамоте закономерно вытекает из работы по развитию фонематического слуха. Формирование фонематического анализа заканчивается в букварный период. Детям, не удерживающим слоговую структуру слова (вём – возьмём, бакачок – кабачок, либлюд – верблюд, ашеник – волшебник, тоды – твёрдый и т.д.) гораздо легче повторить прочитанное самостоятельно слово, чем повторить много раз услышанное.

II. Работа по развитию артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика обязательно под счёт.

Проговаривание «цепочек» слогов для улучшения слухо-речевой памяти и переключаемости движений артикуляционного аппарата.

Например, если затруднена переключаемость от переднеязычных к заднеязычным звукам (и наоборот)

сначала:

ка та та
ак ат ат

потом:

кта

далее:

кта тка

Затем увеличиваем цепочку до трёх слогов. Аналогично – со всеми группами звуков. Заключительный этап: «цепочки» типа кта вля бда (на все группы звуков).

III. Работа по развитию дыхания.

Упражнения на развитие силы, направленности выдоха, дифференциацию ротового и носового выдоха, хорошо описаны в литературе. Однако, речевое дыхание формируется только во время речи, а здесь лучше заучивания стихотворений ничего не придумано.

Дети с нарушением слоговой структуры слова, плохо запоминают стихи. Наоборот, регулярное заучивание способствует улучшению слоговой структуры слова и ритмичности речи.

Начинать надо с двустиший. Можно даже самим придумать (все глаголы «складные»). Ничего, что сначала заучивание занимает несколько дней, ребёнок пропускает предлоги, не договаривает слова, главное, чтобы строчки получались «складными».

Потом очень хороши стихи А. Барто «Игрушки». Обычно дети слышали их раньше и содержание понятно.

Постепенно объём заучиваемого увеличивается, время запоминания сокращается, качество речи улучшается. Дети с удовольствием декламируют выученные стихи, особенно если раньше не получалось.

Наряду с картинным лото, домино, «парочками», стихи – это хороший способ без устали повторять одни и те же слова. В детском саду заученное стихотворение – это связная речь (Короткова, Тихеева), следовательно, методика работы по заучиванию та же, что и по развитию связной речи. Это языковой и грамматический разбор, мнемотехника, игры.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 Кировского района,
г. Санкт Петербург

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.