Методическая разработка: многофункциональный тренажер «Веселые катушки»

Аннотация: В данной методической разработке представлен многофункциональный тренажер «Веселые катушки», цели и варианты его использования. Этот инновационный прием  способствует быстрому включению ребенка в учебно-игровую деятельность, поддерживает его интерес   к занятию, позволяет учителю-логопеду  более эффективно использовать игровые приемы для решения поставленных задач по преодолению ОНР у детей с дизартрией. Многофункциональный логопедический тренажер «Веселые катушки» поможет учителю-логопеду разнообразить приемы работы по коррекции ОНР у детей с дизартрией.

Среди детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи часто встречаются дети с дизартрией.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Помимо основных признаков дизартрии, таких как дефекты звукопроизношения, нарушения голоса, нарушение артикуляционной моторики, нарушение речевого дыхания, у детей имеются нарушения фонематического восприятия, несформированность звукослогового анализа слов, недостаточный словарный запас, преобладание пассивного словаря над активным, неточное употребление слов, отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи, бедный состав предложений, их неправильное построение, монотонная, невыразительная речь.

При обследовании выявляются нарушения общей моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук, темпа, переключаемости, координации движений, а так же – неустойчивое внимание, трудности его включения, распределения и переключения; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; трудности словесно-логического мышления, сравнения, обобщения.

Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Дети отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

Важным в коррекционно-развивающей работе с такими детьми является умение педагога привлечь внимание ребенка к занятию, удержать его интерес, максимально эффективно с помощью игровых приемов решать поставленные задачи. В этом может помочь разработанный мною многофункциональный тренажер «Веселые катушки» (см. фото).

Логопедический тренажер Веселые катушки

Цели использования данного тренажера:

  1. массаж кистей рук, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
  2. выработка направленной воздушной струи;
  3. развитие фонематического восприятия;
  4. закрепление навыка звукового и слогового анализа слов;
  5. автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях;
  6. совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  7. узнавание и называние букв, соотнесение звуков с буквами;
  8. развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

Данный тренажер может быть изготовлен из различного материала (картонные, пластмассовые или легкие металлические трубки (далее – катушки) длиной от 3,5 до7 см и диаметром от 1,5 до 7 см; также это могут быть разной ширины и диаметра пустые катушки от скотча и т.п.). На наружную поверхность катушки наклеивается цветной фон, на котором могут быть размещены:

  • геометрические фигуры;
  • многократное повторение изображения какого-либо предмета (листочки, цветочки, снежинки и т.д.); как вариант — с написанными на них слогами (на автоматизацию или дифференциацию звуков);
  • слоговые «цепочки» (на автоматизацию или дифференциацию звуков);
  • предметные картинки (на автоматизацию или дифференциацию звуков);
  • разные буквы;
  • предметные картинки (по лексическим темам) и т.д.

Варианты использования тренажера:

1) Для массажа кистей рук, развития мелкой моторики кистей и пальцев рук:

  • прокатывание широкой катушки (любого диаметра) между ладонями до кончиков пальцев в направлении «туда-обратно» в быстром темпе, удерживая катушку вертикально, затем — горизонтально;
  • прокатывание широкой катушки (любого диаметра) по тыльной стороне кисти одной руки, затем – другой в направлении «туда-обратно» в быстром темпе;
  • удерживание широкой катушки (небольшого диаметра) в руке с одновременным поочередным обхватыванием катушки пальцами «колечком» (выполняется сначала ведущей рукой, затем – другой, после этого можно выполнять двумя руками одновременно двумя катушками);
  • перекладывание широкой катушки (диаметром 1,5 см) между пальцами от большого до мизинца и обратно (без помощи другой руки), (выполняется сначала ведущей рукой, затем – другой);
  • раскручивание широкой катушки (большого диаметра) на боку наподобие волчка поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем (выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки).

2) Для выработки направленной воздушной струи:

  • положить катушку на поверхность стола и плавно подуть на нее через губы, сложенные «трубочкой», докатив до определенной цели;
  • положить катушку на поверхность стола и докатить ее до определенной цели плавным сильным выдохом на кончик широкого языка, лежащего на нижней губе в виде «желобка», губы слегка округлить.

Можно предложить ребенку провести эксперимент: проверить, из какого материала/какого размера катушка покатится быстрее? Почему?

На занятии с подгруппой детей (2-3 чел.) можно предложить соревнование «Чья катушка докатится быстрее?».

3) Для развития фонематического восприятия, закрепления навыка звукового анализа слов:

  • определить первый и/или последний звук в названии каждого предмета, изображенного на катушке;
  • определить ударный гласный в названии каждого предмета, изображенного на катушке;
  • среди предметов, изображенных на катушке, найти предметы с заданным звуком в названии (в начале, середине или конце слова);
  • среди предметов, изображенных на катушке, найти предметы с заданными звуками в названии (на дифференциацию звуков);

4) Для совершенствования слогового анализа слов:

  • определить количество слогов в названии каждого предмета, изображенного на катушке;
  • среди предметов, изображенных на катушке, найти предметы, в названии которых есть заданный слог;
  • среди предметов, изображенных на катушке, найти предметы, в названии которых есть заданное количество слогов (или по заданной слоговой схеме);

5) Для автоматизации звуков изолированно, в слогах, словах:

  • произнести автоматизируемый звук (изолированно или в определенном звукосочетании) на каждый «шаг» пальчиков (сначала ведущей, затем другой руки) по изображениям на катушке (по листикам, снежинкам, геометрическим фигурам и т.п.);
  • правильно прочитать и произнести несколько раз подряд отдельные слоги или цепочки слогов, написанные на катушке (с заданным или дифференцируемыми звуками);
  • правильно прочитать и произнести слоги с автоматизируемым звуком (или дифференцируемыми звуками), написанные на катушке, придумать с каждым слогом слово;
  • называть предметы, изображенные на катушке, правильно произнося автоматизируемый звук;

6) Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи (и одновременной автоматизации звуков в словах и словосочетаниях):

  • среди предметов, изображенных на катушке, найти и назвать только те, которые относятся к заданной лексической теме (например, «домашние животные»);
  • к каждому изображенному предмету правильно поставить вопрос: Кто это? или Что это?;
  • назвать предметы, изображенные на катушке, в Именительном и Родительном падеже единственного и множественного числа;
  • игра «В гостях у Гнома и у Великана» (образовать названия изображенных предметов с помощью уменьшительных и увеличительных суффиксов);
  • составить словосочетание «числительное + существительное» с каждым изображенным предметом (числительные 1,2,5 — например, один гриб, два яблока, две морковки, пять ракушек и т.п.);
  • среди предметов, изображенных на катушке, найти и назвать:

а) только те предметы, которые по форме похожи на заданную геометрическую фигуру (например, похожие на круг), назвать их, используя соответствующее прилагательное (например, «круглое яблоко», «круглый помидор» и т.п.);

б) всё съедобное (несъедобное, мягкое, твердое, хрупкое, металлическое, стеклянное, деревянное, легкое, тяжелое, мокрое, сухое, горячее, холодное и т.д.; все, что может двигаться, расти, издавать звук, летать, плавать, прыгать и т.д.);

в) пары предметов с противоположными признаками (например, сосулька — холодная, свечка – горячая; подушка – мягкая, камень – твердый);

  • к каждому предмету подобрать как можно больше слов-«признаков», слов-«действий» и т.д.

После выполнения задания можно предложить ребенку еще раз назвать по памяти предметы.

7) Работа с буквой:

  • среди разных букв найти заданную букву (например, все А);
  • среди букв найти только гласные;
  • назвать все буквы, придумать с каждым соответствующим звуком слово (в начале, середине или в конце слова) – обязательно уточнить с ребенком соотнесение звуков и букв!

Данный тренажер «Веселые катушки» могут изготовить родители совместно с детьми и использовать в домашних условиях для закрепления навыков, полученных на занятиях с логопедом.

Организация коррекционно-логопедической работы по преодолению ОНР у детей с дизартрией требует особого внимания и представляет определённую трудность.

Это обусловлено спецификой данного речевого нарушения.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Основные признаки дизартрии:

  • дефекты звукопроизношения;
  • нарушения голоса;
  • нарушение артикуляционной моторики;
  • нарушение речевого дыхания.

У всех детей с дизартрией, имеющих ОНР, были выявлены нарушения фонематического восприятия, несформированность звукового анализа, недостаточный словарный запас, преобладание пассивного словаря над активным, неточное употребление слов, отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи, бедный состав предложений, их неправильное построение, речь монотонная, невыразительная.

При обследовании выявлены нарушения общей моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук, координации движений, а так же – особенности внимания, памяти, трудности словесно-логического мышления, сравнения, обобщения.

Кроме этого, в процессе обследования, выделяют следующие качественные показатели:

  1. характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка (особенности контакта ребенка, эмоциональная реакция на ситуацию обследования, реакция на одобрение и на неудачи, особенности общения и реакция на результат);
  2. характеризующие деятельность ребенка (понимание инструкции, самостоятельность выполнения задания, характер деятельности, темп и динамика деятельности, особенность регуляции деятельности, работоспособность, организация помощи);
  3. характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка (особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи; особенности моторной функции).
  • организовать родителей на участие в коррекционном процессе.

Основной формой работы с детьми данной категории является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников.

Дети-дизартрики имеют, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. При обследовании выявляются нарушения общей моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук, координации движений, а так же – особенности внимания, памяти, трудности словесно-логического мышления, сравнения, обобщения.

Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости, адинамичности.

Для детей с псевдобульбарной формой дизартрии характерно:

  • нарушение мимики лица;
  • повышение или понижение тонуса в артикуляционной мускулатуре;
  • ограничение движений губ, языка, мягкого нёба;
  • язык отодвинут в глубь рта;
  • трудности в переключении с одного артикуляционного движения на другое, удержания позы;
  • синкинезии;
  • гиперсаливация;
  • часто сохранение рефлекса орального автоматизма;
  • нарушение дыхания;
  • голос назализованный, тихий;
  • тяжелые дефекты произношения (нечёткое произношение гласных, нарушение сложных по артикуляции согласных звуков);
  • нарушение интонационно-мелодической стороны речи, речь смазанная, невнятная;
  • трудности жевания, глотания;

Для детей со стёртой формой дизартрии характерно:

  • нарушение мимики лица;
  • девиация языка, тремор; гиперкинезы;
  • ограничение объёма тонких и дифференцированных артикуляционных движений,
  • трудности в переключении, удержании позы, замедленный темп;
  • синкинезии;
  • гиперсаливация;
  • слабый речевой выдох, «речь на вдохе»;
  • голос назализованный, тихий;
  • нарушение звукопроизношения в виде искажения (чаще межзубный и боковой сигматизм, ротацизм,) отсутствие звука, замены;
  • стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;
  • нарушение интонационно-мелодической стороны речи, речь смазанная, невнятная, ускоренная.

Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления. Такие дети испытывают затруднения при классификации, обобщении, сравнении предметов, явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудны такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является пониженный самоконтроль при выполнении задания.

Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики кистей и пальцев рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Дьячкова Алла Васильевна Дьячкова Алла Васильевна,
учитель-логопед,
МКДОУ детский сад №490 комбинированного вида,
город Новосибирск
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (10 понравилось, средний балл: 4,90 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дизартрия Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.