Наглядная схема для характеристики гласных и согласных звуков для детей с общим недоразвитием речи (подготовительная группа)

Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности не только при формировании грамматического строя речи, накоплении словаря, усвоении процессов словоизменения и словообразования. У таких детей также присутствует фонетико-фонематическая недостаточность, что выражается в частых заменах, смешении звуков по признакам твердости-мягкости, звонкости-глухости. Дошкольникам с общим недоразвитем речи затруднительно определить принадлежность звука к гласным или согласным.

Для облегчения усвоения детьми фонетико-фонематической системы языка мной была составлена, апробирована и используется в практической работе представленная схема.

Данная схема предназначена для использования логопедами на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми в группах для детей с общим недоразвитием речи, а также на занятиях с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитем речи.

Наглядная и красочная таблица помогает детям охарактеризовать звук по принадлежности к гласным или согласным, твёрдым или мягким, звонким или глухим. Опираясь на зрительное восприятие ребенок легче запоминает последовательность, по которой нужно характеризовать названный звук. Дети с интересом воспринимают данный вид коррекционной работы, в занятие включается элемент соревнования: кто быстрее сможет ответить, кто ни разу не ошибется. Можно поощрить наиболее активных и успешных детей каким-либо «призом».

Описание элементов таблицы.

  • Красный круг – отсутствие преграды (гласный звук).
  • Круг с изображениями языка, зубов и губ – обозначает наличие преграды (согласный звук).
  • Согласный звук может быть твердым — Синий квадрат, или мягкий – Зеленый квадрат.
  • Как твердые, так и мягкие звуки могут быть звонкими (колокольчик) или глухими (зачеркнутый колокольчик).
  • Гласные звуки всегда звонкие.

Наглядная схема для характеристики гласных и согласных звуков

Практическое использование таблицы.

Таблица располагается на доске или на наборном полотне. Логопед называет звук. Дети думают, а затем вызванный ребенок дает характеристику звука, начиная с верхней части схемы. Предварительно дети получили знания о звуках на фронтальных и подгрупповых занятиях. Таблица дает возможность систематизировать эти знания.

Данную таблицу можно использовать как в крупном масштабе, так и в уменьшенном (вклеить в тетрадь для индивидуальных занятий). Многократные упражнения по таблице помогают ребенку впоследствии, не глядя на таблицу давать характеристику звуку, мысленно представляя её. Этот навык будет помогать ребенку и в школе при прохождении соответствующей темы (фонетика).

Борисова О.Е.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Использование игровых приёмов в развитии слухового восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением слуха Использование игровых приёмов в развитии слухового восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением слуха
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.