Нарушение письма – что это?

Родительское собрание на тему: «Нарушение письма – что это?»

Нарушение письмаДавайте представим – конец первого класса. Все дети уже читают, пишут. В тетради у вашего ребенка творится что-то невообразимое. Куда-то пропадают или меняются местами буквы, а иногда и целые слоги; вместо одних букв внезапно появляются другие, абсолютно искажающие смысл слова.

Масса, на ваш взгляд, глупых ошибок из-за элементарной, как вам кажется, невнимательности. Вы ругаете ребенка, сидите с ним рядом за уроками, заставляете переписывать домашние задания по нескольку раз, но толку никакого.

Об этих проблемах, о том, что случилось с ребенком, как с этим справиться, и пойдет речь.

В чем причина нарушений письма?

«Все дети приходят в первый класс, начинают учиться читать, писать – и у большинства особых проблем нет. Откуда появляются эти нарушения? Такой вопрос задают себе многие родители, столкнувшись с подобной проблемой. Итак, какие причины могли вызвать эти нарушения?

В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи), лексико-грамматических сторон (наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи), звукопроизношения на разных этапах развития являются основными причинами нарушений чтения и письма.

Я вам перечислю несколько факторов, которые могут привести к нарушениям чтения и письма и которые вас должны насторожить.

  • Если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни.
  • Если ребенок левша.
  • Если он – переученный правша.
  • Если ребенку ставили общее недоразвитие речи, по речевым показаниям он посещал логопедическую группу.
  • Если имеется соматическая ослабленность (часто болеет).
  • Если он слишком рано пошел в школу.
  • Если выявлена недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа.
  • Если вы заметили проблемы с мелкой моторикой ребенка (неловкие пальчики).
  • Если в семье говорят на двух и более языках.
  • Если ребенок имеет вялую артикуляцию, то есть не четкое произношение.
  • Если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность.
  • Если у него есть проблемы с вниманием, памятью.

У вас перед глазами диктанты ваших детей. На слайде вы видите работы детей, которые имеют логопедические ошибки.

Нарушение письма
Под цифрами 1-2 письмо детей первого класса на конец учебного года, под цифрой 3 – письмо ученика второго класса.

Проблемы в письме начались с середины первого класса. Под цифрой 4 – письмо ученик шестого класса, у которого еще в начальной школе, в конце первого класса, появились логопедические ошибки. Те же ошибки он допускал и при чтении. В силу различных обстоятельств, кроме обычных дополнительных занятий по русскому языку, никаких мер не предпринималось. Специальной помощи ребенок не получал. В результате дисграфических ошибок стало меньше, но возросло во много раз количество орфографических ошибок. У ребенка развилась дизорфография.

Теперь вкратце о тех ошибках, на которые вам следует обратить внимание.

Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д, п – т, а – о, д – у, л – м, и – у, т – ш, ш – щ, х – ж, в – д, и – ш, и – п, Е – зеркальная Е.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи часто отражаются и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, е –Ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами.

Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).

4. Родители часто радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточной сформированности фонетической стороны речи и фонематического восприятия может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.

5. Часты при дисграфии ошибки застревания (персеверации): За замом росла мамина. (За домом росла малина.), предвосхищения, упреждения (антиципации): Дод небом лолубым. (Под небом голубым.)

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных:сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

8. Кроме этого, дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.

Если все перечисленные ошибки носят не системный характер, а встречаются в диктанте 1-2 раза (например, 1-2 раза пропустил букву в слове). Такие ошибки уже говорят о невнимательности ребенка.

Теперь вы сами можете сделать вывод, нужно ли вашему ребенку работать с логопедом.

Из вашего класса я выделила детей, которые нуждаются в логопедической помощи на протяжении всего 2-го класса. Кто это вы уже узнаете индивидуально от учителя.

 Корытько Ольга Петровна,
учитель-логопед,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением отдельных предметов № 3″,
г. Ханты — Мансийск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи, Родителям Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.