Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна, и в современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно.
Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте.
По данным В.К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально.
А. Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится».
И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно дошкольнику. И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной.
Дети с нарушениями речи имеют трудности в звукопроизношении, фонематическом восприятии, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи.
Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьёзным препятствием в усвоении программы детского сада.
Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звукового анализа слова.
При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа. Согласно программе Филичевой, Чиркиной, обучение детей звуковому анализу предполагает следующие этапы:
(Слайд № 2)
1этап выделение звука из слов:
Слова произносятся протяжно – выделяется звук [р] из слов: гррруша, горррох, огурррец, петух (в этом слове нет заданного звука)
На втором этапе учимся определять место звука в слове:
1 — начало слова, середина слова, конец слова. (Слайд № 3)
Детям предлагаются игры, где необходимо найти и обозначить место звука в слове (1 — начало, 2 — середина, 3 — конец) символом-фишкой.
(Слайд № 4) На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа: красные фишки обозначают гласные звуки, синие — твердые согласные, зеленые — мягкие согласные.
(Слайд № 5) на этом этапе детям предлагаются игры, например: «Звуковое дерево» на 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где «растет» слово.
Пример: слово «машина» на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.
(Слайд № 6) Так же детьми даётся графическое изображение звукового состава слова. Например:
Разберем слово «лук». Дети произносят слово «Ллллук». Первый звук — [Л]. «Луууук» , второй звук [У]. Третий –[К]. Даётся характеристика каждому звуку.
(Слайд № 7-8) Затем предлагаем детям картинки, к которым они должны составить звуковой анализ слова (изображенного картинкой) с помощью фишек (символов).
(Слайд № 9) Дальше детям даётся графическое изображение слов, к которым дети должны придумать свои слова.
(Слайд № 10-11) Далее предлагаем детям ребусы, где они отгадывают слова и составляют звуковой анализ слов с помощью фишек (символов).
Презентация
«Обучение звуковому анализу слова
детей старшего дошкольного возраста»
Учитель-логопед Чепкасова А. С.