Презентация: Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна, и в современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно.

Первые попытки сознательного выделения звука из слова,  а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте.

По данным В.К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально.

А. Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится».

И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно дошкольнику. И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной.

Дети с нарушениями речи имеют трудности в звукопроизношении, фонематическом восприятии, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи.

Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьёзным препятствием в усвоении программы детского сада.

Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звукового анализа слова.

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа. Согласно  программе Филичевой, Чиркиной, обучение детей звуковому анализу предполагает следующие этапы:

(Слайд № 2)

1этап выделение звука из слов:

Слова произносятся протяжно – выделяется звук [р]  из слов: гррруша, горррох, огурррец, петух (в этом слове нет заданного звука)

На втором этапе учимся определять место звука в слове:

1 — начало слова, середина слова,  конец слова. (Слайд № 3)

Детям предлагаются игры, где необходимо найти и обозначить место звука в слове (1 — начало, 2 — середина, 3 — конец) символом-фишкой.

(Слайд № 4) На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа: красные фишки  обозначают гласные звуки, синие — твердые согласные, зеленые — мягкие согласные.

(Слайд № 5) на этом этапе детям предлагаются игры, например: «Звуковое дерево» на 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где «растет» слово.

Пример: слово «машина» на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.

(Слайд № 6) Так же детьми даётся графическое изображение звукового состава слова. Например:

Разберем слово «лук». Дети произносят слово «Ллллук». Первый звук — [Л]. «Луууук» , второй звук [У]. Третий –[К]. Даётся  характеристика каждому звуку.

(Слайд № 7-8) Затем предлагаем детям картинки, к которым они должны составить звуковой анализ слова (изображенного картинкой) с помощью фишек (символов).

(Слайд № 9) Дальше детям даётся графическое изображение слов, к которым дети должны придумать свои слова.

(Слайд № 10-11) Далее предлагаем детям ребусы, где они отгадывают слова и составляют звуковой анализ слов с помощью фишек (символов).

Презентация
«Обучение звуковому анализу слова
детей старшего дошкольного возраста»

Звуковой анализ слова

Скачать презентацию

Учитель-логопед Чепкасова А. С.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков
Домашнее задание по теме «Продукты питания» Домашнее задание по теме «Продукты питания»
Игры для развития звуко-буквенного анализа и навыков анализа и синтеза Игры для развития звуко-буквенного анализа и навыков анализа и синтеза
Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р] Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р]

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.