Методическая разработка: Педагогическая программа «Символ-помощник»

ПрограммаАннотация:

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, относится формирование у них связной речи. В зоне особого внимания находятся монологические способности, программирование высказываний, составление рассказов, пересказов. Это необходимо как для дальнейшего успешного обучения в школе, так и для всестороннего развития личности ребенка.

Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерны ограниченный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения и слоговой структуры слов. Кроме того, у большинства из них наблюдаются нарушения внимания, памяти, несовершенство логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.

В целом, связная речь детей с ЗПР старшего дошкольного возраста оказывается на значительно более низком уровне по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

Особая роль в развитии связной речи принадлежит пересказу. В пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. У детей с ЗПР отмечаются трудности при составлении пересказа: нарушения порядка слов в предложении; аграмматизмы; нераспространенные предложения; трудности в логическом построении связного высказывания.

В коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ЗПР для достижения наилучшего результата и стойкости сформированных навыков связного высказывания используются приемы мнемотехники.

Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, облегчающих эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации. Приемы мнемотехники увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей с ЗПР развивается память, мышление, внимание, воображение и, следовательно, речь.

Мнемотехника является одним из путей решения проблемы обучения пересказу дошкольников с ЗПР, таким образом, мной была разработана программа «Символ-помощник» и календарно-тематическое планирование по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники.

Педагогическая программа «Символ-помощник» по обучению пересказу дошкольников с задержкой психического развития посредством использования мнемотехники

Содержание программы

Пояснительная записка

Одним из основных направлений в работе с дошкольниками с ЗПР является развитие связной речи.

Несформированность связной речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями.

Поэтому основной задачей для дальнейшего успешного обучения детей в школе является обучение в дошкольном учреждении умениям и навыкам связной речи.

Особое место в развитии речи занимает работа по обучению пересказу текстов.

Для ребенка с ЗПР процесс пересказа осложняется не только бедностью лексического багажа, затрудненностью воспроизведения структурно-синтаксических конструкций, но и непониманием общего смысла текста. Детям данной категории легче пересказывать текст с опорой на зрительный план высказывания. Таким планом может быть мнемотаблица.

Использование мнемотехники является эффективным средством по обучениюпересказу детей с ЗПР.

Цель программы: обучение пересказу дошкольников 5-6 лет с ЗПР посредством использования мнемотехники.

Программа включает комплекс занятий по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники. В комплекс входит 12 занятий по обучению пересказу повествовательных рассказов. Занятия по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники проводятся один раз в неделю. Длительность занятия — 25-30 минут.

В комплекс занятий по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использованиямнемотехникивходят повествовательные рассказы небольшие по объему (7-8 предложений) и имеют ярковыраженную сюжетную линию.

Для каждого занятия подобраны — наглядный материал (сюжетная картинка), составлены вопросы (для формирования умения выделять ключевое слово в предложении и фиксировать его в виде символа) и мнемотаблицы.

Занятия проводятся в игровой комнате. Дети располагаются так, чтобы они видели друг друга: на стульчиках, на ковре (на усмотрение воспитателя), так как важным условием успешного общения педагога и ребенка является визуальный контакт.

В игровой комнате следует организовать художественно-речевую среду. В уголке для чтения создать Страну Мнемоландию, где дети могут встретить героя Символика, увидеть иллюстрации к рассказам, портреты авторов, мнемотаблицы и символы, что способствует формированию навыков пересказа у дошкольников с ЗПР и общему развитию личности ребенка. Раз в неделю наглядно-иллюстративный материал меняется.

Важную роль на занятиях по обучению пересказу играет вымышленный герой – Символик (приложение 3). Этот забавный, добродушный человечек будет непосредственным участником всех занятий, своеобразным посредником между детьми и педагогом. Герой Символик способствует активному включению дошкольников в конкретную ситуацию общения, стимулирует их речевую деятельность.

Важно правильно организовать работу детей во время беседы по рассказу: для этого необходимо тщательно продумать и составить вопросы, которые выводили ребенка на ключевое слово в предложении. Ключевое слово изображается в виде символа и таким образом закрепляется в памяти ребенка. Символы выступают на занятиях помощниками куклы Символика и в игровой форме способствуют лучшему запоминанию содержания рассказа и его успешному пересказу. Далее символы составляются в мнемотаблицу, которая представляет своеобразный план рассказа и является эффективным средством обучения пересказу дошкольников с ЗПР.

Для занятий по обучению пересказу дошкольников с ЗПР посредством использования мнемотехники тщательно подбираются тексты о природе, животных, птицах. Учебные тексты способствуют развитию познавательного интереса дошкольников и позволят решать спектр коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

В своей работе мы используем произведения Л.С. Славиной, Я.Тайца, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Е. Чарушина.Тексты подбираются небольшие по объему (7-8 предложений), с четко выраженной структурой – начало, середина, конец сюжета.

В основе коррекционной работы по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники предлагается следующий алгоритм занятия:

  1. Предварительная работа.
  2. Организационный момент.
  3. Подготовка к восприятию текста.
  4. Чтение рассказа.
  5. Физкульминутка.
  6. Повторное чтение рассказа с установкой на самостоятельный пересказ.
  7. Моделирование рассказа с помощью символов, которые собираются в мнемотаблицу.
  8. Пересказ рассказа с наглядной опорой на мнемотаблицу.
  9. Подведение итогов занятия.

На некоторых занятиях для закрепления изображения символа героев рассказа можно использовать нетрадиционную технику рисования, рисование ладошками, пальчиками. Используя нетрадиционную технику рисования, дети самостоятельно изображают героев рассказов «Ежик », «Голубка» и т.д. (приложении).

Дошкольникам очень нравится такая творческая работа. В будущем можно предложить детям самостоятельно изображать символы к ключевым словам для составления мнемотаблиц, используя нетрадиционную технику рисования.
В нашей работе используются и традиционные методические приемы по обучению пересказу детей с ЗПР: беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры.

Лексико-грамматические упражнения, направленные на образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один-много», «Лови и называй»; образование названий детенышей в единственном и множественном числе «Назови детеныша», «Назови детенышей»; образование притяжательных прилагательных «Чей хвост?», «Чей след?», «Чьи лапы?»; закрепление формы предложного падежа существительных «Кто где живет?», «Помоги животным найти свой домик».

Технические средства: аудиозапись музыкальных фрагментов для раскрытия темы произведения.

На занятиях по обучению пересказу дошкольники с ЗПР узнают много нового и интересного об окружающем мире. Занятия проводятся в игровой форме, где царит атмосфера взаимопонимания, добра и доверия.

Педагогическая программа «Символ-помощник» предполагает вовлечение в коррекционную работу воспитателей и родителей с целью предварительной работы по подготовке детей к занятиям и закрепления полученных навыков.

Основные направления коррекционной работы по обучению пересказу дошкольников с ЗПР посредством использования мнемотехники для учителя-логопеда

  1. Разработка комплекса занятий с использованием вопросов по тексту, картинного материала, мнемотаблиц для обучения навыков пересказа.
  2. Разработка перспективного планирования коррекционной работы по программе по обучению пересказу посредством использованием мнемотехники для детей старшей группы с логопедическим заключением ЗПР сроком на 3 месяца.
  3. Проведение консультаций для воспитателей по использованию программы «Символ-помощник» для предварительной работы по обучению пересказу детей с ЗПР на занятиях и на протяжении всех режимных моментов.
  4. Проведение консультаций, изготовление папок-передвижек для родителей по обучению пересказу с использованием мнемотехники детьми дома.
  5. Координирование коррекционной работы воспитателей и родителей по использованию программы с целью развития навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Основные направления коррекционной работы по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники для воспитателя

  1. Уточнение лексического значения слов, объяснение понятий, которые используются на занятиях и малопонятны детям данного возраста.
  2. Формирование знаний у детей об окружающих предметах и явлениях необходимых при проведении занятий, незнание которых может вызвать трудности в понимании текста при обучении навыкам пересказа.

Основные направления коррекционной работы по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники для родителей

  1. Закрепление у детей навыков пересказа текстов с опорой на символы и мнемотаблицы в домашних условиях в вечернее время и в выходные дни.
  2. Пересказывание текстов самостоятельно с опорой на символы и мнемотаблицы в домашних условиях, в вечернее время и в выходные дни.

Для наиболее эффективного проведения коррекционной работы предлагаем использовать календарно-тематический планпо обучению пересказу дошкольников с ЗПР посредством использования мнемотехники. Педагог планирует использование конспекта занятия по обучению пересказу повествовательных рассказов с использованием картинного материала и мнемотаблиц на текущую неделю.

Логопед и воспитатели включаются в работу с первой недели для предварительной подготовки детей к занятиям.
Родители включаются в работу со второй недели для закрепления уже сформированных педагогами у детей умений и навыков пересказа. Перспективное планирование представлено ниже.

Календарно-тематическое планирование по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники

Месяц Неделя

Тема занятия

Задачи коррекционной работы

Оборудование

ФЕВРАЛЬ

1 Занятие по обучению пересказу рассказа «Кошка и еж» с использованием мнемотехники. Задачи: -активизировать речевую деятельность детей;

-учить детей внимательно слушать текст и понимать смысл сюжетного рассказа;

-учить детей заменять ключевые слова в предложениях знаками-символами;

-формировать навыки подробного пересказа с опорой на схемы-модели сюжетного рассказа;

-формировать положительную установку на участие в занятии;

-формировать доброжелательные отношения между педагогом и детьми.

 

Текст, предметная картинка, вопросы по тексту, мнемотаблица.
2 Занятие по обучению пересказу рассказа  «Алеша потерял галошу»с использованием мнемотехники. Текст, предметная картинка, вопросы по тексту, мнемотаблица.
3 Занятие по обучению пересказу рассказа «Муравей и голубка» (Л.Н. Толстой) с использованием мнемотехники. Текст, предметная картинка, вопросы по тексту, портрет автора, мнемотаблица.
4 Занятие по обучению пересказу рассказа «Гуси» (К.Д. Ушинский) с использованием мнемотехники. Текст, предметная картинка, вопросы по тексту, портрет автора,мнемотаблица.

МАРТ

1 Занятие по обучению пересказу рассказа «Шарик» (Л.С. Славина) с использованием мнемотехники. Текст, предметная картинка, вопросы по тексту, мнемотаблица.
2 Занятие по обучению пересказу рассказа «Поезд» (Я. Тайц) с использованием мнемотехники. Текст, предметная картинка, вопросы по тексту, портрет автора, мнемотаблица.
3 Занятие по обучению пересказу рассказа «Медведь» (Е. Чарушин) с использованием мнемотехники. Задачи: -активизировать речевую деятельность детей;

-учить детей внимательно слушать текст и понимать смысл рассказа;

-учить детей заменять ключевые слова в предложениях знаками-символами;

-формировать навыки подробного рассказа с опорой на схемы-модели повествовательного рассказа;

-формировать положительную установку на участие в занятии;

-формировать доброжелательные отношения между педагогом и детьми.

 

Текст, предметная картинка, вопросы по тексту, портрет автора, мнемотаблица. 
4 Занятия по обучению пересказу рассказа «Кровать куклы» (Л.С. Славина) с использованием мнемотехники. Текст, предметная картинка, портрет автора, вопросы по тексту, мнемотаблица.

АПРЕЛЬ

1 Занятие по обучению пересказу рассказа «Работа на огороде» с использованием мнемотехники. Текст, предметная картинка, вопросы по тексту, мнемотаблица.
2 Занятие по обучению пересказу рассказа «Щенок» с использованием мнемотехники. Текст, предметная картинка, вопросы по тексту, мнемотаблица.
3 Занятие по обучению пересказу рассказа «Галка и кувшин» (Л.Н. Толстой) с использованием мнемотехники. Текст, предметная картинка, вопросы по тексту, протрет автора, мнемотаблица.
4 Занятие по обучению пересказу рассказа «Петя помог» с использованием мнемотехники. Текст, предметная картинка, вопросы по тексту, мнемотаблица.

Кондратьева Людмила Васильевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №53 «Елочка»,
г.Тамбов

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Методики Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.