Перспективный план игр и игровых упражнений по развитию слухового восприятия во второй младшей группе для детей с ТНР. Данный материал содержит игры и упражнения, которые могут быть использованы в работе с детьми с ЗПР.
Лексическая тема |
Название игры цель игры |
Дополнительное оборудование |
сентябрь |
||
Детский сад | Игра «Умные ножки». Цель. Учить ходить под ритмичные звуки барабана. |
барабан |
Игрушки | Игра «Поручения». Цель. Учить выполнять элементарные инструкции взрослого: приносить, класть в заданное место игрушку. |
игрушки |
Части тела | «Пальчик о пальчик». Цель. Развитие слухового внимания. Совершенствовать навык действовать по сигналу взрослого. Стучать пальчик о пальчик, на слово «ай» спрятать мячики за спину. |
|
октябрь |
||
Туалетные принадлежности | Упражнение «Хлопки». Цель. Учить слушать и воспроизводить хлопки. Игра «Угадай, что звучит?» (с музыкальными инструментами) |
Колокольчик и музыкальный молоток, картинки |
Осень | Упражнение «Что звучит?». Цель. Учить различать элементарные звуки окружающего (дождь, ветер) и соотносить с соответствующей картинкой. |
Картинки со схематичным изображением явлений окружающего. |
Овощи | Упражнение «Соберем овощи в корзинку». Цель. Учить брать и класть в корзинку названные овощи. Упражнение «Шумовые коробочки». |
Корзинка,овощи. Шумовые коробочки. |
Фрукты | Игра «Угадай, что звучит?» (с музыкальными инструментами). Цель. Учить различать звучание три непохоже звучащих инструмента. (колокольчик, музыкальный молоток, дудочка) и соотносить с картинкой. |
Колокольчик, музыкальный молоток, дудочка, картинки |
ноябрь |
||
Моя семья | Упражнение «Кто так говорит?». Цель. Учить воспроизводить эмоционально окращенные речевые звуки (А- плачет девочка, показываем горло врачу, О- стонет бабушка, У- плачет мальчик) |
Картинки с изображением соответствующих персонажей |
Одежда | Упражнение «Где гремит?» (с колокольчиком). Цель. Учить определять направление звука. |
колокольчик |
Обувь | Игра «Слушай, делай». Цель. Учить различать звуки по силе, соотносить с движениями (на тихие удары в бубен идут на носочках, на громкие - маршируют) |
бубен |
Домашние животные | Игра «Кто позвал?». Цель. Учить определять по звукоподражанию домашнее животное. |
Набор домашних животных, ширма |
декабрь |
||
Домашние животные | Игра «Две собачки». Цель. Развивать способность различать силу голоса (громко-тихо). |
Две собачки большая и маленькая |
Домашние птицы | Игра «Кто позвал?». Цель. Учить определять по звукоподражанию домашнюю птицу. |
Набор домашних птиц, ширма |
Зима | Упражнение «Хлопни, как я». Цель. Учить воспроизводить ритмический рисунок хлопков (два хлопка) |
|
Новый год | Игра «Найди Петрушку». Цель. Учить определять направление звука (колокольчик). |
колокольчик |
январь |
||
Зимние игры | Упражнение «Разные дорожки». Цель. Учить опредлять долготу звука, соотносить с предметом соответствующей длины (полоска) |
Дудочка, молоток,полоска, |
Зимующие птицы | «Кто кричит?». Цель. Учить определять по звукоподражаниям ворону и воробья. |
Картинки вороны и воробья, ширма |
Дикие животные | «Кто идет по лесной тропинке?». Цель. Учить различать по силе и высоте звукоподражаний животное и соотносить с соответствующей картинкой (медведь, заяц) |
Картинки медведь, заяц |
февраль |
||
Дикие животные | Игра «Три медведя». Цель. Учить различать голос по высоте, соотносить с соответствующим животным. |
Картинки трех медведей |
Дом | Игра «Что делают дома?». Цель. Учить узнавать бытовые шумы, соотносить с картинкой (по глаголу). |
Картинки глаголов (моют посуду, пылесосят) |
Мебель | Упражнение «Разные дорожки». Цель. Учить определять долготу звука, соотносить с предметом соответствующей длины (веревочка). |
Дудочка, молоток, веревочка |
март |
||
Мамин праздник | Игра «Что делает мама?». Цель. Учить узнавать бытовые шумы, соотносить с картинкой (по глаголу). |
Картинки глаголов (кипит чайник, работает микроволновка) |
Посуда | Упражнение «Волшебная ложечка». Цель. Учить различать звуки по тембру (дерево, железо). |
Ложечка, железная кастрюля, деревянная миска |
Продукты питания | Упражнение «Шумовые коробочки». Цель. Учить различать на слух звучание манной крупы и гречневой. |
Шумовые коробочки |
Врач | Упражнение «Что делает доктор?». Цель. Учить понимать, показывать (называть) глаголы «дает», «идет». |
Картинки глаголов |
апрель |
||
Весна | Упражнение «Звуковая картинка». Цель. Учить определять по тембру звуки природы(журчит ручей, поют птички), соотносить с картинкой. Упражнение «Смотри и хлопай». |
Звукозапись, картинки. Схема |
Перелетные птицы | Упражнение «Хлопни, как я». Цель. Учить воспроизводить ритмический рисунок хлопков (три хлопка). |
|
Дикие животные весной | Игра «Кто идет по дорожке?». Цель. Учить узнавать животное по ритму, переданному ударами бубна. |
бубен |
Пассажирский транспорт | Упражнение «Как гудит машина?». Цель Учить передавать хлопками как гудит машина(би-би, би-би-би). |
|
май |
||
Грузовой транспорт | Упражнение «Разные дорожки». Цель. Учить опредлять долготу звука, соотносить с предметом соответствующей длины (веревочка). |
|
Лето. Цветы | Упражнение «Что с цветочком?». Цель. Учить слышать повышение (цветочек расцвел) и понижение голоса (цветочек завял). |
Две картинки цветка |
Лето. Насекомые | Упражнение «Жуки-комары». Цель. Учить различать речевые звуки, соотносить с картинкой. |
Картинки жуков, комаров |
Мы растем ловкими и сильными | Игра «Угадай, что звучит?» (с музыкальными инструментами). Цель. Учить различать звучание три-пять непохоже звучащих инструмента (колокольчик, музыкальный молоток, дудочка, погремушка, металлофон) |
Колокольчик, музыкальный молоток, дудочка, погремушка, металлофон |
Виктория Рязанова
учитель-логопед,
детский сад 325,
г. Новосибирск