Презентация-выступление по теме «Дисграфия»

Представленный материал является выступлением-исследованием по теме «Дисграфия».

Дисграфия — частичное нарушение процесса письма,  проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

В данном исследовании подробно представлен материал по исправлению дисграфии у школьников.

Презентация [Дисграфия]

Содержание презентации «Исследование на тему «Дисграфия»:

Анализ обследований устной и письменной речи показал: дислексией и дисграфией страдают 6 – 8 % младших школьников.

У мальчиков такие дефекты встречаются в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Агата Кристи (1890-1976), сочинительница детективов. Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг. Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.

Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать. Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок.

Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.

Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.

ПРОЦЕСС ПИСЬМА:

-    Речедвигательный анализатор.

-    Речеслуховой анализатор.

-    Речезрительный анализатор.

-    Двигательный анализатор.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ, ВХОДЯЩИЕ В ПРОЦЕСС ПИСЬМА:

1. Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
- Определение последовательности и количества звуков;
- Уточнение звуков.

2. Перевод фонем в графемы.

3. «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений.

Причины возникновения нарушений письма:

  • Наследственные факторы
  • Функциональные нарушения головного мозга (внутренние и внешние)
  • Патогенные факторы
  • Органические факторы

Механизмы дисграфий:

1. Неправильное произношение звуков.

2. Недостаточность слуховых дифференцировок.

3. Нарушение языкового анализа и синтеза.

4. Недоразвитие грамматического строя речи.

5. Несформированность зрительно- пространственных функций.

Симптомы дисграфий:

Речевые симптомы:

Ошибки на уровне буквы.
Ошибки на уровне слова.
Ошибки на уровне предложения.

Неречевые симптомы:

Неврологические нарушения, нарушения познавательной деятельности, памяти, внимания, моторики, зрительно – пространственных ориентировок и т.д.

 

Проанализировав ошибки детей при письме, выделяем часто встречающиеся виды дисграфий:

  • Артикулярно – акустическая – отражение в письме, неправильное произношение.
  • Акустическая – нарушение фонемного распознавания.
  • Аграмматическая – недоразвитие грамматического строя речи.
  • Оптическая – недоразвитие зрительного гнозиса пространственных представлений.

 

Распределение детей по видам дисграфий ( N = 25 )

Дисграфии %
Сложная, смешанная форма дисграфии (акустическая, оптическая, фонематическая, аграмматическая с элементами дизорфографии и явлениями языковой интерференции)   54
Фонематическая: преимущественно на почве смешения дифференциальных признаков оппозиционных фонем, звукобуквенного состава слова 20
Оптическая: преимущественно на почве нарушения дифференциальных признаков графических образов букв 7
Графомоторная: преимущественно на почве кинестетической и кинетической апраксии пишущей руки 8
Артикуляторно- акустическая: на почве нарушения фонетического анализа звукового состава слова, трудностей программирования и контроля 11

 

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия

Механизмы:

1. Неточность слуховой дифференциации звуков. Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки (смешиваются: звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, свистящие-шипящие, африкаты и их компоненты

2. Неточность кинестетического анализа.

3. Неточность в выборе фонемы. В нарушениях обозначения мягкости согласных на письме(при помощи «ь» и гласных нижнего ряда.

Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

1. Развитие языкового анализа и синтеза

2. Развитие слогового анализа и синтеза

3. Развитие фонематического анализа и синтеза

 

Аграмматическая дисграфия

Механизмы аграмматической дисграфии:

- Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений.

1. Проявляется на уровне слова: искажение морфологической структуры слова, изменение падежных окончаний, предложных конструкций, падежа местоимений.

2. Проявляется на уровне словосочетания: нарушение согласования (сущ.+прил.,сущ.+числ.).

3. Проявляется на уровне предложения и текста: нарушение согласования слов в предложении.

Коррекционная работа при аграмматической дисграфии:

Развитие лексико-грамматического строя речи.

 

Оптическая дисграфия

Механизмы оптической дисграфии:

Несформированность зрительно – пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

1. Проявляется в искажённом воспроизведении букв на письме.

2. Проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв.

Коррекционная работа при оптической дисграфии:

Развитие зрительно-пространственных функций:

-  зрительного гнозиса,

- зрительного мнезиса,

- зрительного анализа и синтеза,

- пространственных представлений.

 

Основные ошибки учащихся при дисграфии:

  • Замены звуков по глухости – звонкости.
  • Замены звуков по твердости – мягкости.
  • Пропуски букв, слогов при диктанте.
  • Перестановки букв, слогов.
  • Слитное написание слов с предлогами.
  • Слияние двух предложений в одно.

Скачать: Презентация — исследование по теме [Дисграфия]

Над проблемой работала
учитель – логопед МОУ СОШ № 18
Матяж Валентина Ивановна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: , ,

Сейчас читают:

Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи
Педагогическое партнерство: интеллектуальная и речевая готовность к школе Педагогическое партнерство: интеллектуальная и речевая готовность к школе

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.