Аннотация
Данная разработка представляет собой методическое пособие, направленное на коррекцию оптической дисграфии у учащихся начальных классов с речевой патологией.
В основу разработки комплекта положены рекомендации программы по русскому языку специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида, а также результаты исследований нарушений письменной речи учащихся современных авторов (И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н.Корнев).
Цель методического пособия – устранение специфических нарушений письменной речи младших школьников, вызванных несформированностью зрительного гнозиса, пространственных представлений, графо-моторных координаций.
Предложенное пособие может быть использовано учителями начальных классов, логопедами, работающими на логопунктах при общеобразовательных школах, логопедами коррекционных образовательных учреждений V вида. В пропедевтических целях может быть использовано логопедами дошкольных образовательных учреждений и воспитателями коррекционных групп.
Материалы, представленные в программе, могут быть реализованы на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях с детьми.
Пояснительная записка
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей с тяжелой речевой патологией в настоящее время является одной из актуальных задач логопедии. Речевые нарушения детей, обучающихся в образовательных учреждениях V вида, имеют сложную структуру дефекта. Речь учащихся, как импрессивная, так и экспрессивная, отличается неполноценностью всех компонентов речевой системы. Наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка, несформированность н6авыков чтения и письма. При оптической форме дисграфии у детей также наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, несформированность представлений о форме и цвете, величине предмета, недостаточное развитие пространственного восприятия и представлений, трудность усвоения оптического образа буквы.
Данная разработка представляет собой методическое пособие, направленное на коррекцию оптической дисграфии учащихся начальных классов с речевой патологией.
Цель методического пособия – устранение специфических нарушений письменной речи младших школьников, вызванных несформированностью зрительного гнозиса, пространственных представлений, графо-моторных координаций.
Задачи:
- Формирование зрительного восприятия, пространственных представлений.
- Дифференциация смешиваемых букв.
- Формирование навыка правильного написания смешиваемых букв.
Актуальность обоснована необходимость разработки системы коррекционной работы по устранению нарушений письма, способствующей повышению уровня грамотности учащихся.
Коррекционная работа проводится в четыре этапа. Основные этапы и содержание программы представлены в таблице.
Этапы |
Цель |
Содержание. |
I Диагностический |
Определение уровня, характера нарушения письменной речи. |
|
II Подготовительный |
Формирование зрительного восприятия, пространственных представлений. |
|
III Основной |
Формирование навыка правильного написания смешиваемых букв. |
|
IV Заключительный |
Проверка сформированности навыка правильного написания букв. |
|
Методические рекомендации
Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при устранении оптической дисграфии нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок. После осуществления комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий. В данном случае нарушения письма у ребенка носит системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на развитие речевой системы в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
Главной целью коррекционной работы является закрепление связей между фонемой – артикулемой – графемой — кинемой. Для лучшего усвоения образа буквы педагог должен привлекать к работе максимальное количество анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный.
Для осуществления коррекционной направленности занятий, педагогу целесообразно использовать следующие приемы:
- Использовать упражнения по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти на предметах и геометрических фигурах.
- Вырезать, лепить букву из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв (Р. И. Лалаева).
- Конструировать буквы из различного материала и реконструировать их.
- Проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Тематическое планирование
34 часа
№ |
Тема занятия |
Цели занятия |
Задачи занятия |
I этап диагностический 1 час |
|||
1. |
Диагностика. | Определить уровень, характер нарушения письменной речи. |
|
II подготовительный 10 часов |
|||
1. |
Восприятие цвета, формы, величины. | Развивать зрительный гнозис. |
|
2. |
Восприятие цвета, формы, величины букв. | Развивать буквенный гнозис. |
|
3-4. |
Упражнения на развитие зрительного анализа и синтеза. | Развивать зрительный анализ и синтез. |
|
5. |
Расширение объема зрительной памяти. | Уточнять и развивать объем зрительной памяти. |
|
6. |
Зрительное восприятие. | Формировать свойства зрительного восприятия |
|
7. |
Ориентировка в схеме собственного тела. | Развивать пространственное восприятие и представление. |
|
8. |
Ориентировка в окружающем пространстве. | Развивать пространственное восприятие и представление. |
|
9-10. |
Зрительно-моторные координации. | Формировать зрительно-моторные координации. |
|
III Основной 22 часа |
|||
1. |
Дифференциация изолированных смешиваемых букв. |
|
|
2. |
Анализ и синтез состава букв в наглядно-действенном плане. |
|
|
3. |
Анализ и синтез состава букв отвлеченно. |
|
|
4. |
Анализ и синтез состава букв по представлению. |
|
|
5. |
Графический диктант. |
|
|
6-10. |
Дифференциация смешиваемых букв в слогах. |
|
|
11-14. |
Дифференциация смешиваемых букв в словах. |
|
|
15-18 |
Дифференциация смешиваемых букв в предложениях. |
|
|
19-22 |
Дифференциация смешиваемых букв в тексте. |
|
|
IV заключительный 1 час |
|||
1. |
Диагностика. | Проверка сформированности навыка правильного написания букв. |
|
Мехоношина Надежда Владимировна,
учитель-логопед