Для обследования речи и общепсихических процессов детей с ОНР (общим недоразвитием речи) можно использовать предложенную форму «Протокол обследования речи».
Цель методической разработки:
- Оптимизация процесса обследования речи детей,
- Проведение объективного всестороннего анализа данных диагностики для выстраивания индивидуальных коррекционных маршрутов,
- Для наглядного консультирования родителей и включения их в совместную деятельность при закреплении учебных навыков.
Чёткая лаконичная структура «Протокола обследования речи» позволяет фиксировать и отслеживать индивидуальные особенности развития речи, выявлять специфические трудности и проблемы, характерные для того или иного конкретного случая.
Протокол обследования речи состоит из таблиц на отдельных листах (по обследованию словаря, звукопроизношения, навыков словообразования и словоизменения, особенностей мыслительных процессов и так далее), которые можно видоизменять, варьировать, по–разному чередовать между собой в зависимости от особенностей контингента детей, их возраста, предпочтений учителя-логопеда в оформлении документации.
Протокол обследования речи удобен как в диагностический период (проводится полное обследование), так и в учебной деятельности на индивидуальных занятиях (эпизодическое обследование, как промежуточный мониторинг, на этапе определённого занятия). Таким образом, диагностические данные можно дополнять и в течение года, прослеживая динамику речевого развития воспитанников по мере необходимости.
Дереча Лариса Ивановна,
учитель-логопед
казенного образовательного учреждения Омской области
«Специальная (коррекционная) начальная школа –
детский сад № 301» Дошкольный инклюзивный центр «АБВГДейка»