Учителя-логопеды постоянно выступают на родительских собраниях, особенно перед родителями будущих первоклассников. На собрании хочется не просто «донести» до родителей полезную информацию, но и заинтересовать «непутевых» родителей в необходимости помочь вовремя исправить речевые проблемы своего ребенка. Как правило, время выступления на родительском собрании ограничено, а интересной и полезной информации очень много. Поэтому в своем выступлении старалась охватить все самое главное и нужное и представить в доступной для родителей форме.
Родительское собрание «Скоро в школу»
На слайде представить родителям сравнительную таблицу результатов обследования в старшем дошкольном возрасте.
Логопед:
- Недавно мне попался на глаза рассказ Виктора Драгунского «ЗАКОЛДОВАННАЯ БУКВА» . В этом рассказе говорится о том, как дети гуляя во дворе, увидели на елке шишки и стали спорить:
- Смотрите, а на елке сыски висят.
«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. — Ой, умру от смеха! Сыски!
А я, конечно, поддавал жару:
- Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!
- Ах, мне плохо! Сыски…
У Аленки нижняя губа скривилась:
- Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит.
Мишка сказал:
- Эка невидаль! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Ну Что? Правда, здорово — хыхх-кии!
Глядя на них, я так хохотал. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:
- Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!
И действительно так, лет 5-10 назад дети так говорили 20-30 %, а сейчас это 85 % детей.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
Если в 3-3,5 года
- ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
- в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
- он не повторяет за Вами слова,
- или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих (ш, ж, ч, щ) и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
Если в 4 года
- у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
- не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
Если в 5-6 лет
- все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
- ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
- допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.
Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами.
- хорошее физическое развитие ребенка;
- развитый физический слух;
- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
- нормальное функционирование ЦНС;
- владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
- коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе.
- Сформированность звуковой стороны речи.
- Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
- Умение пользоваться разными способами словообразования.
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Фонематический слух — основа правильной речи. Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Особенно необходимо развивать детям с речевыми проблемами, т.к у детей нарушен фонематический слух.
Владеть пересказом, составлять самостоятельно рассказ.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье.
Ни одна коррекционно–развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. 30 % — это работа логопеда, а остальное родители. На каждую группу звуков дается определенное количество времени. Обязательно надо выполнять домашние задания, которые занимают не больше пяти минут утром и вечером, а затем материал усваивается в процессе обычной жизни. И если вы не выполняете домашние задания и не сотрудничаете с логопедом, то результаты коррекционной работы будут отрицательными.
Дисграфия – это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. Это определённое нарушение письма. При дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова.
Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова. Вторично возникают нарушения понимания текста, дефицит читательского опыта и словаря. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного.
При дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.
Не исправив речевые проблемы устной речи, наберете проблемы с чтением в письмом. Хотим мы этого или нет, но они будут.
Письменная речь тогда развивается хорошо, когда полностью усвоена устная речь.
Это одна из причин появления вторичного дефекта дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Профилактика дисграфии и дислексии осуществляется по тем критериям готовности к школьному обучению, которые я вам уже озвучивала.
«Записка двоечника».
Это записка ребенка, который в свое время не обратился к специалистам за помощью. Делайте выводы.
Много счастливых и компанейских людей, которые окружают нас, могли вполне бы быть стеснительными неудачниками, если бы их когда-то вовремя не отвели к логопеду.
Берегите себя и свих близких.
Спасибо за внимание.
Дополнение:
ФФНР — Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние:
- Недифференцированное произношение пар или групп звуков.
- Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка.
- Смешение звуков.
Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков. В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной.
Стертая дизартрия – это когда ухудшается связь между ЦНС и речевым аппаратом. Специалисты называют это положение недостаточной иннервацией. В результате ухудшается произносительная сторона речи (произношение, темп, ритм, интонация). При дизартрии плохая дикция и невыразительная речь – это происходить не от расслабления или невнимания, а от микро органического поражения головного мозга.
Дизартрия – это диагноз невролога и практика показывает, что логопед не всегда может с ней совладать самостоятельно.
Презентация «Скоро в школу»
Содержание презентации:
Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
- хорошее физическое развитие ребенка;
- развитый физический слух;
- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
- нормальное функционирование ЦНС;
- владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
- коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
Критерии готовности к школьному обучению
- Сформированность звуковой стороны речи.
- Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
- Умение пользоваться разными способами словообразования.
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Самое главное для хороших результатов — это сотрудничество логопеда и родителей!
Дисграфия – это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. Это определённое нарушение письма. При дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова.
Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова. Вторично возникают нарушения понимания текста, дефицит читательского опыта и словаря.
При дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.
Насырова Анна Михайловна,
учитель-логопед
МБОУ НШ «Перспектива» (дошкольное отделение),
г. Сургут, Тюменская область