В статье представлен анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида.
В ходе осуществления и решения задач коррекционной логопедической работы за данный период велась плановая работа по следующим направлениям:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- консультативное;
- организационное;
- методическое.
Диагностическая работа
В начале учебного года было проведено комплексное обследование устной и письменной речи учащихся 1 – 7 классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи. Изучалось состояние неречевых процессов (мышления, памяти, воображения, творческих способностей, умения ориентироваться в пространстве и времени), уровень сформированности учебных навыков. Изучение велось путем обследования, наблюдения, тестирования.
Организационная работа
На логопедические занятия было принято 19 учащихся, из них:
- 4 учащихся 1 класса,
- 4 учащихся 3 класса,
- 4 учащихся 4 класса,
- 6 учащихся 5 классов,
- 1 учащийся 7 класса.
На каждого ребёнка была оформлена вся необходимая документация, в том числе индивидуальный план развития ребёнка.
Дети-логопаты были укомплектованы в группы и подгруппы. Было составлено расписание занятий, определён перспективный план работы с каждой группой. В зависимости от речевого нарушения были сформированы группы и подгруппы со следующими речевыми патологиями:
№ п/п |
ФИ учащегося |
Кл. |
Группа |
Логопедическое заключение |
1 |
Б. Егор |
3 |
Группа №1 |
Системное недоразвитие речи легкой степени |
2 |
З. Станислав |
3 |
||
3 |
П. Анастасия |
3 |
||
4 |
С. Александр |
3 |
||
5 |
П. Виктория |
1 |
Группа №2 |
Системное недоразвитие речи средней степени |
6 |
Т. Илья |
1 |
||
7 |
Х. Илья |
1 |
||
8 |
Ч. Александр |
1 |
||
9 |
Л. Виктория |
4 |
Подгруппа №3 |
Системное недоразвитие речи тяжелой степени |
10 |
П. Яна |
4 |
||
11 |
С. Максим |
5б |
Подгруппа №4 |
Дисграфия, обусловленная нарушением различных форм языкового анализа и синтеза |
12 |
С. Юрий |
5а |
||
13 |
Л. Иван |
4 |
Подгруппа №5 |
Оптическая дисграфия |
14 |
Х. Михаил |
5б |
||
15 |
Е. Андрей |
7 |
Подгруппа № 6 |
Аграмматическая дисграфия |
16 |
Х. Екатерина |
4 |
||
17 |
А. Татьяна |
5а |
Подгруппа №7 |
Акустическая дисграфия |
18 |
С. Артем |
5а |
||
19 |
М. Алексей |
4 |
Дислалия | |
А. Татьяна |
5а |
|||
С. Юрий |
5а |
Расписание занятий составлялось с учетом классного расписания уроков и утверждено директором школы.
Коррекционная работа
Коррекционно-развивающая работа планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей учащихся. Результаты отражались в специальной речевой карте.
Согласно расписанию проводились групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Индивидуальные и подгрупповые занятия старалась строить с учетом индивидуальных особенностей детей и их диагноза. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой моторики и психических процессов.
Организация индивидуальной работы с учащимися
№ п\п |
ФИ учащегося |
Класс |
Дни занятий |
Время |
1 |
М. Алексей |
4 |
Вторник | 14.20. – 14.35. |
Среда | 14.20. – 14.35. | |||
2 |
А. Татьяна |
5а |
Вторник | 14.40. – 14.55. |
Четверг | 15.05. – 15.45. | |||
3 |
С. Юрий |
5а |
Среда | 14.45. – 15.00. |
Четверг | 14.20. – 14.35. |
С улучшениями год закончили следующие учащиеся:
№п\п | Фамилия, имяучащегося |
Кл. |
Результат |
1 | П. Виктория |
1 |
-расширился словарный запас;- поставлен [c], автоматизирован в слогах, словах. |
2 | Т. Илья |
1 |
- улучшилось состояние речевой моторики; |
3 | Х. Илья |
1 |
-улучшился фонематический слух;-расширился словарный запас. |
4 | З. Станислав |
3 |
- поставлен звук [ш], звук введен в речь. |
5 | П. Анастасия |
3 |
-расширился словарный запас;-стали реже наблюдаться нарушения грамматической
структуры предложения. |
6 | М. Алексей |
4 |
-улучшился фонематический слух;- улучшилось состояние речевой моторики. |
7 | С. Юрий |
5а |
- улучшилось состояние речевой моторики. |
8 | А. Татьяна |
5а |
- поставлен звук [л], на стадии автоматизации в словах. |
9 | С. Максим |
5б |
-выросла техника чтения; |
10 | Х. Михаил |
5б |
-при письме стал допускать меньшее количество ошибок. |
Таким образом, 10 учащихся по окончанию учебного года имеют улучшения, что составляет 52% всех детей посещающих занятия.
Консультационно-просветительская деятельность
В течение 2015-2016 года проводилась консультативно-просветительская работа:
1. Выступления на педсовете школы «Организация логопедического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ», на заседании школьной ПМПк «Характеристика речи вновь поступивших детей в 2015-2016 учебном году».
2. Консультации, беседы педагогам школы «Роль учителя в формировании грамматически правильной речи», «Виды речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение чтением, письмом», «Использование логопедических приемов на уроках русского языка, чтения, и развития речи», «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков», «Развитие навыков звукобуквенного анализа у учащихся младших классов».
3. Консультации, беседы родителям «Информирование родителей о результатах логопедического обследования», «Обучение некоторым логопедическим приемам работы в семье», «Речевая подготовка детей к школе в семье», «Почему ребенок говорит неправильно, «Родителям о речи ребенка», «Что такое звуковой анализ и синтез и зачем они нужны?», «Учим детей рассказывать», «Развитие речи детей через общение и игру».
Самообразование
Индивидуальная тема самообразования: «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда».
На четвертом этапе в 2015 – 2016 учебном году была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логопедической работе:
1. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчеты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.
2. Систематизированы по папкам картинки и презентации для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развития грамматического строя и связной речи учащихся.
3. Создан банк данных компьютерных развивающих логопедических программ и игр.
4. Подготовлены и размещены на образовательные сайты следующие материалы:
№ |
Интернет-ресурс |
Название материала |
Серия, № публикации |
1 |
Всероссийский образовательный портал «Продленка» | Литературная викторина «Волшебный мир сказок» | СЕРИЯ 138685-169809 |
2 |
Всероссийский образовательный сайт «Логопедический портал» | Отчет о проведении «Недели логопедии» | № публикации 1020 |
3 |
Всероссийский образовательный портал «Продленка» | Конспект занятия «Прогулка в лес» | СЕРИЯ 139244-196552 |
4 |
Всероссийский образовательный сайт «Логопедический портал» | Конспект индивидуального логопедического занятия «Поездка в цирк» | № публикации 1045 |
5 |
Всероссийский образовательный портал «Продленка» | Проект «Чтение – вот лучшее учение» | СЕРИЯ 139244-196548 |
6 |
Всероссийский образовательный портал «Продленка» | Презентация проекта «Чтение – вот лучшее учение» | СЕРИЯ 139244-196548 |
5. Принято участие в Международной педагогической конференции «Современные информационные технологии в практике работы педагога» на Всероссийском образовательном Портале «Продленка.орг». Название работы «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в коррекционной школе VIII вида»
Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.
- Приобретение наглядных пособий «Ягоды», «Домашние животные».
- Изготовление картотеки дыхательной гимнастики.
- Пополнение раздаточного материала по коррекции акустической, оптической, аграмматической дисграфий.
- Пополнение раздаточного материала по развитию психических процессов.
Проанализировав логопедическую работу учителя-логопеда за 2015-2016 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.
Положительных результатов в логопедической работе удалось достичь благодаря тщательному логопедическому обследованию, установлению причин речевых нарушений, правильному логопедическому заключению, чёткому планированию логопедической работы в целом и составлению индивидуальных программ логопедического сопровождения, совместной работе с воспитателями и учителями, использованию в работе современных образовательных технологий и методик.
Анализ логопедического обследования на начало и конец 2015-1216 учебного года, а также проведённая логопедическая работа позволили сформулировать задачи на 2016-2017 учебный год:
- Продолжить коррекционную работу с учащимися, имеющими речевые нарушения, по своевременному предупреждению и преодолению трудностей в усвоении школьной программы.
- Подготовить сообщение о преодолении трудностей при обучении учащихся с дизорфографией с рекомендациями для родителей и педагогов.
- Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии через сайт школы среди педагогов и родителей обучающихся.
Царева С.В.,
учитель-логопед