Аннотация: Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является овладение ребёнком устной речью, который может выражать свои желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения. И так как я являюсь активным участником образовательного процесса в дошкольном учреждении, то моя деятельность нацелена на достижение детьми этих ориентиров Стандарта.
Чтобы реализовать данные ориентиры, я совершенствую свою логопедическую работу применением новых форм взаимодействия с воспитанниками и родителями ДОУ.
Хочу рассказать о такой дидактической игре, которая направлена не только на автоматизацию поставленных звуков, но и на формирование лексико – грамматического строя речи и развитие связной речи. Данная игра была мной специально изготовлена, чтобы помочь детям овладеть правильной, грамотной речью.
Настольно — дидактическая игра «В ДЕРЕВНЕ»
I вариант игры
Цель: автоматизация звуков Р и Рь в речи; формирование лексико – грамматического строя речи
Задачи: обучающая:
- закреплять правильное произношение звуков Р и Рь в сериях слов различной слоговой структуры;
- закреплять понимание грамматических категорий и форм слов (согласование числительных с существительными, образование форм множественного числа существительных в именительном падеже и родительном падеже; образование существительных с уменьшительно – ласкательном значением);
- закреплять умение пользоваться этими категориями в заученной, отраженной и самостоятельной речи;
- закреплять умение изменять форму слова в зависимости от вопроса или ситуации;
- обогащать и развивать словарный запас, как путём накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
- закреплять знания об обобщающих понятиях.
коррекционно — развивающая:
- развивать логическое мышление, фантазию;
- развивать зрительную память;
- закреплять умение детей ориентироваться на плоскости.
воспитательная:
- развивать познавательный интерес к речевым занятиям;
- воспитывать самоконтроль за правильностью своей речи;
- воспитывать умения слушать друг друга.
Возраст: старший и подготовительный дошкольный.
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.
Материал: сюжетная картинка без действующих лиц (игровое поле); набор маленьких предметных картинок (цветных) на звуки Р и Рь; карточки с цифрами от 1 до 6 (можно использовать кубик).
Описание игры:
Взрослый перед ребёнком/детьми выкладывает игровое поле, на котором будут размещаться предметные картинки. Ребёнку/детям нужно выбрать картинку и цифру.
В соответствии с данной цифрой на игровое поле выкладываются картинки под счёт (1 корова, 2 коровы, 3…).
То же самое нужно сделать и с другими предметными картинками.
Виды игр:
- «Посчитай»
- «Посчитай у соседа»
- «Один – много»
- «Назови ласково»
- «Кто это? Что это?»
II вариант (усложненный)
Можно усложнить игру, предложив детям составить по картинкам предложения, небольшие рассказы.
Цель: автоматизация звуков Р и Рь в речи; развитие связной речи детей.
Задачи: обучающая:
- закреплять правильное произношение звуков Р и Рь в связной речи;
- работать над умением составлять развёрнутые предложения, а также последовательные и связные рассказы;
- учить детей оформлять свои рассказы грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
- обогащать и активизировать словарный запас детей.
коррекционно — развивающая:
- развивать логическое мышление, фантазию;
- развивать зрительную память;
- закреплять умение детей ориентироваться на плоскости.
воспитательная:
- повышать интерес к составлению развёрнутых предложений, рассказов;
- преодолевать страх ребёнка перед построением творческих связных рассказов;
- воспитывать самоконтроль за правильностью своей речи;
- воспитывать умения слушать друг друга.
Описание игры: Взрослый перед ребёнком/детьми выкладывает игровое поле, на котором будут размещаться предметные картинки. Ребёнку/детям нужно выбрать картинку и цифру. В соответствии с данной цифрой на игровое поле выкладываются картинки под счёт (1 корова, 2 коровы, 3…). Тоже самое нужно сделать и с другими предметными картинками. Потом нужно с этими словами составить интересные предложения, рассказы.
Данное пособие можно дополнять другими предметными картинками (курятник, свинарник, коровник, сарай, трактор, топор и другие), придумывать различные сюжетные ситуации.
Для более эффективной работы по введению поставленного звука в связную речь можно ввести такие виды логопедических работ:
1) «Игра в гости» — ребёнок забирает проигранную игру домой (мини-вариант). «Поиграли – вернули».
2) Работа с домашними тетрадями: вкладывать в домашние тетради черно – белую сюжетную картинку без действующих лиц, а также отдельный листок с набором предметных картинок на определённый звук. Ребёнку нужно маленькие картинки раскрасить, вырезать и приклеить на сюжетную картинку. Потом составить предложение или рассказ, используя каждую предметную картинку.
Зайцева А.С.,
учитель-логопед