Аннотация: в статье освещается опыт работы учителя – логопеда по взаимодействию с воспитателями логопедической группы, перечислены формы работы, функции логопеда и воспитателей, а также приведены примеры оформления папки взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателей.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы ДОУ (из опыта работы)
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе учителя — логопеда и других специалистов, и прежде всего логопеда и воспитателей.
Преодоление имеющихся у детей речевых нарушений, на мой взгляд, невозможно без встречной активности воспитателей, поскольку именно они закрепляют навыки и умения, полученные детьми на коррекционных занятиях.
Коллектив нашей логопедической группы постоянный, работаем в тесном контакте, в доброжелательной обстановке взаимопонимания и сотворчества. В начале коррекционного процесса нацеливаю воспитателей учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, давать посильную нагрузку, оценивать деятельность ребенка не только по конечному результату, но и процессу его достижения. Совместно стараемся создать ситуацию успеха, отмечая малейшие продвижения каждого ребенка в ходе становления правильной речи. Тем самым стимулируем у детей положительную мотивацию в отношении к занятиям, стремление двигаться дальше и преодолевать имеющиеся нарушения.
Взаимодействие учителя — логопеда с воспитателями осуществляем в разных формах:
- совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям,
- обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы,
- оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении,
- взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности.
Для плодотворной работы по преодолению имеющихся у детей речевых нарушений чётко распределяем обязанности учителя – логопеда и воспитателей логопедической группы.
Функции логопеда:
- Мониторинг общего и речевого развития, индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
- Коррекция звукопроизношения.
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
- Устранение недостатков слоговой структуры слова.
- Отработка новых лексико-грамматических категорий.
- Обучение связной речи.
- Подготовка детей к обучению грамоте.
- Предупреждение нарушений письма и чтения.
- Развитие психических функций.
Функции воспитателя:
- Реализация комплексно – тематического подхода при планировании и организации образовательной деятельности детей в течение недели.
- Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
- Систематический контроль за поставленными звуками в процессе всех режимных моментов.
- Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
- Развитие связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
- Закрепление навыков чтения и письма.
- Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
- Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
С целью согласованности и последовательности в работе с воспитателями, веду папку взаимосвязи, куда еженедельно вношу формы работы по основным коррекционным направлениям:
- лексико-грамматический строй и связная речь;
- развитие артикуляционной моторики и общих речевых навыков;
- комплекс упражнений по закреплению или дифференциации поставленных звуков;
- развитие общей и мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- развитие психических процессов;
- развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте.
Содержание, методы и приемы работы подбираю с учетом тематического плана, типологических групп и индивидуальных речевых расстройств детей. Подбор предлагаемых игр и упражнений сделан мною с учетом имеющихся в распоряжении воспитателей наглядно-дидактических и литературных материалов, методических разработок, активно используются материалы, находящиеся в методическом кабинете. Точное выполнение логопедических рекомендаций воспитателями помогает детям успешнее закрепить новые лексические единицы, грамматические формы, поставленные звуки и др.
Далее хочу привести примеры оформления папки взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателей.
Старшая группа Октябрь, III неделя
Лексическая тема «Одежда и обувь»
1.Развитие лексико-грамматического строя речи.
- Уточнение и расширение представлений детей об одежде, обуви, их существенных признаках, материалах, из которых они изготовлены.
- Расширение объема правильно произносимых существительных:
комбинезон, плащ, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан, рукав, воротник, пуговица, карман, капюшон, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сапоги, сандалии, тапки, каблук, задник, шнурок;
прилагательных: шерстяной, шелковый, теплый, удобный, резиновый, кожаный, легкий;
глаголов: носить, надевать, обувать.
- Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов: летняя одежда, осенняя одежда, летняя обувь, осенняя обувь.
-Иллюстрированный материал и художественная литература: С.Вохринцева Методическое пособие для педагогов и родителей. Одежда. Обувь.
Н.Носов «Живая шляпа», Е.Пермяк «Как Маша стала большой».
- Игры и упражнения: «Какой, какая, какое?» (образование относительных прилагательных): шерстяные брюки, шёлковая блузка и т.д. Игра «Большой – маленький» (образование сущ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами): куртка – курточка, платье – платьице и т.д. «Один – много» (образование множественного числа сущ.): куртка — куртки и т.д «Чья, чье, чьи, чей?» (согласов. притяжательных местоимений с существительными): с использованием предметов одежды детей. Этой чей шарф? – Это мой шарф.
2.Развитие связной речи.
Составление описательных рассказов об одежде. Игра «Магазин».
3.Развитие общей и мелкой моторики.
- Координация речи с движением. Упражнение «Помощники»
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, стр.295.
- Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, стр.297.
- Графические упражнения: обведение по контуру и штриховка вертикальными линиями изображений предметов одежды, обуви (на выбор воспитателя).
- Игры с мелкими предметами, мозаиками, конструкторами, шнуровками.
4.Развитие общих речевых навыков, артикуляционной моторики:
- Развитие речевого дыхания, силы голоса. Игра «Эхо». Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми, стр.57.
- Развитие речевого дыхания, активизация мышц губ. Игра «Гудок». Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми, стр.58.
- Ежедневная артикуляционная гимнастика подгруппой и индивидуально:
покусывание языка, пошлёпывание губами по языку, «улыбочка», «трубочка», «улыбочка» — «трубочка», «лопаточка», «чашечка», «иголочка», «часики», «почистим зубки» (нижние, потом верхние, удерживая губы в улыбке), «бублик», «лошадка» (зубы сомкнуты), «грибок».
5.Игры на развитие психических процессов:
- Развитие мышления, связной речи. Отгадывание и толкование загадок по теме.
- Развитие внимания, памяти, мышления. Игра «Четвертый — лишний» (дифференциация обувь – одежда, летняя – демисезонная).
- Развитие оптико-пространственного праксиса. Складывание разрезных картинок по теме.
6. Развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте:
Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза звукосочетаний АУ, УА с использованием разрезной азбуки.
7.Работа над звукопроизношением по индивидуальным альбомам
детей.
В альбомах указано, над каким звуком/звуками ведётся работа, этап автоматизации, с учётом этого подобран речевой материал для каждого ребёнка.
Старшая группа Октябрь, IV неделя
Лексическая тема «Игрушки»
1.Развитие лексико-грамматического строя речи.
- Уточнение и расширение представлений детей об игрушках, их существенных признаках, материалах, из которых они изготовлены.
- Расширение объема правильно произносимых существительных: мяч, машинка, кубик, кукла, пирамидка, конструктор;
прилагательных: плюшевый, деревянный, резиновый, кожаный, пластмассовый, металлический, легкий.
- Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слова игрушки.
- Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов: большой — маленький, высокий – низкий, старый – новый.
-Иллюстрированный материал и художественная литература: С.Вохринцева Методическое пособие для педагогов и родителей. Игрушки. Т.Ткаченко «Логопедическая тетрадь»: «Про девочку Машу и куклу Наташу», «Игра», «Друзья».
- Игры и упражнения: «Какой, какая, какое?» (образование относительных прилагательных) резиновый мяч, деревянный кубик и пр., «Один – много» (образование множественного числа сущ.): мяч — мячи, кукла — куклы, машинка — машинки и т.д., «Чего много в магазине?» (родительный падеж сущ. множ. ч.): В магазине много кукол, мячей и т.д. «Посчитаем игрушки» (согласование числительных с сущ.): один мяч, два мяча, …пять мячей.
2.Развитие связной речи.
Составление описательных загадок об игрушках. Игра «Магазин».
3.Развитие общей и мелкой моторики.
- Координация речи с движением. Упражнение «Мячик мой»
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, стр.301.
- Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, стр.120.
- Графические упражнения: обведение по контуру и штриховка вертикальными линиями изображений игрушек (на выбор воспитателя).
- Дорисовка второй половинки изображения (по теме).
4.Развитие общих речевых навыков и артикуляционной моторики:
- Работа над темпом и ритмом речи. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
- Ежедневная артикуляционная гимнастика подгруппой и индивидуально:
покусывание языка, пошлёпывание губами по языку, «улыбочка», «трубочка», «улыбочка» — «трубочка», «лопаточка», «чашечка», «иголочка», «часики», «почистим зубки» (нижние, потом верхние, удерживая губы в улыбке), «лошадка» (зубы сомкнуты), «грибок», «бублик», «качели».
5.Игры на развитие психических процессов:
- Развитие зрительного внимания, совершенствование грамматического строя речи (упражнение детей в употреблении сущ, в Р.п)
Игра «Чего не хватает?»
На магнитной доске — изображения игрушек: самолет без крыла, машина без колеса, мишка без лапы, столик без ножки, зайка без уха. Воспитатель объясняет детям, что малыши сломали игрушки, и предлагает рассмотреть их и подумать, что без чего? Когда дети расскажут, что без чего, воспитатель предлагает им «починить» игрушки.
Дети добавляют недостающие детали.
- Развитие оптико-пространственного праксиса. Складывание разрезных картинок по теме.
- Развитие зрительного внимания, памяти. Игры «Что пропало?», «Что добавилось?»
6. Развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте:
Закрепление характеристики звука /и/ — гласный звук, произносится свободно, без преград, будем обозначать красным кружком.
Упражнение детей в выделении звука на слух. Игры и упражнения:
- «Хлопните в ладоши, если услышите звук /и/», «Поймайте звук» (из ряда звуков, слогов, начала слов);
- «Отгадайте первый звук слова» или «Звук потерялся»;
- Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи, стр. 20 – 21, упр. 27-32.
- Игра «Отгадайте, где живет звук»: упражнение детей в определении позиции звука /и/ в словах.
Игры с картинками:
- подбор картинок на заданный звук (в начале и конце слов);
- «Четвертый — лишний»;
- припоминание картинок, которые использовались на занятии, во время игр.
7.Работа над звукопроизношением по индивидуальным альбомам детей.
Старшая группа Ноябрь, I неделя
Лексическая тема «Посуда»
1.Развитие лексико-грамматического строя речи.
- Уточнение и расширение представлений детей о посуде, ее назначении, материалах, из которых она изготовлена.
- Расширение объема правильно произносимых существительных: чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, вилка, ложка, нож, масленка, солонка, хлебница, сахарница, салатница, ручка, крышка, носик;
прилагательных: стеклянный, фарфоровый, металлический, деревянный, пластмассовый;
- глаголов: пить, есть, готовить, резать, чистить.
- Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий: кухонная посуда, столовая посуда, чайная посуда.
- Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов: большой — маленький, мелкий — глубокий, старый – новый.
-Иллюстрированный материал и художественная литература: С.Вохринцева Методическое пособие для педагогов и родителей. Посуда. Т.Сорокина «Семья».
К. Чуковский «Федорино горе».
- Игры и упражнения:
игры с мячом «Какой, какая, какое?» (образование относительных прилагательных), «Один – много» (образование множественного числа сущ.), «Посчитаем посуду» (от 1 до 10-ти);
Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Посуда. Продукты питания: игры «День рождения Кати», «Чего не хватает?», «Из чего сделана посуда?», «Найди пару», «Столовая».
2.Развитие связной речи.
Составление описательных рассказов о посуде по плану. Используем «Тематический словарь в картинках. Посуда»
3.Развитие общей и мелкой моторики.
- Координация речи с движением. Упражнение «Посуда»
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, стр.127.
- Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, стр. 128.
- Упражнение «Укрась чашку» (варианты украшений – бумажная аппликация, выкладывание узоров из бусинок, пшена, чечевицы).
4.Развитие общих речевых навыков, артикуляционной моторики:
- Упражнение «Суп кипит»- воспитание направленной воздушной струи, развитие силы выдоха.
- Развитие речевого дыхания и закрепление изолированных звуков /с/, /с,/, /з/, /з,/, /ш/, /ж/ — игра «Загони мяч в ворота» (отмечаются дети, которым необходимо закреплять данные изолированные звуки).
- Ежедневная артикуляционная гимнастика подгруппой и индивидуально:
«печём блинчики», «улыбочка», «трубочка», «улыбочка» — «трубочка», «лопаточка», «чашечка», «иголочка», «часики», «почистим зубки» (нижние, потом верхние, удерживая губы в улыбке), «лошадка» (зубы сомкнуты), «грибок», «бублик», «качели».
5.Игры на развитие психических процессов:
- Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи.
Игра «Что лишнее?»: дифференциация посуды по видам.
- Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений. Упр. «Слушай и считай»
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, стр.304.
- Развитие оптико-пространственного праксиса. Игра «Разбитые чашки» (разрезные картинки).
6. Развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте:
Закрепление характеристики звука /и/ — гласный звук, произносится свободно, без преград, будем обозначать красным кружком.
Упражнение в определении позиции звука /и/ в словах, игра «Где живёт звук?».
Закрепление буквы «И»:
- заучивание стихотворения о букве:
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква?
- И! (Е.Тарлапан)
- игра «Буквенный фриз»: выкладывание буквы из бумажных полосок;
- обведение буквы по контуру, раскрашивание (украшение) буквы или штриховка;
- игра «Узнай букву»: ребенок закрывает глаза, а педагог «пишет» на руке ребенка закрепляемую букву.
7.Работа над звукопроизношением по индивидуальным альбомам детей.
Список используемой и рекомендованной литературы:
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям /Для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. — СПб, 2005.
2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. — СПб, 2001.
3.Вохринцева С. Методическое пособие для педагогов и родителей.
4. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. — М., 2001.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. — М., 2000.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические
занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. — М., 2001.
7. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. — М., 1995.
8.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. — СПб, 2003.
9. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.
10.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.
Николенко О.В.,
учитель-логопед