В данной статье раскрывается организация комплексного подхода при профилактике дисграфии. Именно при тесном сотрудничестве логопеда, воспитателя, а также семьи возможно выстроить успешную коррекционную и профилактическую работу по преодолению дисграфии, т.к. этот процесс длительный и трудоемкий. Комплексный подход позволяет провести профилактику возникновения нарушений на разных уровнях воздействия на ребенка.
Профилактика дисграфии в системе комплексной коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников
Дисграфия – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ, является серьезным препятствием в овладении грамотой и усвоении родного языка. Сегодня проблема формирования предпосылок к овладению устной и письменной речью детьми с различными речевыми нарушениями является актуальной как никогда ранее.
Практика учителей начальных классов, а также специальные исследования показывают, что дети с различными уровнями речевого развития, характером речевых нарушений хуже адаптируются к новой социальной среде, недостаточно усваивают программу в силу особенностей базовых психических процессов и функций, мыслительной деятельности, запоминания, недостаточно развитой мелкой моторики пальцев рук, скоординированности движений и др.
Письмо и письменная речь являются сложными системными и произвольными психическими процессами, включающим совместную работу различных анализаторов, что обуславливает трудности в ее овладении младшими школьниками. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.
В коррекционной работе логопеда выделяются следующие разделы:
- развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза;
- коррекция звукопроизношения;
- развитие лексического словаря, грамматического строя речи, связной речи;
- коррекция слоговой структуры слов;
- развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, общей моторики, согласованности речи и движения.
Эта коррекционная работа выстраивается на групповых занятиях по обучению грамоте, формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи, а также на индивидуальных занятиях.
Предупреждение дисграфии базируется на:
Комплексная коррекционная работа |
||||
Логопед | Воспитатель | Родители | ||
Коррекция звукопроизношения. |
||||
Постановка звуков, начальная автоматизация, закрепление звуков в речи | Контроль поставленных звуков в режимных моментах | Автоматизация поставленных звуков, контроль в повседневной жизнедеятельности | ||
Развитие фонематических функций, звукового анализа и синтеза |
||||
1. Узнавание неречевых звуков.Игры: кто голос подает?; Что звучит?; Громко — тихо; Далеко- близко; Что за ширмой?; найди такой же предмет.2.
Разложи картинки две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем. 3. Различие слов, близких по звуковому составу. Игры: Дай нужную картинку: сом — ком, точка — дочка, бак — мак; Подбери картинку – «похожку», которая звучит очень похоже; 4. Дифференциация фонем. (са-ша-са; ко-го-ко) 5. Развитие навыков элементарного звукового анализа. (назови 1-й звук в слове «дом»; последний в слове «улитка») |
1.Различие одинаковых слов, фраз, звуков.2.Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [О] и топни ножкой, когда услышишь звук [У]. | 1.Дифференциация слогов.Игры: Поговорим на тарабарском языке. Что лишнее? ( та – та – та –ту).Скажи наоборот (та –тя; мю – му;) | ||
Профилактика на уровне буквы |
||||
«Буква сломалась» — дописать недостающие элементы. Игры: «Что изменилось?, Какой буквы не стало?, Поставь буквы в первоначальном порядке.»6 Придумывание слов на данную букву в различной позиции: в начале, в середине, в конце слова. | Игры на развитие ориентировки в пространстве, на себе, на листе бумаги. Усвоение понятий: верх, низ, право, лево, середина, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол.-Рисование орнаментов в воздухе и на листе.-Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами.
2. Выкладывание букв из палочек, фасоли, бусин, крупы, нитками. |
Определение контурных, заштрихованных, наложенных предметов и букв.Нахождение букв в геометрических фигурах, наложенных друг на друга, написанные одна на фоне другой. | ||
Профилактика на уровне слога |
||||
1. Составление схем слогов, используя звуковые символы, из букв разрезной азбуки, печатание, чтение.2. Анализ прямых и обратных слогов, записать, прочитать.3. Подбор слогов по схемам.
|
1.Чтение слогов с использованием «движущихся окошечек». | 1.Придумывание слов на заданный слог: «ро» — за, ро — ща, ро — бот и т.д. | ||
Профилактика на уровне слова |
||||
1.Дифференциация слов-предметов (——), слов-действий ( ), слов-признаков ( ) и обозначение их графически.2.Разделить слова на слоги, составление слоговых схем3.Придумывание слов к заданному ритмическому рисунку
(та – дом; та — та – вода; та-та-та – у – ли — ца). 4.Игры: «Слово рассыпалось»; Объедини слоги в слово… |
1.Подобрать нужное слово:- По опорным признакам — белое, теплое, парное? — молоко- По обобщающим понятиям: какое слово лишнее и почему?-(вторник, среда, зима, четверг)
- Добавь нужное слово — волк, лиса, заяц… - Назвать одним словом — яблоко, груша, абрикос… 2.Знакомство с многозначными словами (нос корабля, нос человека). |
1.Подбор родственных слов.2. Составление одного слова из двух (длинная шея – длинношеий).3. «Какие два слова спрятались в одном?» (снегоход – снег ходит).
4. Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам (добрый ласковый, нежный). 5. Подбор антонимов (день-ночь).
|
||
Профилактика на уровне словосочетания |
||||
1.Образование притяжательных и относительных прилагательных, согласование их с существительными. Суп из фасоли — какой?, голова медведя – чья?2.Исправить ошибку. Трусливая заяц(трусливый).3.Согласование существительных с числительными 1, 2, 5; со словами: один, много. | 1.Подбор существительных прилагательному. О чем можно сказать: снежная, снежный, снежное, снежные? | 1.Согласование существительных с глаголами: Лиса что делает? | ||
Профилактика на уровне предложения |
||||
1.Знакомство с термином предложение. Составление, подбор схемы.2.Называние картинок после их показа в том же порядке.3.Восстановление нарушенной последовательности показанного ряда картинок.
4.Игра: «Живые слова». Дети встают в ряд, называя слова предложения. 5.Исправь ошибку: «Какое слово потерялось?» -пропуск предлогов: Интересная книга стоит … полке. -пропуск существительных: Интересная книга стоит на…. -пропуск прилагательных: … мне подарили очень …кошку. -пропуск глаголов: Мне …..очень красивую кошку. |
1.Выделение границ предложений на слух. Игра: «Хлопни в ладоши, когда закончится предложение». | 1.Повторение ряда слов в данной последовательности. | ||
Профилактика на уровне связной речи |
||||
1.Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.2.Составление рассказов по заданному началу или концу рассказа.3. Составление рассказа по сюжетной картинке.
4.Чтение небольших текстов, где некоторые части речи заменены картинками. |
1.Составление рассказов по серии картинок. | 1.Составление связных рассказов по картинкам — алгоритмам2.Пересказ по вопросам. | ||
Развитие неречевых психических функций |
||||
Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи. Работа по развитию неречевых психических функций так или иначе органично вписывается в каждое логопедическое занятие с детьми. |
- В правильно организованной работе логопеда с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, затронуты все основные направления профилактики дисграфии.
- Эффективнее начинать и проводить коррекционную работу по профилактике дисграфии с детьми дошкольного возраста этим и обусловлена актуальность проводимой работы.
Пичкобий А.В.,
учитель-логопед