Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОВЗ через встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

Эколого-речевой материалДоклад

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОВЗ через встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

В настоящее время одной из актуальных проблем образования является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он сам нравственно ведет себя, глубоко веруя в это.

Основные задачи, которые мы решаем при воспитании нравственно-патриотических чувств:

  • создать условия для развития познавательной активности детей посредством ознакомления с героическим прошлым нашего народа;
  • довести до сознания воспитанников значение бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны;
  • воспитывать чувство уважения к людям, восстановившим разрушенные во время Великой Отечественной войны города и села.

Чувство патриотизма разнообразное и не может быть определено несколькими словами. Все начинается с детства. И если вдуматься в слова Ушинского о том, что характер формируется в первые годы его жизни, и это становится его второй натурой и имеет большую глубину.

Живя сегодняшней жизнью, мы с большим трепетом обращаемся к впечатлением детства .Это старенькая школа, где прошли детские годы, и огромный тополь у крыльца, и детский сад с любимой воспитательницей Анной Павловной, и любимые сказки, по которым мы учились понимать что такое добро и зло. Они формировали начало любви к своему народу, к своей Родине. Вот оттуда шли детские нравственные ценности.

Детям также необходимо знать и о сегодняшней жизни России. Это и дружеская помощь сирийскому народу, и созидательный труд своих близких на благо Родины, и кто такая доктор Лиза.

Также они должны понимать, что надо обладать хорошими знаниями, чтобы получить интересную профессию и многого достичь в жизни. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. На таких произведениях он учится сопереживать.

В патриотическом воспитании детей велика роль рассказа о защитниках нашей Родины в Великой Отечественной войне. И когда в год 70-летия Великой Победы мы пригласили к себе на праздник в детский сад участника Великой Отечественной войны Ивана Никифоровича Осипова, дети с волнением ждали эту встречу — готовили подарки своими руками, учили стихи о войне, разучивали песни, читали книги о подвигах людей в Великой Отечественной войне.

Когда гость пришел к нам на праздник, дети восторженно смотрели на героя в орденах и с огромным желанием дарили ему свои номера.

После праздника задали ветерану много вопросов: «А вам страшно было на войне? А за что получили медали? Где воевали? Где встретили победу? И Иван Никифорович с готовностью делился воспоминаниями.

В конце встречи все вместе сфотографировались, и у детей возникло желание обнять этого человека, прижаться к нему, погладить его. Эти минуты дорогого стоят. Это и есть мощный толчок к патриотическому воспитанию дошкольников.

И пока еще есть живые свидетели войны, надо встречаться с ними.

В прошлом году мы встречались с ветераном Великой Отечественной войны Алексеем Семеновичем Грудининым, который воевал на флоте. На встрече узнали много интересного из его военной жизни. Раскрыв глаза, дети впитывали в себя подробности морского боя с фашистами, примеряли на себя подвиг героя минувшей войны.

Много памятников и обелисков защитникам Родины стоит на нашей земле. В Саяногорске их три, по одному – в Майне и Черемушках. В праздничные дни мы всей группой сходили к памятнику нашим воинам-землякам, что у Дворца культуры «Визит». Возложили цветы, постояли, помолчали. Дети были удивлены, что так много людей из нашего города, деревень Означенной и Летник погибли на фронтах Великой Отечественной. Я прочла ребятишкам стихи Михаила Исаковского:

Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись…

В детский сад дети возвращались задумчивые. Память о погибших воинах не умерла, она жива, мы помним и скорбим о всех ушедших из жизни солдатах и офицерах. Дети, проникнувшись всем увиденным и услышанным, играли в разведчиков, медсестер, в игру «Донесение», сами придумывали сюжет, дополняя его событиями из рассказов ветеранов.

А поскольку игра и общение — основные виды деятельности дошкольника, то игровое общение — это главное, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности дошкольников с ОНР.

Владение родным языком это не только умение правильно построить предложение, это в большей степени речевое общение, связный пересказ событий, это способы самовыражения себя в речи, способ овладения образом жизни, усвоения социального опыта и самоутверждения в обществе.

В немалой степени успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и в большей степени зависит от условий речевого развития. Интересная, богатая впечатлениями окружающая ребенка речевая среда, является первым социальным фактором становления речи.

Погружаясь в историческое прошлое, дошкольник может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями.

Дети хотят быть ловкими, сильными, смелыми, стремятся рассказать о своих впечатлениях сверстникам и взрослым. Воспитательная ценность этих игр в том, что они носят коллективный характер и побуждают дошкольников к общению. Дети объединяются на основе общих переживаний и интересов. У них происходит накопление знаний, эмоций, которые постепенно превращаются в нравственные чувства, побуждающие к дальнейшему познанию окружающего мира..

На мой взгляд, для того чтобы ребенок развивался гармонично в области нравственно – патриотического воспитания, свою работу осуществляю через конкурсы стихов, через кружок выразительного чтения.

На кружке «Говорунчик» я подбираю специальную подборку стихов, рассказов о защитниках нашей родины, рассматриваем репродукции, картины, размышляем о поступках героев.

Таким образом прививаю глубокое уважение к поколению, которые воевали или находились в тылу и делали все, для того чтобы русский народ победил в этой тяжелой войне. Результатом проделанной работы становится участие детей в городском конкурсе стихов «Хрустальный ключик», где мои дети занимают первые места:

Дерюгов Арсений за стихотворения И. Шаферана. «Журавленок», Мельник Дима А Твардовский «Рассказ танкиста».

После встречи с ветераном Великой Отечественной войны Иваном Никифоровичем Осиповым, и после цикла бесед о подвигах людей во время войны, мы с Димой начали учить стихотворение А Твардовского «Рассказ танкиста». У мальчика уже была база знаний, переживаний о событиях тех дней. Поэтому он проникся и к тем событиям, которые развивались в стихотворении. что когда мы начали с ним учить это стих отворение на конкурс, то он сам предлагал мне: «А давайте здесь так прочитаю! – Повышу голос. А здесь буду говорить тихо – тихо». Когда он надел еще и детский костюм солдата, пилотку, ремень, то это только прибавило ответственности в прочтении стихотворения. А от строк «И вдруг к машине подбежал парнишка «Товарищ командир, товарищ командир! Я разведал, они вон там!

Что ж бой не ждет, влезай сюда дружище.
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка – мины, пули свищут
И только рубашонка пузырем»

Дима так прочитал, что» мороз по коже». Потому что он представил ,что и он бы сделал как герой из стихотворения .И таких юных героев можно было вст ретить в каждом городе, которые наравне со взрослыми защищали свою Родину Когда Диму пригласили прочесть с городского экрана телевидения, то и там он прочитал хорошо ,потому что это состояние подвига детей в Великой Отечественной войне, было уже внутри него.

В своей работе я стремлюсь, чтобы любовь к своей Родине поселилась в сердцу у каждого ребенка. Мое поколение воспитано на воспоминаниях своих отцов, дедов о войне. Каждую семью коснулась эта боль, и поэтому я сама очень, трепетно отношусь к этой теме и стараюсь передать это детям.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников с ОВЗ дала положительные результаты. К моменту выхода детей в школу они имеют первоначальные представления:

  • об историческом прошлом своей Родины, родного города;
  • проявляли интерес к жизни наших воинов-земляков;
  • повысилась познавательная активность детей;
  • расширился словарный запас дошкольников.

Литература:

1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. — М.: Пр., 1989

2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями журнал «Дошкольное воспитание» / №1. – 2004.

3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: Секачев В. Ю., ООО «Центр гуманитарной литературы «РОН», 2001.

Солдатова А.Н.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.