Таблица «Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей«.
В таблице систематизированы и охарактеризованы методы мотивации и стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста.
Материал рекомендован педагогам дошкольных образовательных организаций.
Методы мотивации (в зависимости от базовых мотивов, определяемых потребностями личности). |
Методы стимулирования |
||||
Мотив самореализации |
Мотив общения |
Мотив познания |
Мотив созидания и творчества |
Методы эмоционального стимулирования – создание ситуаций успеха, поощрение, позитивные реплики на высказывания детей, постановка системы перспективы (ты научишься…, вы узнаете…, мы подготовимся…) |
Методы игрового стимулирования – использование контекста дидактической игры, сюжетно-ролевой, театрализованной игры; применение игровых оболочек (игры-путешествия, приключенческий сюжет…); речевое общение с живыми субъектами (присутствие животных на занятии) |
Методы: организация помощи, обнаружение личной пользы, представление возможности лидерства (просьба взрослого к детям посоветоваться, поделиться опытом, сделать вывод, уточнение) |
Методы: организация взаимодействия в группе, создание ситуаций совместного переживания, организация взаимных заданий и взаимных проверок (загадки, которые можно разгадывать вместе) |
Методы: проблемные – создание проблемно-игровых ситуаций, постановка проблемы, экспериментирование, постановка элементарных опытов и т.д.; использование бытовых ситуаций – написание писем, создание библиотек; предложение интриги, тайны |
Методы: творческие задания, создание ситуаций творческого поиска, задания, позволяющие включить фантазию ребенка, «овеществление» речи в книжках-самоделках, аудио и видеозаписи, наглядность, не только зрительная, но и языковая, музыкальная |
Новикова Наталья Адамовна,
учитель-логопед