Игровые методы развития речевого дыхания и силы голоса у детей с проблемами речи

Голос
Аннотация: В данном материале описана последовательность работы по возрастам с детьми которые имеют проблемы нарушения речи, просодики. Материал подан в игровой форме в виде упражнений и игр с детьми.

Игровые методы развития речевого дыхания и силы голоса у детей с проблемами речи

На первом этапе обучения (2-3 лет)

Сдувание со стола маленьких и средних бумажных шариков из кусочков цветной гофрированной бумаги.

Сдувание со стола комочков цветной ваты, комочков ниток, лёгких шариков.

Поддувание в воде бумажных корабликов, кувшинок, уточек, лодочик.

Поддувание ватных комочков, искусственных цеточков, привязанных к нитке.

Поддувание бумажных птичек, рыбак, бабочик, и гирлянд.

Поддувание — качание на качелях бумажных фигурок животных и птиц.

Игры с одуванчиками.

Задувание бумажных фигурок животных и машин в «хлев, конуру, гараж, сарай..»

Ребёнок дует на игрушки типа «Флюгер», «Мельница», «Воздушный аквариум».

Поддувание цветных катушек, цветных карандашей, комков ваты, шариков.

Сдувание бумажных снежинок со стола, осенних листочков, цветочков.

Упражнение «Свеча». Ребёнок делает ровный, медленный выдох : Ф__________.

Упражнение «Самолет летит». Во время движения игрушки из стороны в сторону, ребёнок произносит длительно звук А___________ .

Упражнение «Поезд едет». Во время движения игрушки из стороны в сторону, ребёнок длительно произносит звук У _________ .

Упражнение «Мячик катится». Во время движения игрушки из стороны в сторону, ребёнок длительно произносит звук О_____________.

Упражнение «Машина едет». Во время движения игрушки из стороны в сторону, ребёнок длительно произносит звук В_____________ .

Упражнение «Рыба плавает». во время движения игрушки, ребёнок длительно произносит звук И____________ .

Ребёнок дует в дудочки, флейты, свистульки.

Упражнение «Качаем куклу». Ребёнок долго и кратко произносит звук А_А; А__А;

На втором этапе обучения (3-4 лет)

Упражнение «Загоним мяч в ворота». Ребенок поддувает маленькие ватные мячики разной жесткости в ворота.

Упражнение «Буря в стакане». Ребёнок через трубочку длительно дует в стакан с водой.

Упражнение «Метель». Ребёнок через трубочку дует в бутылочку, в которой находятся лёгкие пластиковые шарики.

Упражнение «Тир». Ребёнок в губы берёт пластиковый колпак от ручки и пробует добросить его в цель.

Упражнение «Гудок». На одном выдохе – усиление и ослабление звука. Гудок приближается и удаляется: м-м-М-М-М-м-м-; а-а-а-А-А-А-а-а-; у-у-У-У-У-у-у-;

Упражнение «Ёжик». Ребёнок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько вдохов толчков: ФУ –ФУ- ФУ.

Упражнение «Ветер». На одном выдохе – усиление и ослабление звука: в-в-В-В-В-в-в-.

Упражнение «Эхо». Ребёнок слитно, на одном выдохе произносит слоги, а взрослый плавно дирижирует, задавая произношению ребёнка определённый темп и ритм: АУ__ ;УА__; АО__; УО__; ВА___; ВО__; ПА__; ПУ__; ТО___; ТУ___; МА___; МУ__;

Упражнение «Водичка». Ребёнок на выдохе произносит звук С__________:; (межгубно, межзубно, зазубно)

Упражнение «Дыши».

1. Ребёнок делает вдох носом, выдох — ртом.

2. Ребёнок делает краткий глубокий вдох и медленный выдох.

Упражнение «Вокал». Ребёнку на бумаге пишутся гласные буквы, а он должен на выдохе, долго пропеть каждый звук: А________ О________ У__________ .

Упражнение «Резинка». Ребёнку предлагается произносить несколько протяжно сонорные (М, Н) и свистящие звуки в словах. Ребёнок как бы растягивает на согласные звуки в слогах придуманную резинку.

М________АМ_________А ; Н________ОН___________О; С________АС__________А;

Упражнение «Пирамида». Ребёнок, собирая и разбирая пирамиду, учится слитно, на одном выдохе произносить двухсоставные слова, без стечения согласных:

МАМА; ПАПА; БАБА; ВОВА; АНЯ; ВАВА; ТЁТЯ; БОБО; МИША; КАША; ….

На третьем этапе обучения (4-5 лет)

Упражнение «Оркестр». Ребёнок имитирует игру на тубе (ПУ…), саксофоне (ПА..)

Упражнение Дыши».

1. Ребёнок делает глубокий медленный вдох и выдох узкой струей. . .

2. Ребёнок делает глубокий вдох и выдох двумя равными порциями

Упражнение «Лошадь ржёт». Ребёнок губами произносит звук ПР.

Упражнение «Змея». Ребёнок, вытянув губы вперёд, произносит звук Ш________.

Упражнение «Вокал». Ребёнку на бумаге пишутся гласные буквы, а он должен на выдохе, долго пропеть каждый звук в строчке. Произносить звуки с разной интонацией.

О____________ А
А______________И
У_____________Э
О____________ И
О______________И
А_____________Э
О____________ У
У______________И
И_____________Э

Упражнение «Песенка». Чередование гласных звуков на одном выдохе, который надо тянуть как можно дольше: ауауауауауауауауауауауауауа. Аоаоаоаоаоаоаоаоа..

Упражнение «Укачивание». Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса) укачивание: а-а-а-а-а-а-а; у-у-у-у-у-у; и-и-и-и-и-и; э-э-э-э-э-э-э.

Упражнение «Выключи звук». Упражнение на ослабление голоса (громко – тихо –беззвучная артикуляция: ААААаааа… ; ОООоооо.. ; УУУУуууу….)

Упражнение «Посчитай». На одном выдохе, выдыхая толчками, ребёнок должен произнести 5-6 раз звук (ФФФФФФФ..) Или 3 раза пары звуков (В-Ф В-Ф В-Ф ) Ладонь ребёнка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

Упражнение «Зарядка». И.п. – руки перед собой, вдох носом – руки разводятся в стороны, медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони.

Упражнение «Пирамида». Ребёнок, собирая и разбирая пирамиду, учится слитно, на одном выдохе произносить двухсоставные и трёхсоставные слова, без стечения согласных: РУКА; НОГА; СОБАКА; КОРОВА; САМОЛЁТ; МАШИНА; ВОЛОСЫ; ДОРОГА…

Упражнение «Ритмы». Ребёнок на одном выдохе может проговаривать простые ритмы, сопровождая их хлопками:

ПАПА – ПА ПАПАПА –ПА ПА –ПА – ПАПА . ПАПА – ПА ПАПАПА – ПА ПА – ПА — ПАПА

Ребёнок надувает шарики или пускает мыльные пузыри.

На четвёртом этапе обучения (5-6 лет)

«Упражнение «Дыши»

1. Ребёнок делает глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.

2. Ребёнок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями.

Упражнение «Вокал». Ребёнку на бумаге пишутся гласные буквы, а он должен на выдохе, долго пропеть каждый звук в строчке. Произносить звуки с разной интонацией.

О______Э_______О
А______И________И
У______О_______Э
О_____ И_______О
О______И________И
А______О_______Э
О______А_______О
У______И________И
И______О_______Э

Упражнение «Комар». И.п. – руки вперёд, вдох – руки разводятся в стороны, выдох – руки медленно сходятся (« не спугни комара»), выдох со звуком в-в-в-в, в конце хлопнуть в ладоши («убили комара»)

Упражнение «Выключи звук». Упражнение на ослабление голоса (громко- средне – тихо –шепотом –беззвучная артикуляция: ААААаааа… ; ОООоооо.. ; УУУУуууу….)

Упражнение «Пирамида». Ребёнок, собирая и разбирая пирамиду, учится слитно, на одном выдохе произносить четырёхсоставные слова, без стечения согласных: ПИРАМИДА; БУРАТИНО; КАРУСЕЛИ; МАКАРОНЫ; БАТАРЕЯ;… Ведётся работа по развитию словесного дыхания и слитному произношению слов.

Упражнение «Посчитай». На одном выдохе, выдыхая толчками, ребёнок должен произнести 6-10 раз звук (ВВВВВВВВВВВ; ТТТТТТТТТТ; ФФФФФФФ..) Ладонь ребёнка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

Упражнение «Песенка».

1. Пропевание гласных звуков на одном выдохе:

1. а-а-а-о-о-о-у-у-у;
2. и-и-и-а-а-а-о-о-о;
3. о-о-о-и-и-и-а-а-а;
4. и-и-и-э-э-э-о-о-о;
5. э-э-э-и-и-и-у-у-у;
6. а-а-а-о-о-о-э-э-э;
7. у-у-у-а-а-а-и-и-и

2. Пропевание гласных звуков (начинается низким голосом и заканчивается высоким:

(А———О———У——-);
(О—О—-О—-О—);
(У—-У—-У—У—);
(Э——Э——Э—-Э—-);

Упражнение «Загадка». Взрослый без голоса, одними губами, «произносит» гласные звуки (А, О, У, Э, И). Ребёнок должен угадать звук. Потом он может сам «загадывать» взрослому свои гласные звуки.

Упражнение «Ритмы». Ребёнок на одном выдохе может проговаривать простые ритмы, сопровождая их хлопками:

ТАТА-ТАТА ВАВАВА-ВАВА ПАПА –ПА- ПАПАПА . ТАТА-ТАТА ВАВАВА-ВАВА ПАПА –ПА- ПАПАПА

На пятом этапе обучения (6-7 лет)

Упражнение «Кто дольше пропоёт». Устраивается соревнование: кто из детей дольше пропоёт какой-нибудь гласный звук. Выигрывает тот, кто протянет этот гласный звук дольше всех на одном выдохе.

«Дыши». 1. Ребёнок делает глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до 5-7.

2. Ребёнок делает полный вдох, задерживает дыхание и делает долгий выдох.

Упражнение «Пирамида». Ребёнок, собирая и разбирая пирамиду, учится слитно, на одном выдохе произносить трёхсоставные и четырёхсоставные слова, со стечения согласных:

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЗАВТРАКАТЬ, ТРОЛЛЕЙБУС, ПОРТФЕЛЬ, КАРТОФЕЛЬ…

Продолжается работа по развитию словесного дыхания и слитному произношению.

Упражнение «Песенка».

1. Пропевание открытых слогов на одном выдохе:

МА-МА-МА-МА-МА-МА-МА;
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ;
НА-НА-НА-НА-НА-НА-НА;

2. Пропевание сложных слов на одном выдохе:

З—ДРА—В-СТ-ВУЙ-ТЕ…

3. Пропевание простой фразы на одном выдохе:

ВОТ ИДУ Я ВВЕРХ.
ВОТ ИДУ Я ВНИЗ

Упражнение «Посчитай». На одном выдохе, выдыхая толчками, ребёнок должен произнести 5-6 раз пары звуков (Д-Т Д-Т Д-Т Д-Т ) Ладонь ребёнка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

Упражнение «Ритмы».

Ребёнок на одном выдохе может проговаривать ритмы, сопровождая их хлопками:

ПАПАПАПАПА ПА- ПА- ПА- ПА- (4-1-1-1-1) . ТА-ТА ТА-ТА ТА-ТА-ТА (2-2-3) . ЛА –ЛАЛАЛА-ЛА-ЛАЛАЛА (1-4-1-4)

Проводится работа над чётким, правильным произнесением звуков.

Проводится работа по обучению детей слитному произношению простой, распространенной фразы. Идёт развитие фразового дыхания.

Проводится работа по обучению естественного темпа речи.

Проводится работа по обучению правильному ударению в словах и фразах. Ритм слов определяется ударением, которое является разноместным и подвижным.

учитель-логопед
Логунова Наталья Павловна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.