Коммуникация у детей с расстройствами аутистического спектра

Аннотация: В данной статье отражены причины отсутствия звучащей речи, особенности коммуникативных нарушений у людей с Расстройствами Аутистического спектра. (особенности каналов восприятия, особенности двигательного планирования и праксиса). Описаны типы мышления по классификации Темпл Грандин. Рассмотрены этапы формирования коммуникативных навыков . Сделан обзор альтернативных поддерживающих средств коммуникации,описаны функции альтернативной системы коммуникации.

Коммуникация у детей с расстройствами аутистического спектра

Ранний детский аутизмПотребность в общении — одна из главных потребностей человека.

Основное средство ее осуществления — речь

Но с чего начать, если речи нет?

С механической отработки речевой функции или с развития у ребенка желания общаться?(с собственного развития коммуникации)

Каждый решает самостоятельно, но мы пришли к выводу о том, что в первую очередь необходимо развивать у ребенка навыки коммуникации, особенно, если мы говорим о ребенке с РАС.

Следует вспомнить три типа причин, в связи с которыми у ребенка может не быть звучащей речи:

Первая — это органические причины:в силу моторных особенностей или вследствие органических поражений головного мозга ребенок не может говорить или продуцировать речь.

Вторая — особенности коммуникации -это как раз то, что наблюдается у детей с РАС,когда возникают проблемы во взаимодействии,здоровой коммуникации с окружающими.

Третья – нарушение интеллекта ,когда уровень интеллекта не позволяет ребенку сформировать символические связи.

В зависимости от того, в чем причина недоразвития речи следует решать конкретные задачи.

Причина недоразвития или искажения речевого развития у людей с РАС — первичное нарушение восприятия и накладывающиеся на него:

  • особенности среды, в которой находится ребенок,
  • обедненный коммуникативный опыт — очень часто дети оказываются в сегрегированной среде, избегание контакта и любого взаимодействия — в силу того, что для ребенка очень часто взаимодействие оказывается негативным (он чего-то не хочет, а его заставляют, или наоборот — что-то хочет получить, а ему не дают и он не понимает почему(?),
  • снижение произвольности деятельности.

Очень часто мы видим, что у детей с РАС нарушена эмоционально-волевая сфера, ребенку сложно себя контролировать, сложно спрогнозировать или спрограммировать процесс своей деятельности, регулировать себя внутри этого процесса, и соотнести свои желания с тем результатом, который получился.

Соответственно произвольная деятельность у ребенка нарушена, поэтому так же возникают проблемы с речью. Все это является угнетением потребности в общении.

Ребенок искусственно себя затормаживает и старается не получать ни положительных, ни отрицательных ощущений.

Всеми этими причинами объясняется малая эффективность методов работы,направленных на развитие собственно речи и успешная практика комплексного развития и коммуникации.

Следствие — угнетение потребности в общении.

Вывод: снижение или отсутствие речевой активности обусловлено не только наличием РАС, но так же подкрепляется внешними факторами.

Комплексный подход к развитию

Включает в себя наиболее эффективные методы гармоничного развития разных сфер:

• Моторная сфера (крупная, мелкая моторика, мимика, артикуляция)
• Сенсорная сфера (различение звуков, управление извлечением)
• Когнитивная сфера (сенсомоторный интеллект, пространственное мышление, логические задачи, причинно-следственные связи)
• Коммуникация + речь(подражание ,взаимодействие ,общение, игра)
• Собственно речь: звукопроизношение, слоговая структура, лексика, грамматический строй, связная речь(диалог, монолог), включение полученных навыков в жизненные ситуации.
• Эмоционально-волевая сфера: Аффективная сфера, самостоятельная деятельность.

Особенности восприятия у детей с РАС:

• Приоритет-обработка сенсорной информации: зрительная, слуховая(ритмы, отдельные слова, мелодии для распознавания ситуации,кинестетическая(проприоцептивная), вестибулярная, тактильная системы.
• Гипертонус и гипотонус.
• Особенности двигательного планирования и праксиса.

Особенности каналов восприятия:

• Гиперчувствительность, гипочувствительность к определенным сигналам.
• Отключения одного из каналов восприятия–ребенку сложно сформировать сочетанную работу анализаторных систем.
• Спонтанные переключения внимания — ребенку сложно удерживать внимание в одной деятельности.
• Зашумленные каналы — снижен навык игнорирования,сложно в шумной обстановке выделять звук речи.
• Дискоординация скорости-ребенку сложно говорить с той скоростью,с которой мы привыкли воспринимать речь.
• Гипер и гипореактивность,тонус.

При гиперреактивности необходимо:

• Создание среды и «сенсорной диеты»-минимум отвлекающих сенсорных стимулов, чтобы ничто не отвлекало внимания и не приходилось изобретать способы, чтобы переключить внимание ребенка.
• Спокойствие педагога-тьютора-сначала подражаем ребенку — активно прыгаем, бегаем, затем, когда у ребенка появляется интерес к педагогу, следует постепенно замедлить свою активность и прийти к состоянию спокойствия, чтобы ребенок тоже успокоился.
• Ритмичность для нормализации активности — выполнение заданий под счет, это поможет ребенку сориентироваться в среде не по визуальному расписанию, а по «слуховому»(аудиальному).

При гипореактивности необходимо:

(обратный принцип — начинаем опять же подстраиваться под ребенка, постепенно ускоряя темп,растормаживая ребенка).

• Активность педагога-тьютора
• Использование разных каналов восприятия
• Ритмичность (для повышения и поддержания тонуса)

Особенности двигательного планирования и праксиса

Очень важно отслеживать, насколько ребенок может спланировать сам свою деятельность, нужна ли ему помощь.

В какой степени должна быть эта помощь.

Насколько ребенок может мобилизовать ресурсы организма для достижения поставленной цели.

Насколько ребенок понимает окружающую ситуацию.

Тэмпл Грандин выделяет три типа мышления у людей с РАС.

  1. Визуальное: мышление визуальными или другими образами вместо слов Сверхконкретные образы, обобщенные образы.
  2. Музыкально-математическое: Мышление последовательностями событий, явлений, действий.
  3. Вербально-логическое: Мышление в деталях слов, словарное мышление, анкетирование объектов, действия связываются со словами.

При визуальном типе мышления важно:

Объяснить ребенку конечную цель и «зачем» это происходит.

Личностная значимость определяется через понимание общей картины происходящего.

При музыкально-математическом типе мышления важно:

Объяснить последовательность действий, переходные связи (сначала это, потом это и тд.) Расписания, календари помогают понять, что за чем следует.

При вербально-логическом мышлении важно учитывать:

  • конкретность словесных инструкций,
  • многозначность слов,
  • личный «словарь»ребенка.

Необходимо отслеживать реакцию ребенка и регулировать и учитывать:

  • Громкость (громко-тихо)
  • Ритм (быстро-медленно)
  • Эмоциональность (ярко-нейтрально)

Избегать резких неожиданных действий, звуков, эмоций.

Делать паузы между действиями и словами ,чтобы ребенок успел осознать ,что увидел, услышал и включился в следующее действие.

Следует учитывать доминирующий тип восприятия и мышления.

Предпосылки развития коммуникации

Когда мы определяем какой тип коммуникации доступен для ребенка, мы обязательно смотрим:

  • Тип взаимодействия, которым он пользуется сейчас (симбиоз, игнорирование, агрессия)
  • Форма общения,
  • Уровень аффективной регуляции,
  • Когнитивные факторы развития,
  • Сенсомоторный интеллект,
  • Доступный тип коммуникации и средства общения.

Этапы развития коммуникативных навыков

Использование доступных средств коммуникации.

Довербальные :

Поведение

1-ненамеренное
2-намеренное (3-8 мес.)

Общение:

3-нестандартное (6-12 мес.)
4-стандартное-соц.адекватное (12-18 мес)

Символы:

5-конкретные (12-24 мес.)
6-абстрактные (12-24 мес.)

Вербальные:

7-язык-речь (с 24 мес.)

Средства общения

1) экспрессивно-мимические,
2) физиознаки (движение/поза)
3) предметно-действенные (кинезнаки)
4) жесты
5) вокознаки(неречевые звуки, голосовые реакции),
6) графические символы(PECS, карточки),
7) технические средства,
8) речь (звуки, слоги, слова, фраза, связная речь)

Обзор альтернативных поддерживающих средств коммуникации

• Мотивация
• Отказ
• Желание получить что-либо
• Социальное взаимодействие
• Мимика ,эмоции
• Обмен предметами
• Жесты
• Карточки PECS
• TEACCH методика
• Приложения для планшета
• Письмо, печатание

Функции альтернативной системы коммуникации

1. Структурирование действительности -понимание жизни вокруг.
2. Структурирование времени позволяет сгладить поведенческие особенности: ждать, переключаться с одного на другое, соглашаться делать не очень приятное и ждать — после него будет приятное.

Особенности восприятия и мышления человека с РАС

Как общаться с неговорящим ребенком?

Альтернативные и дополнительные средства коммуникации.

Выбор и способы их введения в жизнь ребенка.

1. Диагностика.
2. Систематизация критериев выбора средств ААС для разных функциональных групп детей.(StivenFonTechner)

• Разница понимания и говорения,
• Медленное освоение речи,
• Сниженные возможности интеллекта.

Диагностика

• Уровень общения, на котором находится ребенок
• Контактность
• Навык подражания
• Уровень игровой деятельности
• Уровень развития ВПФ
• Понимание речи
• Порог сенсорной чувствительности
• Моторное развитие (удержание, переключение поз, удержание ритма темпа)
• Формы и ситуации, где проявляется негативное поведение
• Интересы ребенка

Выбор способа коммуникации для невербального человека с РАС зависит от его индивидуальных особенностей.

Способ коммуникации Есть Нет Преимущества применения
Устная речь Эхолалия-подражание.

Повторяет слова и фразы за другими людьми

Нет экспрессивной речи. Наиболее эффективный способ удовлетворения мотивов общения
(PECS система коммуникации обменом изображениями. Хорошо различает фотографии и рисунки. Проблемы с двигательной имитацией или выполнением серии движений,которые потребуются для жестов. Подходит для обучения произвольным просьбам
Доски для коммуникации изображениями. Хорошо распознает изображения , картинки, (доска разрабатывается для конкретного занятия, ситуации). Сложности с созданием, организацией и перемещением символов PECS в различных ситуациях Позволяет применять больше разнообразия

в коммуникации, чем можно добиться с помощью обучению жестам

Жесты Хорошо развиты навыки двигательной имитации. Плохо реагирует на зрительные символы, сложности с созданием, организацией и перемещением символов PECS в различных ситуациях. Можно обучать как отдельно, так и одновременно с обучением  PECS,чтобы  обеспечить доступ человека к коммуникации  в любой обстановке
Устройства или приложения  с совмещением изображений и голоса. Хорошо реагирует на зрительную информацию и на слуховые стимулы. Трудности с перемещением символов PECS в различных ситуациях. Нужно следить за тем, чтобы человек не использовал устройство для самостимулирующего поведения вместо коммуникации.
Коммуни-кация обменом предметами. Распознает функционал предметов. Не способен на дискриминацию между изображениями(проблемы с различением изображений) Наиболее понятен(универсален)для партнера по общению.

Принципы и приемы введения средств альтернативной коммуникации

Принципы:

  • Комплексность воздействия
  • Опора на сформированные навыки ,онтогенетический подход
  • Учет уровня базовых потребностей
  • Позитивное взаимодействие
  • Партнерские отношения
  • Обеспечение речевой среды
  • Гибкость педагога :изменение скорости ,тембра ,эмоциональной окрашенности в зависимости от задач.
  • Максимальная понятность происходящего для ребенка(расписание)

Залог успешной работы — это принятие родителями своего ребенка таким, какой он есть. Умение общаться на его языке,радоваться его победам.

Основной движущей силой развития ребенка, чаще всего, являются его родители, близкие люди.

Специалисты дают направление, а среду и использование навыков в быту отрабатывают они.

Важно обеспечивать речевую среду не только на занятиях, но и дома, создавая проблемные для ребенка ситуации и обучая способам выхода из них, с помощью речи или альтернативных способов коммуникации.

Афанасьева Маргарита Андреевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.