Использование технологии «Дидактический синквейн» в логопедической практике

Аннотация:

В статье рассматривается уникальная технология развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР – дидактический синквейн, представлено пособие-схема для создания нерифмованных стихотворений. Использование данной технологии в логопедической практике позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОНР.

Использование технологии «Дидактический синквейн» в логопедической практике

Развитие речевой и мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста – одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в ДОУ. В настоящее время является общепризнанным, что между развитием речи и уровнем развития мыслительной деятельности существует тесная взаимосвязь.

Учитель-логопед, осуществляя коррекционное воздействие, должен учитывать степень сформированности ВПФ у детей с ОНР, т.к. состояние ВПФ является базой для развития речи ребенка.

Одним из эффективных и креативных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из 5 строк».

Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку:

- первая строка – это тема, состоящая из одного слова (имени существительного);

- вторая строка – два слова (имена прилагательные). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему;

- третья строка состоит из трех глаголов, описывающих действие предмета;

- четвертая строка – это словосочетание, или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора к теме;

- пятая строка – существительное, выражающее чувства, ассоциация с предметом, синоним первого слова.

С детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно, необходимо адаптировать методику с учетом речевых возможностей детей и уровня сформированности ассоциативных связей.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной креативно мыслить, исключать лишнее, выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование технологии предполагает обогащение и активизацию глагольного словаря, словаря прилагательных, развитие ассоциативного и наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Значимость и целесообразность применения технологии «СИНКВЕЙН» в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОНР заключается в том, что синквейн:

- способствует развитию всех компонентов речи;

- происходит интеграция со всеми образовательными областями программы;

- используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации;

- дает возможность оценить уровень усвоения пройденного материала;

- раскрывает творческий и интеллектуальный потенциал ребенка;

- способствует интерактивному взаимодействию всех участников образовательного процесса.

Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется необходимый словарный запас. Возможна работа в парах, малых группах, индивидуально. Педагог отмечает синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Цель освоения технологии:

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, через систематизирование работы по реализации комплекса мероприятий направленных на развитие мыслительной деятельности и речи у детей с ОНР

Задачи:

- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

- учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

- развивать зрительное восприятие;

- учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции;

- учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;

- развивать логику;

- развивать образное мышление;

- учить детей связно мыслить, составлять рассказы, используя различные предложно-падежные конструкции, перекодировать информацию;

- развивать смекалку, тренировать внимание;

Логопед разрабатывает дидактический материал с целью использования технологии СИНКВЕЙН в деятельности с детьми с ОНР. С этой целью реализуется проект «Занимательный синквейн», используется дидактическое пособие, раздаточный материал для детей, видеоконсультация для родителей, видеозанятия для детей, размещаемых на персональном сайте verbenko.jimdo.com

Описание дидактического пособия для создания синквейна

Дидактическое пособие для создания синквейна

Пособие представляет собой стенд с пластиковыми карманами для размещения схем, изображений. Таким образом, создается игровая ситуация, что привлекает детей создавать синквейн.

Предполагаемый результат использования технологии:

- сформированность обобщений, ассоциативных связей, соответствующих возрасту детей;

- сформированность у детей умения правильно употреблять в речи предложно-падежные конструкции;

коррекция лексико-грамматического строя речи, автоматизация поставленных звуков в свободной речи детей;

- сформированность мелкой моторики, зрительно-пространственных ориентировок, соответствующих возрасту детей;

- выявление творческих способностей воспитанников для дальнейшего их развития.

Образцы синквейнов:

Мама

Красивая, добрая.
Обнимает, целует, заботиться.
Я люблю свою мамочку!
Мама – мой самый любимый человек!

Кукла

Красивая, новая!
Люблю, играю, берегу!
Моя подруга!
Кукла – подарок на День Рождения!

Шоколад

Сладкий, вкусный!
Покупаем, разворачиваем, едим!
Я люблю шоколадки!
Шоколад – это продукт питания!

Апельсин

Оранжевый, круглый!
Растет, созревает, наливается!
Люблю апельсиновый сок!
Апельсин – это полезный фрукт!

Учитель-логопед
Вербенко М.Б.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.