Проведение групповых занятий в нейрореабилитации у больных с афазией грубой степени выраженности

Проведение групповых занятий в нейрореабилитации у больных с афазией грубой степени выраженности

Логопедическая работа при семантической афазииПроблема восстановления коммуникативной функции речи у больных с афазией является одной из актуальных в афазиологии.

Известно, что речь является социальным продуктом и возникает как в общении и вследствие общения. А такие свойства речи, как активность, намеренность и инициативность, могут возникнуть только в коллективе и лучшей средой для реабилитации является также коллектив, в котором и могут быть реализованы функции социального общения и психологического контакта.

Пациенты с грубой степенью афазии испытывают большие трудности при установлении социальных контактов. Снижение коммуникативной активности может достигать полного отказа от общения.

Решению этих задач наиболее полно отвечают групповые занятия. Они апеллируют к личности больного и способствуют актуализации и реализации скрытых резервов в психической сфере человека.

Целью групповых занятий является не только восстановление личностного и социального статуса больного, но и преодоление психологического барьера в общении с окружающими, преодолении дефектов психологического контакта.

Групповые занятия являются лучшим способом восстановления коммуникативной способности больных путем межличностного общения в терапевтической группе. В них применяются те формы и функции речи, которые наиболее эффективны в группой форме обучения (эмотивная, диалогическая).

Так же групповые занятия являются методом, который лучше всего может обеспечить нужную речевую среду для больных с афазией. Важным является то, что единицей групповой формы организации восстановительного обучения является малая социально терапевтическая группа, которая имеет ряд специфических механизмом, положительно влияющих на эффективность восстановительного обучения ( подражание, поддержка, взаимопомощь, сотрудничество, соревнование).

Терапевтическая группа комплектуется из 7-10 человек. Группы формируют в зависимости от степени выраженности дефекта. Пациенты с грубой формой речевой патологии.

Группа разновозрастная (от 18 и старше) и включает людей разного образовательного и социального уровня, при этом 80% пациентов в речевом статусе имеют – комплексную моторную афазию.

Исходя из этого, специфика применения данной методики опирается на необходимость комплексного медико-психолого-педагогического воздействия на больных с различность степенью тяжести речевого дефекта.

Важно создать на занятии положительный эмоциональный настой и предусмотреть индивидуальный уровень работоспособности больного, подготовить несколько видов работы для каждого больного, максимально приближенных к естественным условиям общения.

Данная методика включает в себя ряд аспектов:

  1. выявление, уточнение и использование сохранных мимических и жестовых возможностей;
  2. восстановление двигательных возможностей руки с использованием рисунка и письма;
  3. затормаживание речевого эмбола и выработка установки на невербальный способ коммуникации; растормаживание экспрессивной стороны речи;
  4. введение в экспрессивную речь наиболее коммуникативно значимых слов.

Все методы, для групповых занятий, условно можно разделить на две группы.

1. Первая группа методов предусматривает направленное воздействие на речь, на ее активность, намеренность.

К этой группе относятся следующие методы:

  • метод драматизации,
  • метод беседы,
  • речевые игры,
  • кинометодика.

2. Вторая группа методов предусматривает непрямое, опосредованное воздействие на речь.

Ко второй группе методов относятся:

  • трудотерапия,
  • метод организации отдыха,
  • музыкотерапия.

Один из широко применяемых методов на групповых занятиях является метод беседы. Этот метод оказывает стимулирующее воздействие на вербальную и невербальную коммуникацию больных.

Также высокую эффективность имеет метод речевого лото. Специальной задачей этого метода является работа над пониманием слов, обозначающих предметы и действия.

Известно, что наиболее грубо при всех формах афазии нарушается актуализация слов-глаголов. Учитывая необходимость специальной работы над восстановлением называния и понимания глаголов, рекомендуется специальная форма речевого лото – «Глагольное лото».

Очень часто на групповых занятиях используется и имеет высокую эффективность применение музыкотерапии. Песни подбираются с учетом возраста больных, их культурного уровня, интересов.

Проводимая работа, с использованием вышеперечисленных методов способствует преодоление речевой инактивности пациента, совершенствуется функция произвольного внимания, значительно уменьшается степень выраженности специфической афатической симптоматики.

Таким образом , наряду с решением задачи восстановления речевой функции, групповые логопедические занятия оказывают на больных психотерапевтическое воздействие, а у больных с грубой степенью выраженности речевых нарушений появляется тенденция к общению друг с другом.

Старостина Екатерина Геннадьевна,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.