Логопедическое сопровождение детей первого года жизни в условиях дневного стационара неврологического профиля

Развитие мелкой моторики ребенка начинается еще в младенчествеКраткая аннотация: В статье описываются особенности работы с ребенком, имеющие нарушения ЦНС, основные направления в корреционно-развивающей работе с детьми первого года жизни. Приведены примеры игр и упражнений для детей первого года жизни.

Логопедическое сопровождение детей первого года жизни в условиях дневного стационара неврологического профиля

Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

Вопросам развития речи детей посвящены работы Е.Ф. Архиповой, Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной , Н. Л. Фигурина, М. П. Денисовой, М. Ю. Кистяковской, В.К. Орфинской, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, М.Б. Эйдинова. А в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, А.Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова, подробно описано становление речи, у детей начиная с самого раннего детства.

В связи с тем, что в настоящее время значительно возросло число детей с речевыми нарушениями, а как известно правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление(диагностика) и устранение нарушений (коррекция) речи необходимо проводить в более ранние сроки развития детей. Поэтому изучение развития речи детей раннего возраста является актуальной темой в настоящее время.

В последнее время рождаются дети с различной патологией (синдромами) нервной системы различного генеза. Такие как гипертензионный синдром , вегето-висцеральных нарушений, двигательных нарушений, гипервозбудимости, смешанного или спастического тетрапареза, угнетения ЦНС, бульбарных нарушений, судорожный; задержка психомоторного развития, задержка моторного развития, задержка развития ориентировочно-познавательных реакций; с патологией внутриутробного развития, гипербилирубинемией различной этиологии, с поражением или изменениями опорно-двигательного и костно-мышечного аппарата.

Нарушение ЦНС – тяжелое состояние организма, при котором особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения тела. Поражение этих структур отрицательно влияет на процесс формирования речи в целом. Однако при воспитании и лечении детей с поражением ЦНС необходимо обращать внимание не только на восстановление речевых функций, но и на коррекцию нарушений в двигательной, сенсорной и эмоционально-личностной сфере.

В стационар неврологического профиля госпитализируются дети раннего возраста по направлению из поликлиник, а также родильных домов города.

Основой профилактики неврологических нарушений служат ранняя диагностика и своевременное применение соответствующих методов коррекции. При наблюдении за детьми раннего возраста с поражениями нервной системы специалисты по раннему развитию приходят к пониманию, что чем раньше начать профилактическо-лечебные мероприятия, тем более полно удается компенсировать нарушенные функции.

Ребенок с отклонениями в развитии, начавший обучаться в первые месяцы жизни, имеет максимально быстрое достижение оптимально возможного для него уровня общего развития, и соответственно более раннего срока выбора интегрированного обучения.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста, большие потенциальные возможности активно реагировать на изменяющиеся внешние стимулы объясняют необходимость ранней тренировки возрастных навыков у детей с выраженными неврологическими нарушениями. Поэтому все вновь поступившие дети в отделение осматриваются узкими специалистами: окулистом, ортопедом, ЛОР-врачом, и мной как логопедом, также в отделении проводятся все виды обследования необходимые для лечения детей данного профиля. Благодаря комплексному лечению отделение имеет хорошие результаты по восстановлению двигательных, психомоторных, психоэмоциональных, вегетативно-висцеральных нарушений у детей.

Работа логопеда очень важна для отделения, так как направлена на восстановление психоэмоциональных функций, ориентировочных и познавательных реакций. Проводятся занятия направленные на профилактику нарушений речевого и предречевого развития, становления ориентировочно-прастрансвенных реакций.

Логопедические занятия и консультации проводятся в специализированном кабинете, с использованием специальной мебели и набора необходимых игрушек. Во время занятий ребенок, в зависимости от двигательных возможностей и возраста , находится на пеленальном столике, в специалезированном стульчике,на полу с покрытим или у мамы на руках.

Основные принципы системы коррекционно-педагогической работы:

1. Ранее начало коррекционно-логопедической работы с детьми с поражением ЦНС, т.е. с первых недель и месяцев жизни, так как нарушения развития отдельных функций доречевого периода приводят к вторичной задержке других функций.

2. Поэтапное развитие всех нарушенных функций доречевого периода. При работе учитывается не столько возраст ребенка, сколько тот уровень доречевого развития, на котором он находится. Коррекционная работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохраненных функций.

3. Использование кинестетической стимуляции в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций.

4. Творческое использование таких дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность, наглядность.

5. Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка.

6. Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций.

В работе основными направлениями коррекционно- логопедического сопровождения являются:

Блок I

1. Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции (включает нормализацию тонуса лицевых, губных, язычных мышц по средством дифференцированного легкого массажа).

2. Нормализация процесса сосания:

- создание определенных укладов губ во время сосания;
- проведение кормления в определенном положении – «рефлекс запрещающие позиции», в замедленном темпе.

Блок II

Развитие ориентировочных реакций:

- тренировать зрительную фиксацию и прослеживание оптического раздражителя во всех направлениях – сбоку, снизу, сверху, меняя положение ребенка и расстояние до объекта;
- тренировать слуховое восприятие от стадии защитно-оборонительной исосредоточения через ориентировочную и установочную к стадии ориентировочно-исследовательской.

Блок III

Развитие эмоциональных реакций (стимуляция проявления улыбки, крика радости)

Блок IV

1. Развитие слуховых дифференцировок, выработка акустической установки на звуки и голос.

2. Выработка зрительных дифференцировок .

Блок V

Развитие движений руки и действий с предметами (манипулятивные движния с игрушками)

Блок VI

1. Формирование подготовительных этапов развития понимания речи.
2. Развитие подготовительных этапов формирования активной речи

Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и его индивидуальных возможностей.

Занятия проводятся индивидуально, в логопедическом кабинете. Особое внимание уделяется правильному положению ребенка во время занятий, в котором минимально проявились бы патологические рефлексы. С этой целью используются элементы оборудования кабинет, позволяющие удерживать верхнюю часть корпуса ребенка в вертикальном положении, а голову по средней линии.

Очень важным фактором успешности коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения ЦНС, является создание положительного эмоционального настроя по отношению к занятиям, к логопеду, выбор соответствующей его возрасту игрушки.

Длительность занятия 20-25 минут.

Таким образом, коррекционно-педагогическая работа проводится в соответствии с уровнем развития ребенка и предполагает постепенное усложнение приемов, направленных на формирование всех функций.

В стационаре оказывается консультативная помощь родителям по вопросам развития речевых и неречевых психических процессов; как правило это консультации матерей, которые госпитализированы вместе со своими детьми. Для них проводятся обучающие практические занятия, на которых мама находится рядом с малышом и смотрит, как работает специалист, а в конце занятия маме дается инфорация, о приемах и техниках, используемых в процессе работы с детьми, учитывая неврологическое состояние и биологический режим ребенка.

Важным моментом является то, что предлагаемый практический материал был доступен и ясен в изложении, и построен с учетом нравственно-этических норм, а так же социального статуса родителей.

В дальнейшем, при выписке, родители получают рекомендации по развитию навыков и умений, необходимых для формирования, в том числе и коммуникативных возможностей своего ребенка.

Приведу примеры игр, которые мама может проводить со своим ребенком.

Игры для совершенствования зрительных и слуховых восприятий у детей первого года жизни

Посмотри на меня.

Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слева направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.

Прыгающая игрушка.

Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку. Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.

Кукла на руке.

Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях – вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных способностей.

Игрушка, которая может пищать.

Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.

Позовите ребенка.

Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь.

Наблюдение за мыльным пузырем.

Ваш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухе мыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему как пускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.

Внимание к разным звукам.

Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи.

Игры и занятия с использованием игрушек(или предметов)

От 5 до 7 месяцев.

Куклы-неваляшки.

В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.

Шарик с водой.

Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят.

Блестящая кастрюля.

Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон. Малышам нравятся «игрушки» взрослых.

От 7 до 8 месяцев:

Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка.

Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут реагировать на его действия – пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.

Игра с надувным мячом.

Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как он раскачивается.

Спрятанная игрушка.

Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.

В какой руке?

Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

От 8 до 9 месяцев:

Поиграйте со шляпой.

Дайте малышу вашу шляпу, пусть он постарается самостоятельно надеть ее. Отыскивая собственную головку, ребенок больше узнает о самом себе. Поиграйте таким образом с разными шляпами или даже с круглой пластмассовой вазой. Пусть этот модник полюбуется на себя в зеркало – собственное отражение вызовет у него восторг.

Игра «в прятки».

Малыши любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Спрячьтесь за стулом, и пусть ребенок, подползая, попробует вас найти. Потом пусть малыш сам попробует спрятаться, а вы его ищите.

«Делай, как я».

Поиграйте с ребенком в «делай, как я». Бейте в «барабан», хлопайте в ладоши, машите рукой, дуйте, «дирижируйте оркестром», пусть малыш повторяет ваши движения.

Игрушки в вазе.

Большая пластмассовая ваза с круглым донышком внесет разнообразие в детские игры. Малыш может одной рукой держать вазу, а другой складывать в нее маленькие шарики или мячики. Если ваза не слишком устойчива, игра становится еще увлекательнее.

Прозрачные и непрозрачные барьеры.

Когда ребенок научился играть в разнообразные «прятки», попробуйте еще один вариант. Положите игрушку за каким-нибудь прозрачным барьером. Понаблюдайте, что будет делать ребенок. Попытается ли он достать игрушку прямо, сквозь барьер, или обойдет преграду?

От 9 до 11 месяцев:

«Осязательная» игра.

Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Переверните игрушки.

Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (надример, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите, исправит ли малыш «положение» своих друзей.

«Пирамида».

Если ребенок хоть один раз надел «кольцо» на стержень пирамиды, он будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону.

Перевернутая кастрюлька.

Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли он, как нужно ее перевернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть расположены предметы.

«Дай мне игрушку»

Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.

Детские кубики.

Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.

Поищи и найди.

Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.

Время для музыки.

Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.

Катание машинки.

Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама. Также научите ребенка катать машинку, к которой привязана веревочка. Ребенок учится удерживать веревочку в руках и совершать действия с машинкой, которая катиться.

Телефон.

Возьмите игрушечный телефон и «поговорите» с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в «телефон», малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.

От 11 до года:

Покормите куклу.

Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.

Тоннель.

Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля. Наденьте куклу на руку.
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.

Игрушка с ленточкой.

Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.

Заводная игрушка.

Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение. Пусть малыш покатает коляску.

Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)

Игра в мяч.

Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.

Заверните игрушки.

Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.

Выскакивающая игрушка.

Теперь, когда у ребенка достаточно развита координация движений, ему нравится ударять по предметам, реагирующим на его действия. Существует много игрушек с фигурками внутри, которые выскакивают наружу, если по ним сильно стукнуть.

Если ребенок не сразу усваивает ту или иную игру в определенном возрасте, родителям надо пробывать в нее играть в более старшем возрасте.

Первый год жизни — совершенно уникальный период в жизни ребенка. Знать особенности психического развития ребенка на первом году жизни необходимо, так как от того, как в этот период будет развиваться ребенок, зависит дальнейшее становление личности.

Мозг ребенка обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата в развитии. Лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии специалистов медицинского и педагогического профиля. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое. Но успех коррекционного обучения и выполнение назначений по лечению детей с нарушениями речи во многом определяется именно активным участием родителей в развивающем процессе.

Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Литература:

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период)-М., 1989
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учеб. Пособие. -М.: АСТ: Астрель, 2007.
3. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981,272с.
4. Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым. -М.: Педагогика , 1985.
5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. -М., 1986.
6. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. — М., 1956.
7. Ребенок.Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление/ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М.: Изд-во МПСИ, 2003.
8. Розенгарб- Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. — М., 1963.
9. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений М.: Профессиональное образование, 1993.

Красова Виктория Валерьевна, логопед
г.Красноярск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.