Здоровьесберегающие технологии: Cказкотерапия

Вязанный пальчиковый театрАннотация: Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Здоровьесберегающие технологии: сказкотерапия

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Подгруппы здоровьесберегающих технологий

Можно выделить три подгруппы здоровьесберегающих технологий:

1. Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

2. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

3. Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

В настоящее время медицинские работники уже не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос об альтернативных способах здоровьесбережения и о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни с самого раннего возраста.

Таким образом вопрос здоровьесбережения ложится на плечи педагогов.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Функции сказок

Сказка в свете сказкотерапии обычно выполняет три функции: диагностическую, прогностическую и терапевтическую (коррекционную).

Диагностическая функция – выявление существующей проблемы ребенка.

Прогностическая функция сказки проявляется в той части сказки, которая повествует о будущем героя.

Терапевтическая (коррекционная) функция ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой.

Виды сказок

1. Дидактические сказки – создаются педагогами для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передать в доступной форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.

2. Психокоррекционные сказки – сочиняются педагогами, психологами для мягкого влияния на поведение ребенка. Сказки этого типа применяются с 4 до 11-13 лет и используются для коррекции агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности и т.д. Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.

3. Медитативные сказки – рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе. Развивают различные виды чувствительности: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную и кинестетическую.

4. Психотерапевтические сказки – создаются для того, чтобы оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму.

Таким образом, ребенок узнает из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами.

Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» — нормы и правила поведения, ненавязчиво слушать других и выражать свои мысли.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У ребят формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Разыгрывая сказку ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, поэтому развивается еще и двигательная активность.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.

Список использованной литературы:

1. Белинская Е. Волшебный мир детства [Текст] / Е. Белинская // Школьный психолог (Прил. к газ. «Первое сентября»). — 2007. — № 18. — С. 18-32.

2. Брежнева М. В. Сказкотерапия — средство самопознания в раннем детстве [Текст] / М. В. Брежнева // Начальная школа плюс До и После. — 2007. — №5. — С. 51 — 53.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии».

4. Психология развития. Словарь / Под.ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2011.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2009

Учитель-логопед
Алмухаметова Тахмина Султанбековна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.