Логопедическая работа с учащимися начальных классов в сенсорной комнате

Логопедическая работа с учащимися начальных классов в сенсорной комнате

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его сенсорного и познавательного развития.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве; развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками, словами.

С каждым годом количество детей с речевыми нарушениями, обучающимися в школе, растёт. Ученики с речевой патологией, в том числе с общим недоразвитием речи, как правило, имеют трудности в обучении, так как на основе речи и её смысловой единицы-слова, формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память.

Пребывание в сенсорной комнате способствует нормализации психического и эмоционального состояния школьников, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизации мозговой деятельности у детей.

Для учащихся с речевым негативизмом обстановка сенсорной комнаты — благоприятная среда для снятия невротических переживаний, которые в ряде случаев влияют на развитие речевого общения.

Логопедическая работа в сенсорной комнате

Учитель-логопед проводит занятия с учащимися с задержкой психомоторного и речевого развития, нарушением речи, с резидуально-органическими поражениями центральной нервной системы (заикание и т.д.).

Занятия в сенсорной комнате направлены:

· на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения;

· развитие зрительного восприятия, слухового восприятия, развитие осязания, памяти, внимания, мышления;

· развитие двигательной активности;

· снятие психоэмоционального напряжения.

Вся площадь сенсорной комнаты разбита на несколько активных зон.

1. Зона песочной терапии (песочница, игрушки для реальной жизни, для отреагирования агрессии, формочки).

2. Зона двигательной активности (мягкий игровой набор «Городок», мягкая форма «Остров», пуфы-мячи, терапевтическое кресло-кубик, тактильная дорожка).

3. Зона сухого бассейна.

4. Зона природотворчества (камни, мох, листья, песок, кора, шишки).

5. Зона светотворчества (интерактивная воздушнопузырьковая трубка «Радуга», светильники, фонарики)

Зона «Песочница»

Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. В процессе работы в песочнице происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении. Для детей с неустойчивым вниманием игра в песочнице дает богатые кинестические ощущения.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выражать свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и переживаний.

Игра «Дождик» (с проговариванием действий)

Предложите детям подойти к световому столу и положить ладошки на песок. Скажите: «Какой он на ощупь? Он теплый или холодный? Потрите песочек в ручках. Возьмите песочек в кулачок, просыпьте немного. На что это похоже? Конечно, это похоже на дождик. А теперь послушайте стихотворение и повторяйте за мной движения». Читайте стихотворение с показывайте, что делать.

Что делать после дождика, что делать после дождика?

По лужицам скакать, по лужицам скакать! (по столу скачут пальчики, изображая капли)

Что делать после дождика, что делать после дождика?

Кораблики пускать, кораблики пускать! (волнообразное движение сложенными ладонями по столу, затем на волнах рисуем кораблики)

Что делать после дождика, что делать после дождика?

На радуге качаться, на радуге качаться! (рисуем радугу)

Что делать после дождика, что делать после дождика?

Да просто улыбаться! (рисуем улыбающееся солнышко)

Воздушно-пузырьковая колонна и сенсорный уголок

В прозрачной колонне, заполненной дистиллированной водой, постоянно меняется цвет подсветки. Это развивает отражённое восприятие, кинестетический анализатор; обогащает сенсорный опыт; активизирует зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию; формирует фиксацию взора; концентрирует внимание, плавного прослеживания. Так же приобретается тренировка релаксации, которую можно выработать и использовать для преодоления психоэмоциональных проблем.

Пуфы, «островок» способствуют расслаблению мышц тела после трудного дня или активной зарядки. За счёт наполнения из крошечных, упругих гранул, такие изделия легко принимают форму тела ребёнка, при смене позы, можно ощутить легкое щекотании, как своеобразный лёгкий масса

Упражнение «Поймай пальчиком» Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации. Ход упражнения: педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (пузырьки). Обращается к детям: «Давайте поймаем пузырьки». Каждый ребенок «ловит» пузырьки определенного цвета (следит пальчиком по ребристой поверхности трубки за движениями пузырьков). Дети «ловят» пузырьки, то правой, то левой рукой.

Сухой бассейн

Сухой бассейн в логопедической работе служит средством для развития и коррекции нарушений дыхания, координационных способностей у детей.

Игры и занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребёнка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации.

Оздоравливающий эффект — это тренировка различных мышечных групп, в том числе формирующих осанку, массаж всего тела, стимуляция тактильной чувствительности.

Игры в сухом бассейне улучшают психоэмоциональное состояние ребёнка, создают непередаваемую атмосферу радости и веселья.

Найди и достань со дна бассейна

Цель: развитее тактильных ориентировки, ощущений мелкой моторики. Прячем на дне бассейна один или нескольких предметов, и просить ребенка найти их

Двигательная активность в комнате

Тактильная дорожка предназначена для развития тактильных ощущений. Ходьба по такой дорожке восстанавливает кровообращение, благоприятно воздействует на жизненно-важные органы человека, на стопах ног находятся нервные окончания и точки, отвечающие за работу организма человека в целом. Заниматься на таких дорожках могут как взрослые, так и дети.

Игра с разнообразными тактильными элементами обогащает сенсорные впечатления учащихся, развивает мелкую моторику, внимание, память, учит отслеживать причинно-следственные связи.

Занятия и игры в двигательной зоне помогают тренировать координацию и навыки движения, а разнообразие текстур и материалов, их различная плотность и отдельные мелкие детали прекрасно развивают тактильные ощущения и сенсорное восприятие, крупную и мелкую моторику, внимание, мышление и фантазию учащихся.

Упражнение «Переправа»

Походите по коврику переставным шагом. Для этого встаньте боком к его длинной стороне, шагните ближайшей ногой вдоль массажного коврика, остановитесь и подтяните вторую ногу. Таким образом, маленькими шажками передвигайтесь, пока не дойдете до конца. Расскажите, что вы ощущаете. Представьте, где находитесь (например: морской берег, трава и т.д.) Затем повторите то же самое другим боком.

Наблюдая учащихся, посещающих сенсорную комнату, я пришла к выводу, что занятия способствуют познавательному и эмоционально-волевому развитию детей с учётом их возрастных особенностей, также позволяют находиться в тесном сотрудничестве с индивидуальностью ребёнка, его коррекцией.

Сенсорная комната оказывает положительное воздействие на психофизическое и эмоциональное здоровье, а это значит, что сенсорные комнаты целесообразно использовать в школе как здоровьесберегающую технологию. Школе нужны технологии, обеспечивающие условия гармоничного развития и максимальную эффективность обучения.

Татьяна Рыбакова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.