Детское словотворчество — речевая ошибка или закономерное явление

Детское словотворчество — речевая ошибка или закономерное явление?

ДетиДетское словотворчество — феномен речевого становления, который стал широко известен читателям после многократного переиздания книги К. И. Чуковского «От двух до пяти». Подавляющее большинство родителей наблюдают у своих детей своего рода «словообразовательный взрыв», который проявляется в том, что дети сами начинают изобретать новые слова.

Ребенок трех – четырех лет в своей речи уже может употреблять слова, которые педагоги – исследователи дошкольного детства относят к понятиям. Однако малыш не всегда полностью понимает значение этих слов, а пользуется ими как ярлыками, определяющими действие или предмет.

Известный французский исследователь психологии детей раннего возраста Ж. Пиаже назвал этот период дооперациональным, потому что в возрасте 2-3 лет малыш фактически еще не знает и практически не применяет операций, которые функционально связаны с использованием понятий, хотя бы даже и в их начальной, конкретной форме.

По мере взросления ребенка развитие понятий идет параллельно с развитием процессов мышления и речи детей и стимулируется, когда они начинают соединяться друг с другом. Для того чтобы лучше понимать динамику развития такой мыслительной категории как понятие, наряду со знанием динамики развития мышления необходимо иметь представление о динамике речевого развития малыша.

В дошкольном детстве, начиная с 3 лет, речь малыша становится более связной и от монолога постепенно переходит к форме диалога. Ситуативность речевых высказываний, характерная для ребят раннего возраста, постепенно уступает место контекстной речи, понимание которой не требует соотнесения высказывания с конкретной ситуацией. Помимо диалога, у ребенка-дошкольника, по сравнению с малышом раннего возраста, возникает и развивается ещё более сложная, самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание.

Также психологами и педагогами-исследователями отмечается возникновение и развитие, начиная с возраста 56 лет, развитие речи «про себя» и внутренней речи. Именно внутренняя речь является «носителем» понятий,

Для понимания того, как идет процесс развития внутренней речи особый интерес представляет анализ возникновения, динамики преобразования и затем исчезновения так называемой эгоцентрической речи. Поначалу эгоцентрическая речь, которая сопровождает самостоятельные действия малыша по решению возникающих перед нимпрактических задач, с точки зрения окружающих выглядит как отдельные звуки и лепет.

Для малыша эгоцентрическая речь во внешней, словесной форме фиксирует результат его самостоятельной практической деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания малыша на отдельных моментах деятельности и является средством управления кратковременной и оперативной памятью ребенка.

Постепенно эгоцентрические речевые высказывания малыша приобретают функцию планирования. Когда же этап планирования становится внутренним (это обычно происходит к концу дошкольного детства), эгоцентрическая речь постепенно исчезает и замещается речью «про себя».

Во время появления и развития эгоцентрической речи малыш по уровню познавательного и личностного развития еще не способен к усвоению правил речевого поведения, доступных детям более старшего возраста.

Малыш 4-х летнего возраста не имеет еще навыков пользования диалогической речью, им лишь в какой-то мере усвоены первоначальные основы социализированной речи – грамматика и лексика. Малыш не умеет с помощью речи психологически влиять на собеседника, и взрослому кажется, что он и не пытается это делать.

Уже используя для коммуникаций речь и имея неплохой словарный запас, малыш еще довольно долгое время не осознает слова как что-либо обозначающие определения, но как отдельно существующие системы символов.

Как пример, можно привести такое задание, когда младшие дошкольники и дети среднего дошкольного возраста на вопрос: сколько слов в предложении, называют только существительные, не замечая глаголов, прилагательных и других частей речи.

С понятием «слово» дети 3-5 лет часто отождествляют целое предложение, что может говорить о том, что слово для детей младшего и среднего дошкольного возраста – целая законченная мысль. Если иметь в виду, что для многих ребят раннего и среднего дошкольного возраста в одном-единственном слове на самом деле часто выражается то, что взрослый обычно передает в целом предложении, а иногда и при помощи нескольких связанных предложений, то становится понятной такая особенность рассуждений детей младшего и среднего дошкольного возраста.

К 4-5 годам дети уже овладевают правилами грамматики родного языка без особых затруднений и без специального обучения. Формируется и развивается диалогическая речь. Беседуя друг с другом, дети адресуют ровесникам свои развернутые высказывания. Между тремя и пятью годами увеличивается частота правильных ответов на вопросы, касающиеся определения качеств предметов и явления, обозначения действий и т.п.

В среднем дошкольном возрасте, около 4-5 лет, родной язык становится для малыша предметом анализа, ребенок пытается понять его, задает вопросы, интересуется словообразованием. Ребята старшего дошкольного возраста уже могут отличать слова, имеющиеся в родном языке, от придуманных, искусственно созданных. Дети младше 6 лет обычно считают, что у слова однозначны, и не понимают шуток, основанных на игре слов.

Подводя итог сказанному можно отметить, что описанные выше процессы и результаты речевого развития у ребят дошкольного возраста не есть нечто раз и навсегда неизменное. Они существенно меняются в зависимости от индивидуального развития, объема жизненных впечатлений малыша и круга его общения, а также от многих других условий.

Список литературы:

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 151 с.
2. Ушакова, О. С. Придумай слова [Текст] / О. С. Ушакова. – М. «Издательство Института Психотерапии», 2001 – 300 с.
3. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] / под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2016 – 208 с.
4. Назарова, Е. В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста [Текст] : автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. В. Назарова ; Московский пед. гос. ун-т. – Москва, 2000. – 16 с.

Атясова Татьяна Васильевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи, Родителям Метки: 

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевые игры для всей семьи Речевые игры для всей семьи
Советы родителям: «Дыши правильно» Советы родителям: «Дыши правильно»
Почему ребенок не говорит? Почему ребенок не говорит?

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.