Использование картинно-графического плана для автоматизации звуков в текстах

Аннотация: Коррекция различных нарушений звукопроизношения является одной из основных задач в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР. Важно научить ребёнка произносить звук не только в словах и предложениях, но и сформировать умение и навык правильно воспроизводить звуки в речевом потоке. На основе методики В.К. Воробьёвой по формированию у детей первоначальных навыков связного высказывания с использованием текстов цепной структуры, мною было разработано методическое пособие «Сказки-завязки» с авторскими рисунками.

Использование картинно-графического плана для автоматизации звуков в текстах

Общее недоразвитие речи — это различные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Коррекция различных нарушений звукопроизношения является одной из основных задач в работе учителя – логопеда с такими детьми. Важно научить ребёнка произносить звук не только в словах и предложениях, но и сформировать умение и навык правильно воспроизводить звуки в речевом потоке.

Ещё учась в университете, я познакомилась с методикой В.К. Воробьёвой по формированию у детей первоначальных навыков связного высказывания с использованием текстов цепной структуры, позже разработала методическое пособие «Сказки — завязки». Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке.

«Сказки – завязки» — это предметно-графический план, представленный в виде картинок, расположенных последовательно, обозначающих предложение, со словами, содержащими автоматизируемые звуки. Предметы и лица в «сказках» связаны одной темой, стрелки обозначают глаголы, показывающие, что с ними происходит. А так же стрелки- это связь между предложениями. В таких «сказках» новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.

методическое пособие

Предметно-графический план применяются в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Его использование в системе коррекционной работы преследует следующие цели:

- формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка

- развитие связной речи; путём сложных «вычислений» ребёнок перекодирует графическую информацию в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое выказывание.

- развитие просодической стороны речи;

- взаимосвязь зрительного и слухового анализаторов;

- развитие мышления, памяти, воображения, внимания.

Предметно- графический план может применяться на всех этапах логопедической работы: это и автоматизация в речи поставленных звуков, совершенствование фонематического слуха, работа над формированием грамматических категорий, подготовка к обучению грамоте и, конечно же, развитие связной речи и интонационной выразительности.

Как работать с предметно-графическим планом:

1. Назови слова на картинках с заданным звуком (С, Ш, Л…).

2. Взрослый читает «сказку».

3. Вспомни, с какого слова началась «сказка», какое слово «зашифровано» стрелкой», соедини картинки словом — стрелкой и повтори предложение.

4. Посмотри на вторую картинку, что ты видишь (такой же картинкой закончилось первое предложение). Каждое новое предложение начинается с того слова, которым закончилось предыдущее.

5. Взрослый читает «сказку» повторно. Расскажи сказку с помощью картинок.

На каждом этапе работы необходимо контролировать, как ребёнок произносит звуки, все оппозиционные звуки из упражнения исключаются.

Представляю вашему вниманию примерные авторские тексты на автоматизацию труднопроизносимых звуков.

Звуки «С», «Сь»

· Осенью опадают сухие листья. Листьями усыпан сад. В саду гуляют Соня и Саня. Соня и Саня сделали из листьев букет. Букет дети поставили в вазу.

· Сима и Савва идут гулять в сад. В саду выпало много снега. По снегу легко скользят санки. На санках сидит Сима. Симу возит Савва. За Саввой несётся собака Симба.

Звуки «З», «Зь»

· Зоя полезла на забор. На заборе занозила себе ногу. Ногу смазала зелёнкой и вынула занозу. Занозы опасны, нельзя лазить по заборам.

· На берёзе было гнездо. Гнездо свил зяблик. Один зяблик выпал на землю. На земле зяблика заметил Захар. Захар забрал зяблика домой.

Звук «Ц»

· На пальце у Наты кольцо. Кольцо Ната уронила в болотце. По болотцу идёт цапля. Цапля сунула клюв в воду и достала кольцо.

· Царь построил дворец. Во дворце девица. Девица ходит на колодец. В колодце холодная водица. Водицу девица отнесёт царю.

Звук «Ш»

· Мышонок шуршит в мешке. В мешке картошка. Картошку в мешок положил дедушка. Дедушка нашёл в мешке дырку. В дырку убежал мышонок.

· На пруду жил маленький лягушонок. Лягушонок любил шуметь в камышах. В камышах было много пушинок. Пушинки кружили и легли на уши лягушонку. Лягушонок прыгнул в пруд.

Звук «Ж»

· У Жанны был ёжик. Ёжик жил в прихожей. В прихожей Жанна налила ему молока. Молока попил и убежал ёжик.

· Жук летает над лужком. На лужке ромашки. Букет ромашек нарвёт Яша. Яша подарит ромашки бабушке.

Звуки «Л», «Ль»

· У Мила была бабушка Луша. Бабушка Луша заболела и лежала в постели. В постель Мила ей приносила молоко. Молоко было тёплым, и бабушка выздоровела.

· Дядя Павел был на охоте. На охоте он поймал молодого лебедя. У лебедя была сломана лапа. Лапу лебедю лечил дядя Павел. Дядя Павел весной выпустил лебедя на волю.

Звуки «Р», «Рь»

· В стручке много горошин. Горошины упали на руки Боре. Боря посадил горошины на грядку. Вскоре на грядке показался росток. Из ростка вырос горох.

· В огороде гулял Егор. Егор подошёл к забору. За забором он увидел друзей. К друзьям побежал Егор. Егор забыл закрыть ворота. Через ворота пробрался поросёнок Борька. Поросёнок Борька вытоптал весь огород.

Звук «Ч»

· Ниночка была на даче. На даче Ниночка играла в мяч. Мяч укатился за бочку. За бочкой Ниночка увидела бабочку. Бабочка сидела на колокольчике. Колокольчики Ниночка принесла на дачу.

· У девочек пышные калачи. Калачи печёт пекарь. Пекарь печёт калачи в печи. В печи он делает и печёную картошку. Печёной картошкой пекарь угостит девочек.

Звук «Щ»

· Яша тащит ящик. В ящике овощи. Из овощей варит щи. Щи ест Яша за обе щёки.

· Алёше купили маленького щенка. Беспомощного щенка посадили в ящик. В ящике пищит щенок. Щенка Алёша учит приносить разные вещи. Вещи щенок тащит в ящик.

Учитель-логопед
Большакова Елена Сергеевна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям, Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.