Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов

Аннотация: в статье представлена методическая разработка «Индивидуальные коррекционные занятия
по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов»
(серия из 4 занятий) по методике Е.Ф.Архиповой (Экспресс постановка звуков у детей «Дерево»)

Методическая разработка

Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов (серия из 4 занятий)

Постановка шипящих звуков

Цель: формирование правильного произношения звука Ш

Задачи:

  1. Подготовить артикуляцию для шипящих звуков; выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков; сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз; вызывание шипящих звуков по подражанию.
  2. Развивать мелкую моторику, фонематические процессы, формировать правильную воздушную струю; расширять словарь по темам Мучные изделия, Фрукты, Ягоды; образовывать относительные прилагательные.
  3. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, усидчивость и самоконтроль.

Оборудование: зеркало, мнемодорожки на звук Ш, настольная речевая игра Н.В.Нищевой «Веселый повар», бумажные листья (перья. ватка), диск Т.С. Овчинниковой «Логопедические распевки».

Ход:

Орг. момент.

Сегодня поговорим о бабушках (мамах)! У тебя есть бабушки(мама)? Как их (ее)зовут? Расскажу тебе про свою бабушку (маму). Она очень любит стряпать. А твоя бабуля стряпает? Какие мучные изделия ты любишь?

Послушай рассказ про бабушку:

Артикуляционная гимнастика по мнемодорожкам с биоэнергопластикой.

«Любимая бабушка испекла как-то вкусные блины (упражнение Лопата) Покажи 5 раз, какие круглые и плоские блины. (ребенок показывает упражнение Лопата 5 раз)

Бабуля взяла красивую фарфоровую чашечку (упражнение Лопата копает) и налила в нее чай, потом достала малиновый джем из холодильника. Ты любишь джем? А какой, из чего? Давай поиграем !

Игра «Веселый повар» Нищева Н.В.(расширение словарного запаса, образование относительных прилагательных)

Давай покажем, как нам понравился джем (упражнение Вкусное варенье)

Ой, на сладкий аромат джема прилетели пчелки. Представь, что они сели к нам на нос! Попробуем их выгнать, сдуть с носа! (упражнение Фокус 3 раза).

4. Постановка звука

Давай еще раз попробуем подуть, только теперь язычок спрячем за верхние зубы (упражнение Теплый ветер). ШШШШ. Ух, улетели пчелки. И нам пора! После сытного обеда полагается поспать.

Работа над голосом

Скажем бабушке «СПАСИБО» сначала тихим голосом, потом громко. (произносим БАБА СПАСИБО на одном выдохе) и попросим спеть колыбельную.

6. Логопедическая распевка Колыбельная Т.С. Овчинниковой.

7. Рефлексия. Развитие фонематического слуха.

О ком мы говорили? (о бабушке). Что делала бабушка? (стряпала). Вспомни свой любимый джем или варенье. Кто прилетел на аромат? (Пчелы).

Давай поиграем в игру «Ловишки», будем ловить пчел на звук Ш

Постановка свистящих звуков

Цель: формирование правильного произношения звука С.

Задачи:

  1. подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы; уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов; выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков; закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию.
  2. развивать мелкую моторику, слуховое внимание, формировать правильную воздушную струю; расширять словарный запас существительными по темам Домашние животные и птицы, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
  3. воспитывать нравственные качества, семейные ценности: усидчивость, самоконтроль.

Оборудование: зеркало, мнемодорожки на звук С, игрушки — петух, курица, цыпленок , картинки или набор игрушек семей домашних птиц и животных, набор магнитные пазлы «Забавные животные». диск Т.С. Овчинниковой «Логопедические распевки»

Ход:

Орг. момент

Посмотри, кто это? (показываю Петуха, курицу и цыпленка). А какие они птицы? Каких домашних птиц ты знаешь? А животных? Я расскажу тебе про одну семейную прогулку, слушай:

Артикуляционная гимнастика по мнемодорожкам с биоэнергопластикой
«Однажды семья — мама, папа, брат и сестра отправились на осеннюю прогулку. Настроение у всех было веселое и улыбчивое. Покажи какое? (упражнение Забор 4 раза).

Они вышли из дома, открыли калитку (упражнение Окно) и направились к речке. Неподалеку от дома в соседнем дворе брат с сестрой услышали голоса домашних птиц и животных. Дети стали активно подражать петуху, курице, цыплятам. Попробуй и ты!

3. Работа над голосом.

Ку-ка-ре-ку , ко-ко-ко, пи-пи-пи, га-га-га (Подражаем то низким, то высоким голосом). Какие еще есть домашние птицы? Назови. Чьи голоса еще услышали дети? Му, Бе, Ме, Иго-го, Хрю-хрю. (ребенок отгадывает). Давай покричим как папа конь , как мама лошадь, как жеребенок и т.д. с другими семьями домашних животных.

4. Дыхательная гимнастика.

И вот все члены семьи подошли к реке, глубоко вздохнули свежий речной воздух (вдох носом и медленный выдох). АХ, как хорошо дышится у реки. Через речку был мостик. Покажи! (упражнение Мост).

Игра «Какой мост», если он из дерева –
Из кирпичей –
Из металла –
Из досок –
Из бревен –
Из камней -

(ребенок называет относит-ые прилагательные и показывает упражнение после каждого ответа, всего 6 раз).

Вот с реки подул свежий холодный ветерок (упражнение Холодный ветер). От ветра зашевелились осенние листики (упражнение Холодный ветер с любым подручным материалом для развития дыхания). Подуй на листик! (ватку, перышко, карандаш…) Возвращаясь с прогулки все семейство изображало птиц и животных, встретившихся им по пути.»

Логопедическая распевка «Гуси» Т.С.Овчинниковой с движением.

Рефлексия. О ком говорили? ( о семье, о животных, птицах..) Кому подражали? ( петуху, лошади и т п) Давай соберем пазлы!

Игра «Собери домашних животных и птиц» с магнитными пазлами.

Постановка звука л

Цель: формирование правильного произношения звука Л.

Задачи:

  1. подготовить артикуляцию для сонора Л , активизировать губы; : выработать широкое и спокойное положение языка; вызвать звук [л] смешанным способом.
  2. развивать мелкую моторику, слуховое внимание и фонематический слух, формировать правильную воздушную струю; расширять словарный запас по темам Профессии и Водный транспорт;
  3. воспитывать семейные ценности, уважение к труду взрослых: самоконтроль и усидчивость.

Оборудование: зеркало, мнемодорожка на звук Л, картинки водный транспорт, звуковой плакат Профессии, диск Т.С. Овчинниковой «Логопедические распевки»

Ход:

Орг.момент

Тебе нравиться путешествовать? А на каком транспорте ты бы отправился в путешествие? Послушай историю, как однажды путешествовал мой папа(дедушка)!

Артикуляционная гимнастика по мнемодорожкам с биоэнергопластикой

«Как-то раз папа фантазировал, что он капитан. Я спросила у него: А капитан чего? Лодки, яхты, корабля, парохода… Подскажи мне, какой еще бывает транспорт на воде? (ребенок вспоминает водный транспорт и рассматривает картинки)

Капитан лодки. Давай покажем лодку (упражнение Забор). Вот нос у лодки (показываю левый уголок губ), а вот корма (показываю правый уголок губ). Отправляемся в плавание до другого берега (упражнение Лопата). А сейчас я капитан парохода. Вот мой штурвал (упражнение Лопата). Подать гудок, мы отчаливаем! (упражнение Пароход гудит)

Логопедическая распевка «Пароход» Т.С. Овчинниковой (вместо звука У поем звук Ы) (упражнение Забор)

Теперь я капитан корабля. Поднять паруса! (упражнение Парус) Ветер подул на паруса и нас качает на волнах. (упражнение Пароход 2 вариант) А вот уже видна пристань, мы причаливаем к другому берегу (упражнение Лопата) Подать гудок! (упражнение Пароход 1 вариант).

Папа вышел на берег и снова начал мечтать, теперь уже о других профессиях»

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Посмотри на плакат, выбери профессию на свой вкус. Нажми на картинку и послушай рассказ об этой профессии. (слушает 1-2 мин). Расскажи, что запомнил!

Давай поиграем в игру Самолет, как только я произнесу ЛЛЛЛ, Самолет летит, ты изобразишь летчика. Поднимешь руки в стороны и полетишь.

Игра «У кого кто?» по пиктограммам

У Лены мама — учитель, а папа – сантехник
У Кати мама – почтальон, папа – парикмахер и т.п.

Рефлексия.

Тебе понравилось путешествовать? А кем бы ты хотел стать? Какие профессии ты знаешь? Кем работают твои родители?

Постановка звука Р

Цель: формирование правильного произношения звука Р.

Задачи:

  1. подготовка верхнего подъема языка. артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка; выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р]; формировать вибрацию кончика языка для звука [р].
  2. развивать мелкую моторику, слуховое внимание и фонематическое восприятие, формировать правильную воздушную струю; расширять словарный запас по темам Игрушки, Семья, Зимующие птицы; закрепить умение употреблять предлоги НА, В; уметь образовывать формы дательного и винительного падежей имен существительных; умение согласовывать числительные с существительными.
  3. воспитывать нравственные качества, семейные ценности: усидчивость, самоконтроль.

Оборудование: зеркало, видеозапись , мнемодорожка на звук Р, картинки с изображением зимующих птиц, настольная игра Н.В.Нищевой «Катины подарки», диск Т.С. Овчинниковой «Логопедические распевки»

Ход:

Орг. момент Послушай, что за звук?! (включаю аудио запись трели дятла) Кто это? Посмотри, как дятел дерево долбит (видеозапись). Послушай историю про братика и сестренку, в которой упоминается дятел!

Артикуляционная гимнастика по мнемодорожкам с биоэнергопластикой

«В один прекрасный солнечный день сестра Юля и брат Юра играли в свои любимые игрушки. У Юры была лодочка с парусом (упражнение Парус). Он любил пускать ее по воде и дуть на парус. Скажи, где можно взять воду в квартире? (в ванной, в раковине, на кухне). На улице? (в луже, ручье и т.д.) У его сестры любимой игрушкой была лошадка на колесиках. (упражнение цокает лошадка). Юля садилась верхом на нее и подражала Иго-го — иго-го. Затем она цокала языком как скачет лошадь (упражнение цокает лошадка). Раз у Юлиной игрушки сломалось колесо. Юра взял молоток и починил его. (упражнение Молоток). Сестренка обрадовалась и поблагодарила брата: «Большое спасибо, братик. Ты такой отзывчивый». Вот послушай песенку про лошадок и подпевай со мной.

3. Логопедическая распевка «Лошадки».

Пока Юра чинил игрушку, Юля наблюдала в окно за дятлом, который долбил по дереву. Она тоже решила попробовать, вот так! (упражнение Дятел). У брата было много солдатиков и военной техники. Он достал из коробки пушку и стал подражать стрельбе из нее. (упражнение Пулемет).

4. Развитие фонематического восприятия.

«Слушай Юля, как похожи эти звуки. Молоток ТТТТТ, дятел – ДДДДД, пушка – ТДЖТДЖ!» А ты слышишь. чем похожи звуки и чем они отличаются? (похожи артикуляцией. различия: т -глухой, д-звонкий). В игре время пролетело незаметно. Тут мама позвала детей на ужин. За ужином Юля и Юра рассказывали маме о дятле, которого увидела сестренка. Мама поинтересовалась у ребят «А дятел – это какая птица? Зимующая, домашняя, перелетная?» Ты можешь назвать зимующих птиц?

5. Игра «Посчитай птиц» ( образование числительных прилагательных)

6. Постановка звука Р. ( от Д, Т, от Паруса и т.д.)

Тебе понравилось играть? А песенка дятла? Постучи еще как дятел! ( здесь можно вызвать звук с помощью подражания, либо механическим путем с помощью ватной палочки).

Рефлексия.

Что за звуки мы сейчас слушали и кого видели? (Дятла) Назови любимые игрушки детей Юры и Юли! (лодочка, лошадка…) давай еще поиграем с игрушками?! Игра «Катины подарки»

Приложение «Мнемодорожки артикуляционных упражнений»

Приложение «Мнемодорожки артикуляционных упражнений»

 

Автор разработки:
Полякова Наталья Владимировна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: , , ,

Сейчас читают:

Словарный запас ребенка Словарный запас ребенка
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 5-6 лет с ОНР Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 5-6 лет с ОНР
Организация совместной работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у детей Организация совместной работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у детей
Методическая разработка «Чудо-дерево» Методическая разработка «Чудо-дерево»

Один комментарий к материалу: "Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов"

  1. Алексей:

    очень понравились ваши занятия. вы умный и мудрый педагог, если уважаете семейные традиции и учитесь у таких асов как Архипова Елена Филипповна.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.