Учет особенностей зрительного восприятия при формировании навыков словообразования и словоизменения у старших дошкольников с нарушением зрения

Аннотация: В статье описана необходимость учёта особенностей зрительного восприятия у старших дошкольников с нарушением зрения при формировании навыков словообразования и словоизменения.

Учет особенностей зрительного восприятия при формировании навыков словообразования и словоизменения у старших дошкольников с нарушением зрения

нарушение зренияЗрительная патология оказывает существенное влияние на формирование познавательной деятельности ребенка, в том числе развитие речи. Л.С. Волкова указывает, что среди слабовидящих детей с нарушением речи наиболее часто встречается системное недоразвитие речи, являющееся вторичным дефектом, разнообразным по своей структуре, и значительно чаще встречающееся, чем у их зрячих сверстников.

К основным проявлениям системного недоразвития речи относятся:

  • нарушение семантической стороны слова, которое не соотносится с чувственным образом предмета (вербализм) [1];
  • использование слов, усвоенных на чисто вербальной основе;
  • эхолалии;
  • упрощение высказываний из- за отсутствия зрительных впечатлений.

Грамматический строй речи формируется лишь на основе определенного уровня развития у ребенка когнитивных функций. Дети с нарушениями зрения и с сохранным интеллектом, как и их сверстники без патологии зрения, в начале осваивают более простые грамматические формы, постепенно переходя к более сложным. Развитие и усвоение грамматического строя речи происходит в процессе общения со взрослыми на основе слухового восприятия и последующего подражания.

Одной из особенностей речевых нарушений у слабовидящих детей 6-7 лет является несформированность лексико-грамматического строя, в частности навыков словообразования и словоизменения.

В процессе логопедического обследования грамматического строя речи старших дошкольников с нарушением зрения мы уделили большое внимание исследованию навыков словообразования и словоизменения.

При овладении указанными навыками у детей развивается способность восприятия и различения значимых частей слова; наблюдательность; способность сопоставлять слова по их морфологическому составу, выделять и сравнивать различные элементы в словах [3].

Анализ данных логопедического исследования поможет выявить детей с высоким риском возникновения оптической дисграфии. В исследовании применялась тестовая методика изучения речи разработанная Т.А. Фотековой [4].

При использовании данной методики, мы учитывали требования к методическому и демонстрационному материалу, которые заключаются в том, что: пропорции изображений, предъявляемых ребенку, должны быть соотнесены с реальными объектами; цвет изображения – с реальным цветом объектов и иметь высокий цветовой контраст; ближний, средний и дальний планы должны быть четко выделены.

При индивидуальной работе с ребенком материал предъявляется с расстояния не более чем 30-35 сантиметров от глаз ребенка. Материал на фронтальном занятии предъявляется не далее одного метра от глаз с дополнительным индивидуальным показом, картинки — на определенном фоне под углом 5-45 относительно линии взора. Сюжетные картинки со сложным фоном должны быть свободны от лишних деталей. В цветовой гамме должны преобладать желтые, красные, оранжевые и зеленые тона, так как для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов [2].

При подборе и предъявлении дидактического материала рекомендуется учитывать зрительные возможности детей и типы зрительных нагрузок.

В ходе проведенной работы мы установили, что, грамматический строй речи, в частности, навыки словообразования и словоизменения, у детей 6-7 лет с нарушением зрения имеет ряд особенностей, а именно: трудности в преобразование единственного числа имен существительных в множественное число именительного падежа (морфологический аграмматизм). Встречаются ошибки при образовании форм множественного числа родительного падежа (морфологический аграмматизм). Усвоение навыков словоизменения у обследованных детей затруднено, а навыки словообразования оказались еще менее сформированы, чем навыки словоизменения.

В ходе исследования навыков словообразования и словоизменения мы выявили, что средний показатель успешности выполнения по всем группам проб у детей со зрительными диагнозами составил 43%, что значительно ниже установленной методикой нормы и это говорит о стойкости речевого дефекта и необходимости целенаправленной комплексной коррекционно-логопедической помощи.

Анализ индивидуальных речевых профилей показал нам, что тяжесть зрительной патологии оказывает непосредственное влияние на успешность формирования навыков словоизменения и словообразования. Полученные данные легли в основу составления индивидуальных коррекционно-логопедических программ по формированию грамматического строя каждого ребенка.

Для повышения эффективности коррекционно-логопедической работы мы предлагаем проводить подгрупповые занятия по коррекции грамматического строя речи в области навыков словообразования и словоизменения проводить, объединив детей в подгруппы по сложности зрительного диагноза.

Список использованной литературы:

  1. Выготский, Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности [Текст] / Л.С. Выготский, А. Г. Литвак. – М. : Просвещение, 1985. – 208 с.
  2. Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты [Текст].  М. : ТЦ Сфера, 2006.  256 с.
  3. Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития [Текст]. Издательство Секачев В., 2010
  4. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст]: Метод. Пособие. – М. : Айрис-пресс, 2007.  96 с.

Евгения Александровна Старшинова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Словарный запас ребенка Словарный запас ребенка
Организация совместной работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у детей Организация совместной работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у детей
Методическая разработка «Чудо-дерево» Методическая разработка «Чудо-дерево»
Клинический случай из практики логопеда отделения медицинской помощи на дому Клинический случай из практики логопеда отделения медицинской помощи на дому

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.