Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна»

Аннотация: Конспект занятия по развитию связной речи для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Цель занятия — развитие навыков самостоятельного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.

Тема: Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна»

Цель: Развитие навыков самостоятельного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- активизация и актуализация словаря по теме «Весна»;
- развитие умения анализировать содержание произведения;
- упражнение в подборе определений к существительным.

Коррекционно-развивающие:

- развитие связной речи;
- развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания;
- развитие навыков употребления определений в связном высказывании;
- развитие умения ориентироваться в иллюстративном материале;
- развитие мышления, зрительного внимания, слухового восприятия, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание доброжелательности, самостоятельности;
- воспитание у детей интереса к происходящим изменениям в природе.

Оборудование: картины времена года, презентация со звуками и предметными картинками по теме «Весна», адаптированный текст рассказа Г.А. Скребицкого «Весна», таблицы с опорными картинками по числу детей.

Ход занятия:

1. Оргмомент

а) Чтение логопедом стихотворения Г. Ладонщикова «Весна»

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга.
Капли падают звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.

- О каком времени года я вам причитала стихотворение?

б) Логопед: Давайте расскажем о весне руками, только сначала разомнем их ( кинезиологическое упражнение для рук «Лезгинка»

Самомассаж лицевых мышц Т.А. Куликовская «Весна»

Мы весну встречаем (Поглаживающие движения)
С первыми ручьями.
Они весело бегут,
Звонко песенку поют.
Первые капели (Постукивающие движения)
В полдень зазвенели.
Стал мороз весною слаб,
Снегу жарко: кап, кап, кап.
Шлёпаем по лужам (Похлопывающие движения)
После зимней стужи.
Каждый год весной потоп.
Под ногами: шлёп, шлёп, шлёп.
Льдинки звонкие разбились (Зигзагообразные движения)
И поплыли по реке,
И сережки распушились
На осине и ольхе.
Обогрела всех весна, (Спиралевидные движения)
Пробудился лес от сна.
Все, кто спал, весной проснулись.
Птицы с юга к нам вернулись.
Землю солнышко согрело, (Поглаживающие движения)
И трава зазеленела.
День весенний стал длиннее,
Небо ярче и синее.

- Сядет тот, кто скажет весеннее слово.

2. Беседа по теме «Весна».

- Какие времена года соседи весны?

- А как можно догадаться, что наступила весна? ( Дети называют приметы весны)

- Скажите, а можно ли весну услышать?

- Попробуйте догадаться, что это за весенний звук? ( Звучат звуки капели. После того как дети высказали свои предположения, на экране появляется картинка – сосульки на крыше.)

- Сосульки какие? ( Дети подбирают определения: длинные, короткие, тонкие, холодные, мокрые, прозрачные, хрупкие.)

- Отгадайте, что это за звук? ( Звучит журчание ручья. Появляется картинка – ручей.)

- Ручей какой? (Дети подбирают определения)

- Отгадайте, что это за звук? (Звучит завывание ветра. Появляется картинка – ветер склоняет деревья.)

- Ветер какой? (Дети подбирают определения)

- Отгадайте, что это за звук? (Звучит жужжание насекомых. Появляется картинка – жук.)

- Жук какой? (Дети подбирают определения)

- Отгадайте, что это за звук? (Звучит пение птиц. Появляется картинка – птицы.)

- Песни птиц весной какие? (Дети подбирают определения)

3. Чтение рассказа.

Логопед: Сядьте поудобнее и послушайте, как написал о наступлении весны писатель Георгий Скребицкий. (Логопед читает адаптированный вариант текста)

«Весна»

Пригрело теплое весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег и появились большие черные проталины. А прошел еще день, другой — и его уж вовсе не осталось.

С пригорка побежал веселый ручеек, наполнил до краев большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.

Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из — под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто куда. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали к луже — и бултых прямо в воду.

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ежик. Вылез сонный, взъерошенный.

На иголках — сухая трава, листья. Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Помылся, почистился ежик да и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки и лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ежик голодный, сразу поймает и съест.

4. Разбор содержания текста с опорой на иллюстративный материал.

Логопед: Мы будем пересказывать этот рассказ, а чтобы вам было легче, я попросила художника нарисовать его, вот что у него получилось. ( Логопед раздает таблицы с опорными картинками)

Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна»

- Посмотрите на первую картинку. Вспомните, как начинается рассказ? Какое солнышко?
- Посмотрите на вторую картинку. Что вы вспоминаете? Что значит проталины? Какие проталины?
- Посмотрите на третью картинку. Откуда побежал ручей? Что такое пригорок? Какой ручей? До куда он добежал? Почему он перелился через край?
- Посмотрите на следующую картинку. Что опустело в старом пне? Какие квартиры? Почему они только зимние?
- Посмотрите на пятую картинку и скажите, почему зимние квартиры опустели? Почему им пришлось расправлять крылышки?
- Посмотрите на шестую картинку. Кто еще проснулся?
- Посмотрите на следующую картинку. Как писатель рассказал о лягушках?
- Посмотрите на восьмую картинку. Что вы там видите? Что такое хворост?
- Кто был под кучей хвороста? Почему он там был? Какой был ежик? Что значит взъерошенный? Как по-другому можно сказать? ( лохматый, всклокоченный, нечесаный, взлохмаченный, вздыбленный)
- Посмотрите на девятую картинку. Вспомните, что делал ежик, почему ему было трудно?
- Посмотрите на последнюю картинку. Вспомните, как закончился рассказ?

5. Физкультпауза.

Дети говорят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

Солнышко, солнышко, золотое донышко,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
И сугробы тают, тают,
А цветочки вырастают.

- Сядет тот, что скажет, про что в рассказе можно сказать: большие и черные; сонный и голодный; старый и трухлявый; длинный и веселый; теплое и весеннее; маленькие и короткие; маленькие и крылатые; зеленые и живые.

6. Повторное чтение рассказа.

Логопед: Посмотрите еще раз на таблицу, вы заметили красные полоски? Кто догадался, что они обозначают?

Они будут напоминать вам о красивых словечках, которые надо употребить в рассказе. Давайте их вспомним.

Посмотрите на первую картинку: Солнце какое? ( теплое, весеннее) и т. д.

Логопед: Послушайте рассказ еще раз, следите по картинкам, запоминайте.

7. Составление пересказа детьми с опорой на таблицу.

8. Чтение детьми ранее выученных стихотворений о весне.

9. Итог.

Логопед: Мы сегодня говорили о весне: читали стихи, рассказ, видели весну, слышали весну, показывали весну. А что вам больше всего понравилось?

- Нужно спешить видеть и слышать весну, почему?

- Кому бы вы хотели рассказать о весне?

Ольга Иваненко,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 5-6 лет с ОНР Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 5-6 лет с ОНР
Конспект фрагмента занятия по теме «Транспорт» Конспект фрагмента занятия по теме «Транспорт»
Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов
Конспект группового логопедического занятия «Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с существительным в роде и числе» Конспект группового логопедического занятия «Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с существительным в роде и числе»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.