Урок «Деление слов на слоги»

Тема урока: «Деление слов на слоги»

Цель урока:

- Формирование представления о слоге, как части слова.

- Формирование умений произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания.

- Наблюдение над слоговой структурой различных слов.

- Словообразующая роль гласных звуков.

- Упражнение в выделении в слове слогов и составлении слов из слогов.

Оборудование: картинки (игрушки), мяч, кукла, мишка, машина, дудка, тигр, собака, кубики, матрёшка, пушка, снег, лес, лёд, жук, ёж, стол, волк.

Игры: «Чудесный мешочек»,»Собери слово»,»Слог — шаг», «Отгадайте, кого я называю?».

Ход урока:

Объяснение нового материала.

Объяснение: Слог — это один или несколько звуков, произнесённых одним выдыхательным толчком. В русском языке словообразующими является гласная. Сколько в слове гласных — столько и слов. Это знает каждый из учеников.

Лингвистическое задание.

1. В слове один звук какой он: гласный или согласный? Логопед произносит –а — б — о — к — и т.д.

2. В слове 2 звука какие это звуки? Логопед произносит — ма, ка, ба и т. д.

3. В слове 3 звука сколько гласных? Сколько согласных? (лук, мак, рак и т.д.)  Логопед произносит загадки, картинки.

4. В слове 4 звука сколько в нём согласных? (лиса, лужа, и т. д.)

5. В слове есть согласные в один гласный; сколько в слове слогов (стол, волк, снег, тигр, и т.д.) Назовите такие слова (картинки).

6. В слове 3 согласные и 3 гласные. На сколько слогов можно разделить это слово?

ребус — слово — начальная буква — картинка
машина — мак — арка — шкаф — ирис — нос — апельсин

7. В слове 2 звука. Сколько слогов? Приведите примеры, дети.

8. В словах «клин», «клоун», по 3 согласных звука. А сколько слогов в каждом слове и почему?

9. В слове «кот» 3 звука и в слове «мяу» 3 звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Почему?

Стоит корыто,
Дополна водой налита. (лужа)

Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке -
Кур посчитать. (лиса)

В лесу темно,
Все спят давно
Одна птица не спит,
На суку сидит,
Мышей сторожит. (сова)

Закрепление материала.

Игра №1: «Чудесный мешочек»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование: Мешочек, игрушки в названии, кот, 1-2-3 слога.

Ход игры: Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка игрушку и называют её. Слово повторяется по слогам.

Игра №2: «Собери слово»

Цель: Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образований.

Оборудование: Карточки со слогами.

Ход игры: Логопед, пишет на доске слог «вы» и раздает по одной карточке каждому ученику.

Ученики по порядку выходят к доске и прикладывают свою карточку к написанному слогу, так чтобы получилось слово. В конце игры Логопед предлагает записать слова в тетради.

Игра №3: «Слог — шаг»

Цель: Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Оборудование: Предметные картинки, загадки, ребусы.

Ход игры: Все ученики получают картинки, либо Логопед загадывает загадку, ребус. Представитель каждого ряда с поднятой картинкой или ребусом делает столько шагов, сколько слогов в слове.

Либо Логопед загадывает загадки. Выигрывает тот ряд, кто больше названий картинок, ребусов, загадок , прошагал верно.

Игра №4: «Отгадайте, кого я называю?»

Цель: Решение умения различать на слух слоговую структуру слога.

Ход игры: Логопед в ладоши хлопает 2-3-4 раза учащиеся считают, после чего должны встать дети количество слогов совпадающих с количеством хлопков.

Конец урока.

Список литературы:

А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Дидактические игры»
М. «Просвещение 1991″
В. Волина «Учимся играем»
«Новая школа» М.1994

Болховитинова Анна Вячеславовна,
логопед, ГКУЗ НПЦ ПЗДП,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 4,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.