Тема урока: «Деление слов на слоги»
Цель урока:
- Формирование представления о слоге, как части слова.
- Формирование умений произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания.
- Наблюдение над слоговой структурой различных слов.
- Словообразующая роль гласных звуков.
- Упражнение в выделении в слове слогов и составлении слов из слогов.
Оборудование: картинки (игрушки), мяч, кукла, мишка, машина, дудка, тигр, собака, кубики, матрёшка, пушка, снег, лес, лёд, жук, ёж, стол, волк.
Игры: «Чудесный мешочек»,»Собери слово»,»Слог — шаг», «Отгадайте, кого я называю?».
Ход урока:
Объяснение нового материала.
Объяснение: Слог — это один или несколько звуков, произнесённых одним выдыхательным толчком. В русском языке словообразующими является гласная. Сколько в слове гласных — столько и слов. Это знает каждый из учеников.
Лингвистическое задание.
1. В слове один звук какой он: гласный или согласный? Логопед произносит –а — б — о — к — и т.д.
2. В слове 2 звука какие это звуки? Логопед произносит — ма, ка, ба и т. д.
3. В слове 3 звука сколько гласных? Сколько согласных? (лук, мак, рак и т.д.) Логопед произносит загадки, картинки.
4. В слове 4 звука сколько в нём согласных? (лиса, лужа, и т. д.)
5. В слове есть согласные в один гласный; сколько в слове слогов (стол, волк, снег, тигр, и т.д.) Назовите такие слова (картинки).
6. В слове 3 согласные и 3 гласные. На сколько слогов можно разделить это слово?
ребус — слово — начальная буква — картинка
машина — мак — арка — шкаф — ирис — нос — апельсин
7. В слове 2 звука. Сколько слогов? Приведите примеры, дети.
8. В словах «клин», «клоун», по 3 согласных звука. А сколько слогов в каждом слове и почему?
9. В слове «кот» 3 звука и в слове «мяу» 3 звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Почему?
Стоит корыто,
Дополна водой налита. (лужа)
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке -
Кур посчитать. (лиса)
В лесу темно,
Все спят давно
Одна птица не спит,
На суку сидит,
Мышей сторожит. (сова)
Закрепление материала.
Игра №1: «Чудесный мешочек»
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Оборудование: Мешочек, игрушки в названии, кот, 1-2-3 слога.
Ход игры: Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка игрушку и называют её. Слово повторяется по слогам.
Игра №2: «Собери слово»
Цель: Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образований.
Оборудование: Карточки со слогами.
Ход игры: Логопед, пишет на доске слог «вы» и раздает по одной карточке каждому ученику.
Ученики по порядку выходят к доске и прикладывают свою карточку к написанному слогу, так чтобы получилось слово. В конце игры Логопед предлагает записать слова в тетради.
Игра №3: «Слог — шаг»
Цель: Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Оборудование: Предметные картинки, загадки, ребусы.
Ход игры: Все ученики получают картинки, либо Логопед загадывает загадку, ребус. Представитель каждого ряда с поднятой картинкой или ребусом делает столько шагов, сколько слогов в слове.
Либо Логопед загадывает загадки. Выигрывает тот ряд, кто больше названий картинок, ребусов, загадок , прошагал верно.
Игра №4: «Отгадайте, кого я называю?»
Цель: Решение умения различать на слух слоговую структуру слога.
Ход игры: Логопед в ладоши хлопает 2-3-4 раза учащиеся считают, после чего должны встать дети количество слогов совпадающих с количеством хлопков.
Конец урока.
Список литературы:
А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Дидактические игры»
М. «Просвещение 1991″
В. Волина «Учимся играем»
«Новая школа» М.1994
Болховитинова Анна Вячеславовна,
логопед, ГКУЗ НПЦ ПЗДП,
г. Москва