Восстановление бытовых навыков у больных с очаговыми поражениями мозга

Восстановление бытовых навыков у больных с очаговыми поражениями мозгаАктуальность. Больные с очаговыми поражениями головного мозга нуждаются в бытовой реабилитации, так как у них имеются двигательные нарушения, нарушения праксиса и гнозиса, и эти нарушения мешают выполнению самостоятельных действий. В настоящее время в практике используется кабинетный метод восстановления утраченных функций и пациенты выходят не приспособленными к повседневной бытовой деятельности.

В связи с этим в ЦПРиН создан кабинет социально-бытовой реабилитации и восстановления когнитивных функций. В кабинете работают нейродефектологи и трудинструкторы. Нейродефектологи проводят дополнительное обследование по выявлению утраченных бытовых и когнетивных навыков по специально разработанной схеме.

За 2014 год в кабинет социально-бытовой реабилитации было направлено 142 пациента, у которых в результате нейропсихологического обследования в стационаре были выявлены следующие невербальные нарушения: парезы – 57%, пирамидная недостаточность – 15%, апраксия – 60%, агнозия – 26%, нарушение конструктивной деятельности – 48% и оптико – пространственной деятельности 46%, нарушения нейродинамического компонента психической деятельности – 98%.

При дополнительном обследовании пациентов в кабинете социально-бытовой реабилитации у 92% были выявлены нарушения бытовых, социально значимых навыков в той или иной степени.

Специалистами кабинета была разработана методика по преодолению нарушений бытовых навыков с использованием эмоционально значимого аспекта бытовой деятельности.

Методика ставит своей целью оказание планомерной помощи пациентам в процессе восстановления нарушенных функций и включает в себя пять этапов:

  1. Планирование конкретной бытовой деятельности.
  2. Имитация деятельности с применением муляжей.
  3. Выполнение действий с повышенной мерой безопасности (включение электроплиты, утюга, чайника).
  4. Выполнение действий в естественных условиях с реальными предметами и достижением поставленных задач.
  5. Заключительный этап включает в себя объединение в серию нескольких отработанных навыков с получением конкретного результата (пример – чаепитие).

В конце курса реабилитации проводится анкетирование больных и их родственников.

Данные проведённого анкетирования показали:

1. Повысилась психическая активность больных 94%.

2. Улучшились бытовые навыки у 67% .

3. Расширились когнитивные возможности у 76%.

4. Улучшилась эмоционально-волевая сторона у 86% пациентов.

5. Повысилась уверенность в собственных силах и возможностях 65%.

6. Улучшились отношения в семье у 84 % пациентов.

При использовании данной методики после проведения курса нейрореабилитации у 89% пациентов прошедших курс восстановительного обучения в кабинете отмечается положительная динамика: пациенты лучше ориентируются в пространстве и времени, отмечается улучшение самоконтроля и самокоррекции деятельности. У больных восстанавливается ряд бытовых навыков самообслуживания (приготовление пищи, глажка белья и другое), что в целом способствует реадаптации больных в социуме.

Таким образом, занятия в кабинете социально-бытовой реабилитации в значительной степени повышает эффективность реабилитации больных с очаговыми поражениями головного мозга.

Центр патологии речи и нейрореабилитации, Москва:
Логопед, кандидат педагогических наук Кошелева Н.В.,
Логопед Пряничникова О.А.,
Логопед Горелова О. В.,
Логопед Смирнов М.А.,
Логопед Яковлева Т.С.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (9 понравилось, средний балл: 4,56 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.