Взаимодействие педагогов группы в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ

Оглавление:

  1. Введение.
  2. Диагностический блок.
  3. Организационно – методический.
  4. Коррекционно – развивающий блок.
  5. Аналитический блок.
  6. Примерный план взаимодействия педагогов.
  7. Заключение.

Взаимодействие педагоговБольшое внимание в последнее время уделяется коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, которые имеют разные отклонения в речевой и познавательной сфере. К сожалению, число таких детей с каждым годом только увеличивается.

Взаимодействие педагогов — актуальная проблема. Учитель-логопед осуществляет коррекцию речи. А в группах детей с ЗПР (задержкой психического развития) эту работу проводит и учитель-дефектолог. Для того, чтобы работа эта была более эффективной, следует подключать к этому процессу и других специалистов. Так как время коррекционных занятий с детьми данной категории ограничено, логопедические занятия не могут включить всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателя, логопеда и музыкального руководителя, логопеда и инструктора по физической культуре становится актуальными.

Поэтому возникла идея разработать модель взаимодействия логопеда со специалистами. В модели взаимодействия педагогов мы выделили четыре блока. В каждом блоке мы определили ряд задач.

Диагностический блок

Диагностический блок — определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания.

Задачи диагностического блока:

  • изучение психических и речевых особенностей развития ребёнка;
  • выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования;
  • определение общей картины развития ребёнка.

Для обследования состояния речи и психических функций совместно с педагогом – психологом мы разработали карту психо-речевого развития ребёнка. С целью сократить время на обследование и избежать дублирование мы объединили схожие разделы. Вашему вниманию предлагаются разделы психо-речевой карты:

  • анкетные данные;
  • сведения о родителях;
  • анамнез;
  • раннее психо-моторное развитие;
  • раннее речевое развитие;
  • обследование психических функций;

На данном этапе предполагается получение следующего результата:

  • выявление факторов риска;
  • определение общей картины развития ребёнка.

Организационно-методический блок

Как и большинство педагогов, мы разработали подробное перспективное планирование работы с дошкольниками с ОВЗ, а также составили индивидуальную программу развития на каждого ребёнка.

Задачи:

  • разработка совместного плана коррекционно – развивающих занятий;
  • составление индивидуальной программы развития ребёнка

Результатом взаимодействия педагогов является план взаимодействия специалистов и индивидуальная программа развития.

Коррекционно-развивающее направление

Третьим, пожалуй, основным блоком мы выделили Коррекционно-развивающее направление.

Задачи:

  • проведение коррекционной работы, основанной на приемственности и взаимодействии специалистов.

Предполагаемый результат коррекции:

  • повышение уровня развития детей;
  • коррекция, имеющихся нарушений.

Результаты проведённой работы оцениваются в рамках аналитического этапа.

Аналитический блок

В котором мы выделили ряд задач:

  • анализ динамики развития ребёнка в процессе коррекционно – развивающей работы;
  • отслеживание эффективности коррекционно – развивающей работы.

Предполагаемым результатом является оформление листа динамики развития и определение эффективности коррекционно-развивающей работы.

Я хотела бы представить Вашему вниманию план взаимодействия педагогов на примере одной недели. План составлен для детей с речевыми нарушениями, но принцип его разработки, содержание также применим в группах для детей с ЗПР. Примерный вариант планирования составлен на основе требований программ для детей с нарушениями речи.

Ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.

В рамках данного лексического материала, закрепляемого звука воспитатели планируют содержание своих занятий в течение недели. Так при прохождении темы «Золотая осень» воспитатель совместно с детьми изготавливает аппликацию «Осенние картинки». На этом занятии воспитатель закрепляет представления детей об осенних изменениях в природе. В процессе трудовой деятельности привлекает детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживании цветов.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна и взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов. Изучаемый звук включается в различные попевки, пропевание фраз, насыщенных изучаемым звуком.

Совместная работа логопеда и педагога по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путем включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. Эффективно проводятся упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.Также широко используются различные речевые игры с движениями.

Польза сотрудничества логопеда и психолога проявляется не только в чёткой организации работы, но и в своевременных и успешных результатах коррекции. В ходе изучения данного материала задачи психолога несколько изменяются. Если логопеду важно расширять представления, словарь детей. То у психолога на первый план выступают задачи развития психических процессов. Так по теме «Осень» психолог развивает у детей способность к установлению причинно – следственных связей, развивает внимание при проведении игровых моментов, формирует зрительно – моторную координацию, когда предлагает детям дорисовать пропущенные элементы. Способствует умению анализировать, выделять 4 – й лишний.

Заключение:

Считаем, что изложенные нами взгляды на взаимодействие специалистов при коррекции речевых нарушений, не претендуют на всеобщность и универсальность. Но разработанная модель взаимодействия логопеда и специалистов способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов в области коррекционной педагогики.

Панина Марина Александровна,
учитель-логопед МДОУ № 1 «Родничок»,
г.о.Новокуйбышевск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (7 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Отзывы к материалу: "Взаимодействие педагогов группы в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ"

  1. Елена:

    Спасибо. Очень актуальная и полезная информация!

  2. Ольга:

    Статья мне понравилась. В данной статье раскрыт вариант комплексного подхода к детям с ОВЗ на дошкольном этапе, что в свою очередь должно способствовать положительной динамике в речевом развитии детей данной возрастной категории и эффективной подготовке к школе. Нужная и поучительная статья.

  3. Ольга:

    На мой взгляд действительно очень актуальная тема,т к именно тесное взамодействие,выполнение поставленных задач воспитателя и учителя- логопеда может обеспечить эффективность коррекционной работы, достичь поставленной цели и решить ряд логопедических нарушений у детей.

  4. Ольга Пранцкетис:

    Мне всегда казалось, что любое взаимодействие специалистов приводит к положительному результату, поэтому и работа становится интереснее. Конечно и у воспитателя группы, и у логопеда, и у психолога, и у родителей в конце концов одна цель — развивать и помогать ребенку. Когда все части воздействия согласуются, то развитие проистекает и быстрее, и качественнее. Это замечают все, кто организует это сотрудничество. Думаю, что вы молодцы! Так держать)

  5. Октябрина:

    Актуально,доступно для специалистов и родителей.Сотрудничество педагогов способствует,несомненно,более гармоничному развитию детей и оптимизирует,координирует работу коллектива!

  6. Катерина:

    Согласна, что очень важна параллельная работа психолога, т.к развитие речи должно идти одновременно с развитием мышления, его операций, и с развитием других психических процессов. Так, например, при обучении грамоте необходимо владение анализом и синтезом,

  7. Ломоносова Татьяна:

    Статья учителя-логопеда Паниной Марины Александровны посвящена актуальной теме взаимодействия логопеда с педагогами в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОРЗ. От качества и уровня взаимодействия педагогов группы зависит эффективность коррекционно-развивающей работы. В данной статье предложена модель взаимодействия логопеда со специалистами. Рекомендую прочитать статью как начинающим учителя-логопедам, так и педагогам с опытом.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.