Одним из действенных методов комплексной нейроребилитации пациентов с наиболее грубой степенью выраженности речевых расстройств, проводимой в Центре патологии речи и нейрореабилитации, являются групповые логопедические занятия.
Целью групповых занятий является восстановление вербальных и других форм коммуникации пациентов с афазиями в социуме.
Групповые логопедические занятия носят, помимо дидактического, психотерапевтический характер, что в сочетании с медикаментозной терапией, индивидуальными логопедическими занятиями, музыкальными занятиями, занятиями в кабинете эрготерапии, занятиями с применением компьютерных технологий является определяющим стимулом для восстановления речевой коммуникации.
Комплекс мероприятий позволяет достичь максимального результата в процессе восстановления речи.
Основным критерием объединения пациентов с афазиями в группы служит степень выраженности их речевого расстройства.
Группы могут быть разновозрастными и объединять пациентов с разным преморбидным уровнем образования. Наполняемость группы для пациентов с грубыми речевыми нарушениями не должна превышать 5-8 человек. Как правило, это пациенты с афферентной моторной афазией, эфферентной моторной афазией, динамической афазией.
Групповые занятия проводятся ежедневно в определённое время в специально оборудованном помещении. Продолжительность занятия составляет 1 час.
На групповых логопедических занятиях используются растормаживающие и стимулирующие методы работы.
Основные направления работы:
- Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи.
- Растормаживание произносительной стороны речи.
- Стимулирование простых коммуникативных видов речи.
- Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания.
- Преодоление расстройств речевого программирования.
- Стимулирование глобального чтения.
Предлагаемая последовательность видов работ:
1. Приветствия (называние друг друга по имени, знакомство с новым пациентом, введение нового пациента в группу)
2. Сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (счёт, дни недели, месяцы)
3. Оканчивание пословиц и фраз с «жестким» контекстом, названий литературных произведений и фильмов («Гусарская …», «Вишнёвый … » … хором и по очереди)
4. Речевое «обыгрывание» опредёлённой предметной и глагольной лексики («Профессии», «Напитки», «Продукты»,
«Одежда», «Мебель» и т.д.)
- Показ картинных и реальных изображений, реальных предметов («покажите стол, окно» и т.д. )
- Называние картинного изображения (если пациент может назвать картинку)
- Ответы утвердительным или отрицательным жестом на вопросы ( «Это стол? »)
- Узнавание предмета по описанию («Посуда, в которой заваривают чай»)
- Растормаживание произносительной стороны речи: сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз («Пустой гранённый …»; «Серебряная чайная…» );
- Стимулирование простых коммуникативных видов речи: ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге («Кто учит детей?», «Кто лечит больных?», «Кто танцует на сцене?», «Кто рисует?»);
- Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов («да», «нет», «хочу», и т.д.) («Вы хотите есть?», «Вы мужчина?», «Это нос?», «Это расчёска?»);
- Ответы на ситуативные вопросы и составление наиболее простых фраз в диалоге с опорой на пиктограмму («Я хочу есть», «Я хочу есть салат», «Я хочу есть кашу», «Я не хочу есть кашу»), с опорой на фишки, простую сюжетную картинку («Я пью сок», обращение к соседу: «Что Вы будете пить?», «Я буду пить воду» или «Учитель учит детей», «Я мою руки»)
5. Стимулирование глобального чтения: раскладывание подписи к картинкам (предметными и сюжетными). Специалист, или пациент, умеющий читать вслух, прочитывает название карточки, остальные пациенты соотносят название со своей картинкой.
6. Ответы на ситуативные вопросы в диалоге с возможностью выбора ответа из числа предложенных альтернатив (варианты ответов представлены в форме текста): (распорядок дня: «Куда Вы сейчас пойдете?» Меню: «Что Вы сегодня ели?» и т.д.)
7. Сопряжённое с логопедом исполнение популярных народных и авторских песен
«Если б знали вы, как мне дороги,
Подмосковные … »
Стихотворение «Буря мглою небо кроет, вихри снежные …»)
8. Прослушивание простого сюжетного текста, содержащего фразы с жёстким контекстом («Наступила зима. Выпал белый пушистый…»)
9. Прощание, сопряжённое с жестом («Спасибо», «До свидания», «До завтра», «Хороших выходных», «Пока»)
Групповые занятия обеспечивают наиболее комфортную коммуникативную среду, необходимую для больных с речевыми расстройствами грубой степени выраженности (в среде пациентов с подобными грубыми речевыми расстройствами, больные чувствуют себя спокойнее, раскрепощаются и обретают уверенность в возможности восстановления), способствуют формированию навыков межличностного общения в различных ситуациях, воздействуют на эмоционально-волевую сферу, повышают мотивацию к продолжению нейрореабилитации.
Проведение групповых логопедических занятий с больными с речевыми нарушениями грубой степени выраженности имеет большое значение, как для восстановления речевой коммуникации, так и в целях психотерапии.
Специальные приёмы и методы групповой восстановительной работы позволяют не только добиваться значительных результатов в восстановлении речи, но и нивелировать нарушения нейродинамического аспекта психической деятельности, формировать навыки самоконтроля, оказывают положительное влияние на психоэмоциональное состояние. Таким образом, расширяются возможности психологической и вербальной коммуникации пациентов.
Использованные литературные материалы:
- Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Пособие по восстановлению речи при афазии, 1982
- Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Методическое пособие, 2011
- Визель Т.Г., Основы нейропсихологии, 2009
- Шкловский В. М., Визель Т. Г., Насоновская Г. М., Боровенко Т. Г. Значение групповых занятий в реабилитации больных с последствиями инсульта и нейротравм // Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии. — Л., 1981.
- Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта // Материалы конференции к 100-летию со дня рождения В. В. Оппель. — СПб., 2002.
- Оппель В. В. Восстановление речи при афазии. — Л., 1963.
- Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта. — Л., 1972
- Морозова И.А., Пушкарёва М.А. – Коррекционно-развивающее обучение (КРО) – Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий, 2009
- Кошелева Н.В., Кочеткова Н.А. – Активизация речевой коммуникации у детей и взрослых с патологией речи, 2014
- Понизова О.В. Организация групповых логопедических занятий и их влияние на психоэмоциональное состояние пациентов с дизартрией, 2014
![]() |
Мишиева Марина Геннадьевна, логопед, Центр Патологии Речи и Нейрореабилитации, г. Москва |