Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР «Чаепитие с Чебурашкой»

Развитие звуковой культуры речи у дошкольникаКонспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР «Чаепитие с Чебурашкой»

Тема: «Звук [Ч], буква Ч»

Цель:

  • Четкое произношение звука [Ч] изолированно, в слогах, словах, фразах; знакомство с буквой Ч.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком [Ч] и буквой Ч;
  • учить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;
  • закрепить понятие звук и буква;
  • совершенствовать навык звукового и слогового анализа.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематические процессы;
  • обогащать словарный запас родственными словами к слову чай;
  • упражнять в составлении предложений по схемам, с предлогами;
  • развивать внимание, память;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать аккуратность,
  • воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей.

Оборудование:

  • Чебурашка (игрушка), схема для характеристики звуков, чемоданчик, чашки (заготовки для детей и образцы), игрушечный чайник, ручки, цветные карандаши, Город букв.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Оргмомент.

Отгадайте, кто пришел к нам в гости:
Он коричневого цвета,
Его любят все за это.
Знает каждая дворняжка
Друга Гены … (Чебурашку).

2. Самомассаж лица.

- Дети, посмотрите, какой Чебурашка грустный, уставший. Давайте научим нашего гостя делать самомассаж лица, чтобы расслабиться и поднять себе настроение.

Руки растираем и разогреваем, (Потирают ладони, хлопают.)
И лицо теплом их нежно умываем. (Ладонями проводят по лицу сверху вниз.)
Пальцами «сгребаем» все плохие мысли. (Кончиками пальцев проводят от середины лба к вискам.)
Уши растираем вверх и вниз мы быстро. (Растирают ладонями ушные раковины.)
Тянем вниз за мочки (Слегка потягивают уши за мочки.)
И «идём» по щёчкам. (Постукивают кончиками пальцев по щекам.)
Подбородок ущипнем, (Пощипываем, потягиваем и прижимаем пальцами подбородок.)
И потянем, и прижжем.
Шею гладим мы легко (Ладонями поглаживаем шею от нижней челюсти к ключицам.)
И вздыхаем глубоко. (Делаем глубокий вдох и медленно выдыхаем.)

3. Сообщение темы.

- Дети, догадайтесь, какой у Чебурашки любимый звук? Объясните: почему?

- Сегодня мы будем четко произносить звук [Ч].

4. Уточнение артикуляции, характеристика звука.

Уточнение артикуляции звука Ч.

- Поставьте перед собой зеркала и произнесите: Ч-Ч-Ч.

- Можно этот звук петь?

- Что мешает воздуху выходить свободно?

- Что делает язычок, губы?

Характеристика звука по схеме:

  • согласный,
  • мягкий (обозначаем зеленой фишкой),
  • глухой.

Изолированное произношение звука [Ч]:

- Чебурашка хочет проверить, все ли дети произносят его любимый звук [Ч] правильно. (Дети произносят звук по цепочке).

5. Воспроизведение слоговых рядов (упражнение «Пальчики здороваются»).

  • Ач-оч-уч-ич
  • Чу-ча-чи-че
  • Чка- чку — чко — чки и т.д.

6. Выделение звука [Ч].

- Чебурашка предлагает вам поиграть в игру «День-ночь». (Ночь — дети «спят» (глаза закрыты). Услышав звук [Ч] ) в слогах, словах, открывают глаза, «просыпаются» — наступает день.)

а) Слоги: чу, те, оч, тя, ать, сю, ча, ись, си, тё, ить…;

б) Слова: ситец, чаша, гречиха, петь, читальня, печь, ночь, сирень, теперь, щека, червяк, терпеть, мечта, просить, прощать, чудо…;

- Помогите Чебурашке собрать в чемодан картинки (дети называют картинки на панно; кладут в чемоданчик и называют те, в названии которых слышится звук [Ч], одновременно определяя слоговой состава и выделяя ударный слог).

7. Знакомство с буквой Ч.

- Чебурашка хочет показать вам свою любимую букву, но сначала скажите, чем отличается звук от буквы? (Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем).

- На какую цифру похожа его любимая буква? (На цифру 4)

- Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как 4,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!

- Сколько частей в этой букве?

- С какой стороны у нее поднята «рука»?

- Напишите эту букву в воздухе воздушными ручками.

- Где в городе букв будет жить буква Ч, почему? (В районе согласных бук, в домике с зеленой крышей.)

8. Физкультминутка.

- А теперь давайте немного отдохнем и расскажем нашему гостю о хитрых лисичках.

«Хитрые лисички»

Хитрые лисички вышли погулять, (Дети показывают, как бегают лисички)
Чтобы поймать: или птичку, или рыбку, (Выполняют движения по тексту)
Или зайку, или мышку, но
Птички улетают, рыбки уплывают,
Зайки убегают, мышки прячутся в нору.

9. Украшение чашек.

- Из чего можно пить чай ? (Ответы детей. Дети получают заготовки чашек.)

- Давайте поможем Чебурашке украсить чашки, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

Вышли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал,
А в конце пути упал.
(Загибают по одному пальчику на каждой руке)

- На верхней части чашки напишите столько букв Ч, сколько на образце (показ образца), под самой красивой вашей буквой поставьте точку.

- Чтобы наши чашки стали еще красивее, нарисуйте на них звуковую схему слова чашка, раскрасив кружки на средней части чашек. (Дети проверяют правильность выполнения задания по образцу.)

- В нижней части чашки нарисуйте слоговую схему этого слова и поставьте ударение. (Проверка по образцу.)

- Молодцы, какие красивые чашки у вас получились!

10. Подбор родственных слов.

- Чашки готовы, пора заваривать чай. А чтобы он получился вкусным, давайте наполним чайник родственными словами к слову чай.

(Чаек, чайник, чайничек, чаепитие, чаевничать, чайный (сервиз).)

- Как вы думаете, слово чайка — родственное слову чай? Почему?

11. Подбор слов-действий, слов-признаков.

- Расскажите, что можно делать с чаем, подберите слова-действия (пить, выливать, переливать, кипятить, заваривать и т.д.)

-​ Приготовьте свои чашки, я налью в них чай.

- Расскажите, какой у вас чай, подберите к этому слову слова-признаки слушайте ответы внимательно, старайтесь не повторяться (горячий, холодный, сладкий, вкусный и т.д.).

12. Составление предложений.

- Чай очень горячий, пока он стынет, давайте поиграем в игру «Составь предложение».

- Составьте предложения про Чебурашку из 2, 3, 4 слов (по схемам).

- Составьте предложения про Чебурашку с маленькими словами за, из-за, под, из-под. (Выставляются карточки-символы предлогов.)

- Молодцы, красивые предложения составили!

13. Заучивание скороговорки.

-​ Послушайте скороговорку, помогите Чебурашке вернуть в нее «убежавшие» слова:

Чебурашка, не скучай,
Пей из (чашки) вкусный (чай).

Заучивание скороговорки.

14. Итог.

- Чебурашке пора возвращаться в свою сказку.

- Какой у нашего гостя любимый звук? Какой это звук?

- Прощаясь с Чебурашкой, назовите по одному слову со звуком [Ч].

Нехаева Л.И.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.