Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР «Чаепитие с Чебурашкой»
Тема: «Звук [Ч], буква Ч»
Цель:
- Четкое произношение звука [Ч] изолированно, в слогах, словах, фразах; знакомство с буквой Ч.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком [Ч] и буквой Ч;
- учить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;
- закрепить понятие звук и буква;
- совершенствовать навык звукового и слогового анализа.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- обогащать словарный запас родственными словами к слову чай;
- упражнять в составлении предложений по схемам, с предлогами;
- развивать внимание, память;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать аккуратность,
- воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей.
Оборудование:
- Чебурашка (игрушка), схема для характеристики звуков, чемоданчик, чашки (заготовки для детей и образцы), игрушечный чайник, ручки, цветные карандаши, Город букв.
Ход организованной образовательной деятельности
1. Оргмомент.
Отгадайте, кто пришел к нам в гости:
Он коричневого цвета,
Его любят все за это.
Знает каждая дворняжка
Друга Гены … (Чебурашку).
2. Самомассаж лица.
- Дети, посмотрите, какой Чебурашка грустный, уставший. Давайте научим нашего гостя делать самомассаж лица, чтобы расслабиться и поднять себе настроение.
Руки растираем и разогреваем, (Потирают ладони, хлопают.)
И лицо теплом их нежно умываем. (Ладонями проводят по лицу сверху вниз.)
Пальцами «сгребаем» все плохие мысли. (Кончиками пальцев проводят от середины лба к вискам.)
Уши растираем вверх и вниз мы быстро. (Растирают ладонями ушные раковины.)
Тянем вниз за мочки (Слегка потягивают уши за мочки.)
И «идём» по щёчкам. (Постукивают кончиками пальцев по щекам.)
Подбородок ущипнем, (Пощипываем, потягиваем и прижимаем пальцами подбородок.)
И потянем, и прижжем.
Шею гладим мы легко (Ладонями поглаживаем шею от нижней челюсти к ключицам.)
И вздыхаем глубоко. (Делаем глубокий вдох и медленно выдыхаем.)
3. Сообщение темы.
- Дети, догадайтесь, какой у Чебурашки любимый звук? Объясните: почему?
- Сегодня мы будем четко произносить звук [Ч].
4. Уточнение артикуляции, характеристика звука.
Уточнение артикуляции звука Ч.
- Поставьте перед собой зеркала и произнесите: Ч-Ч-Ч.
- Можно этот звук петь?
- Что мешает воздуху выходить свободно?
- Что делает язычок, губы?
Характеристика звука по схеме:
- согласный,
- мягкий (обозначаем зеленой фишкой),
- глухой.
Изолированное произношение звука [Ч]:
- Чебурашка хочет проверить, все ли дети произносят его любимый звук [Ч] правильно. (Дети произносят звук по цепочке).
5. Воспроизведение слоговых рядов (упражнение «Пальчики здороваются»).
- Ач-оч-уч-ич
- Чу-ча-чи-че
- Чка- чку — чко — чки и т.д.
6. Выделение звука [Ч].
- Чебурашка предлагает вам поиграть в игру «День-ночь». (Ночь — дети «спят» (глаза закрыты). Услышав звук [Ч] ) в слогах, словах, открывают глаза, «просыпаются» — наступает день.)
а) Слоги: чу, те, оч, тя, ать, сю, ча, ись, си, тё, ить…;
б) Слова: ситец, чаша, гречиха, петь, читальня, печь, ночь, сирень, теперь, щека, червяк, терпеть, мечта, просить, прощать, чудо…;
- Помогите Чебурашке собрать в чемодан картинки (дети называют картинки на панно; кладут в чемоданчик и называют те, в названии которых слышится звук [Ч], одновременно определяя слоговой состава и выделяя ударный слог).
7. Знакомство с буквой Ч.
- Чебурашка хочет показать вам свою любимую букву, но сначала скажите, чем отличается звук от буквы? (Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем).
- На какую цифру похожа его любимая буква? (На цифру 4)
- Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как 4,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
- Сколько частей в этой букве?
- С какой стороны у нее поднята «рука»?
- Напишите эту букву в воздухе воздушными ручками.
- Где в городе букв будет жить буква Ч, почему? (В районе согласных бук, в домике с зеленой крышей.)
8. Физкультминутка.
- А теперь давайте немного отдохнем и расскажем нашему гостю о хитрых лисичках.
«Хитрые лисички»
Хитрые лисички вышли погулять, (Дети показывают, как бегают лисички)
Чтобы поймать: или птичку, или рыбку, (Выполняют движения по тексту)
Или зайку, или мышку, но
Птички улетают, рыбки уплывают,
Зайки убегают, мышки прячутся в нору.
9. Украшение чашек.
- Из чего можно пить чай ? (Ответы детей. Дети получают заготовки чашек.)
- Давайте поможем Чебурашке украсить чашки, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.
Вышли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал,
А в конце пути упал.
(Загибают по одному пальчику на каждой руке)
- На верхней части чашки напишите столько букв Ч, сколько на образце (показ образца), под самой красивой вашей буквой поставьте точку.
- Чтобы наши чашки стали еще красивее, нарисуйте на них звуковую схему слова чашка, раскрасив кружки на средней части чашек. (Дети проверяют правильность выполнения задания по образцу.)
- В нижней части чашки нарисуйте слоговую схему этого слова и поставьте ударение. (Проверка по образцу.)
- Молодцы, какие красивые чашки у вас получились!
10. Подбор родственных слов.
- Чашки готовы, пора заваривать чай. А чтобы он получился вкусным, давайте наполним чайник родственными словами к слову чай.
(Чаек, чайник, чайничек, чаепитие, чаевничать, чайный (сервиз).)
- Как вы думаете, слово чайка — родственное слову чай? Почему?
11. Подбор слов-действий, слов-признаков.
- Расскажите, что можно делать с чаем, подберите слова-действия (пить, выливать, переливать, кипятить, заваривать и т.д.)
- Приготовьте свои чашки, я налью в них чай.
- Расскажите, какой у вас чай, подберите к этому слову слова-признаки слушайте ответы внимательно, старайтесь не повторяться (горячий, холодный, сладкий, вкусный и т.д.).
12. Составление предложений.
- Чай очень горячий, пока он стынет, давайте поиграем в игру «Составь предложение».
- Составьте предложения про Чебурашку из 2, 3, 4 слов (по схемам).
- Составьте предложения про Чебурашку с маленькими словами за, из-за, под, из-под. (Выставляются карточки-символы предлогов.)
- Молодцы, красивые предложения составили!
13. Заучивание скороговорки.
- Послушайте скороговорку, помогите Чебурашке вернуть в нее «убежавшие» слова:
Чебурашка, не скучай,
Пей из (чашки) вкусный (чай).
Заучивание скороговорки.
14. Итог.
- Чебурашке пора возвращаться в свою сказку.
- Какой у нашего гостя любимый звук? Какой это звук?
- Прощаясь с Чебурашкой, назовите по одному слову со звуком [Ч].
Нехаева Л.И.,
учитель-логопед