Нейроигры и нейроприемы в работе современного учителя-логопеда в детском саду

Нейрологопедия — это мост от медицины к педагогике.

Нейрогимнастика, мозгВ последнее время наблюдается заметное увеличение числа детей с речевыми нарушениями, поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего выявления, квалифицированной диагностики и выбора подходящих методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в области речи.

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Работа логопеда с такими детьми требует серьезных усилий.

Обычно логопед занимается исключительно исправлением видимых проявлений речевых нарушений. Эти методики эффективны, если проблемы в речи не обусловлены серьезными неврологическими проблемами. Применение инновационных методов в логопедической практике является эффективным дополнением к классическим методам и техникам. Это позволяет повысить результативность коррекционного образования и сохранить индивидуальный подход в процессе обучения.

Логопедия всегда тесно связана с психологией, а сейчас она получает возможность обогатить свои научные методы достижениями нейронаук: нейропсихологии, нейролингвистики, нейрофизиологии и нейробиологии.

Результативность работы с каждым ребенком различна. У одного ребенка процесс коррекции проходит легко и эффективно, а у другого возникают трудности на разных этапах логопедической работы. Успешная работа логопеда зависит от учета логики развития мозга. Эффективность работы по коррекции речевых нарушений у детей с патологией зависит от использования комплексного подхода.

Методы нейрологопедии позволяют решать речевые проблемы ребенка на 35% быстрее. Их эффективность научно подтверждена. Кроме того, работа над речью оказывает положительное влияние на другие области развития ребенка, такие как интеллектуальное развитие, внимание, память и поведение. Это способствует значительному прогрессу в обучении ребенка.

К нейрологопедическим методам относятся:

  1. моторное планирование,
  2. сенсорная интеграция,
  3. логоритмика,
  4. биоэнергопластика
  5. межполушарное взаимодействие.

Моторное планирование используется при выполнении новых задач, использовании новых инструментов или выполнении непривычных действий. Когда действия становятся привычными, они выполняются легко и без предварительного планирования. Моторное планирование играет роль мостика между сенсомоторными и интеллектуальными функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Дети с речевыми нарушениями имеют недостаток в моторном планировании.

Сенсорная интеграция представляет собой взаимодействие всех органов чувств. Она начинается еще до рождения и важна для правильной работы мозга. Чем лучше функционируют сенсорные системы, тем больше информации получает мозг и тем эффективнее будут его ответы. Применение метода сенсорной интеграции в работе логопеда направлено на стимулирование всех органов чувств, активизацию познания, развитие речи и коррекцию поведения. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь и расслабить ребенка, а также выполнять задания успешно, способствуя развитию психических и речевых процессов.

Биоэнергопластика объединяет движения артикуляционного аппарата и движение рук. При выполнении артикуляционных упражнений ребенок сопровождает их движением одной или обоих рук. Это способствует развитию координации движений пальцев, памяти и произвольного внимания. Эффективность исправления звуковых дефектов удваивается, поскольку активная работа руки многократно усиливает импульсы, идущие от языка к коре головного мозга.

Межполушарное взаимодействие – это метод, который нашел широкое применение в публикациях, учебных пособиях и методических разработках. Он показал, что у детей с речевыми расстройствами есть проблемы в связи между левым и правым полушариями мозга. Упражнения, основанные на этом методе, способствуют улучшению мыслительной деятельности, повышению памяти, устойчивости внимания и облегчению процесса письма. Для этого ребенок последовательно выполняет графические задания только левой, только правой, а затем обеими руками одновременно, чтобы обеспечить активность обоих полушарий.

Правое полушарие отвечает за творческое мышление. Люди, у которых это полушарие более активно, чувствительны и склонны принимать решения, основываясь на интуиции. Левое полушарие, в свою очередь, отвечает за логическое мышление и выражается в аналитических и лингвистических способностях. Когда мы занимаемся творчеством, рисованием или другой творческой деятельностью, мы активизируем правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем или говорим, активизируется левое полушарие. Постоянная распределяемость активности между полушариями является естественным процессом, и эффективность работы мозга достигается только при активности обоих полушарий.

Однако, при возникновении проблем с мозолистым телом, которое отвечает за координацию работы полушарий, может возникнуть нарушение связи между ними. В результате одно из полушарий берет на себя основную нагрузку, а другое блокируется и перестает развиваться, что приводит, в том числе, к нарушению пространственной ориентации. Поэтому восстановление связи и баланса активности между полушариями, а также связи между передней и задней частью мозга становятся основными задачами для настройки мозга к работе.

Логоритмика – это сочетание движений, речи и музыки, которое помогает детям научиться говорить красиво и плавно, а иногда даже избавиться от заикания.

Занятия логопедической ритмики отлично развивают моторику, координацию движений и речевое дыхание, а также способствуют нормализации мышечного тонуса. Они тренируют память, внимание и восприятие, особенно слуховое, и положительно влияют на физическое состояние ребенка, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки.

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение. Метод образовательной кинезиологии применяется не только для коррекции развития детей с особыми воспитательными потребностями, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, включая одаренных. С помощью специально подобранных упражнений организм развивает согласованную работу правого и левого полушарий, а также взаимодействие тела и интеллекта. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, который активизирует межполушарное взаимодействие, обеспечивая обмен информацией между полушариями и синхронизацию их работы.

Гимнастика для мозга включает в себя разнообразные кинезиологические упражнения, направленные на развитие глазодвигательных навыков, мелкой моторики и релаксации. Глазодвигательные упражнения способствуют расширению поля зрения и улучшению восприятия. Одно- и разнонаправленные движения глаз и языка активизируют взаимодействие между полушариями мозга и повышают энергетику организма.

Упражнения для развития мелкой и общей моторики способствуют улучшению координации движений, снятию непроизвольных и непреднамеренных сокращений мышц. Эти упражнения также способствуют развитию взаимодействия между полушариями, что благотворно сказывается на общем состоянии организма.

Упражнения на релаксацию позволяют снять напряжение, достичь состояния расслабления.

Приведу пример нескольких упражнений.

1) Глазодвигательные упражнения:

Упражнение «Восьмерки для глаз»

Исходное положение: сидя, голова прямая и расслабленная. Пальцы руки двигаются в восьмерке перед глазами. Глаза следят за движением пальцев, плавно и медленно. Упражнение проводится 3-4 раза.

2) Упражнения для развития мелкой моторики:

Упражнение «Ухо – нос – хлопок»

Левая рука касается носа, правая – уха. Затем следует хлопок в ладоши. Руки меняются местами. Упражнение выполняется точно и без спешки.

3) Упражнения для релаксации

Упражнение «Вращение шеей»

Цель: расслабление шеи и плечевого пояса.

а) Исходное положение: сидя. Голова медленно поворачивается влево и вправо, постепенно увеличивая амплитуду поворота. Движение повторяется 2-3 раза в каждую сторону.

б) Исходное положение: сидя. Голова поднимается вверх, потолок старательно рассматривается. После этого выполняется небольшой отклон назад. Движение повторяется 2-3 раза.

в) Исходное положение: сидя. Голова медленно опускается вниз, а затем возвращается в исходное положение. Движение повторяется 2-3 раза.

Ни для кого не секрет, как полезно делать по утрам гимнастику. Но важно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Профессионально разработанные упражнения помогут улучшить активность мозга, повысить его концентрацию и улучшить общее самочувствие.

Нейрогимнастика, известная также как двигательная нейропсихологическая коррекция или сенсомоторная коррекция, является немедикаментозным методом помощи детям с различными неврологическими заболеваниями и синдромами, такими как ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

Каждое упражнение нейрогимнастики стимулирует определенную область мозга и включает в себя взаимодействие мышления и движения. Они также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Сила, равновесие, гибкость и пластичность нервных процессов достигаются на более высоком уровне. Регуляторная и координирующая роль нервной системы становится более совершенной.

Нейрогимнастика является универсальной системой упражнений, эффективной как для детей, так и для взрослых всех возрастов.

Основная цель применения нейрогимнастики с детьми заключается в активизации развития речи у детей.

Кинезиологические упражнения условно разделяются на три функциональных блока:

1. Упражнения, которые повышают тонус коры полушарий мозга, включая дыхательные упражнения и самомассаж.

- Взявшись за мочки ушных раковин, потяните их вниз, а затем вверх. Взявшись за середину ушных раковин, потяните их вперед, затем назад и в стороны.

- Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисуйте» круги вокруг щек (в круговых массирующих движениях) и вокруг глаз очками (глаза должны быть открыты).

2. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации, охватывающие перекрестные движения для развития мозолистого тела головного мозга.

- Игра «Звуковая тропинка»: дети идут по следам, ступая правой ногой на след с символом звука [А], а левой ногой на след с символом звука [У]. (В старшей группе используются символы пройденный звуков, а в подготовительной группе используем буквы). Используются картинки для дифференциации звуков.

- «Хлопни, топни»: прохлопайте и протопайте столько раз, сколько звуков услышит ребенок.

- «Чья картинка?»: ребенок достает из фасолевого или горохового бассейна картинку и кладет ее к соответствующему символу звука. Например, если в слове есть звук [Л], картинку кладут правой рукой, а если в слове звук [Р], картинку кладут левой рукой.

- «Волшебная песочница»: автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребенок, произнося слоги, проводит палочкой левой руки по дорожке в обратных слогах и правой руки в прямых слогах.

- «Волшебные палочки»: ребенок повторяет слова, изображенные на картинках, указывая на них соответствующей палочкой (на картинку со звуком [Ж] — зеленой палочкой, на картинку со звуком [Ш] — розовой палочкой).

3. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности, включают ритмичное изменение положения рук.

- «Жаба»: положите руки на стол или на колени. С одной стороны сжимайте кулак, а ладонь другой руки должна лежать на столе или на коленях. Задача состоит в том, чтобы одновременно и целенаправленно менять положение рук, произнося звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

- «Молоток-пила» (упражнение можно выполнять на столе или на коленях): с одной рукой «пилим» пилой, а другой рукой «забиваем гвозди» при произнесении звуков, слогов или слов для автоматизации звуков.

Практическое значение использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики в логопедических занятиях заключается в целостном развитии психофизического здоровья детей дошкольного возраста, а также коррекции речевых недостатков и предотвращении проблем с чтением и письмом в будущем.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в которой игровые технологии помогают развивать коммуникацию и повышать интерес и мотивацию.

Нейроигры, в свою очередь, представляют собой эффективную методику, которая способствует созданию новых нейронных связей и улучшению работы мозга, ответственного за психические процессы и интеллект.

Примеры таких игр включают артикуляционные упражнения, игры на развитие межполушарного взаимодействия, игры с мячом, использование кинезиологических дорожек, развитие фонематического слуха и моторики обеих рук, игры с различными предметами (прищепки, пирамидки, карандаши и др.

Все эти игры и упражнения помогают развивать нервную систему, улучшают внимание и пространственные представления, а также способствуют формированию новых нейронных связей в мозге.

1. Артикуляционные упражнения с пользой для межполушарных связей.

«Часики» и «Качели» с пальчиком.

1. Язычок подружился с пальчиком и следует за ним.

2. Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него.

3. Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.

2. Игры на развитие межполушарного взаимодействия.

1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно. При этом можно это делать вместе с автоматизацией звуков.

2. «Симметричные рисунки или двуручное рисование» (зеркальное). Ребенок берет в каждую руку по фломастеру и одновременно обводит одинаковые рисунки, при этом называя вслух эти рисунки. Например, картинки на звук Р – для автоматизации в начале, в конце слова, дифференциацию Р-Л.; также звуки Ш, С, Ж, З. Также игра «Картинки-половинки» (соединяем двумя фломастерами в правой и левой руке картинку на автоматизируемый звук).

3. Всем известное упражнение: «Кулак-ребро-ладошка». Можно применять в заучивании скороговорок, стихов. (Бра-бро-бру-бры…, Ехал Грека через реку…).

4. Игры с мячом. 1) Одной рукой ребенок бросает мяч, другой — ловит. Использую для развития грамматического строя речи: «Один-много», «Антонимы», «Назови ласково». 2) Отбиваем, подбрасываем мяч правой или левой рукой. «Живое-неживое», «Летает-не летает» — отбивать мяч правой рукой на звук Ш, на звук Ж – левой. 3) Проговариваем скороговорку, перебрасывая мяч из руки в руку на каждое слово.

5. Используем кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука, слогов или слов. Направлены на развитие координации, формирование содружественных движений двумя руками. Составляем ритмический ряд (или используем готовый). Используем фишки или карточки с картинками (робот, ромашка).

6. Развитие фонематического слуха и моторики обеих рук. Приготовим два стаканчика разного цвета, твердые камни (будут обозначать твердый звук) и мягкие помпоны (мягкий звук). И далее дифференцируем твердые, мягкие звуки.

7. Игры с прищепками, пирамидками, карандашами, поп ит и др., делаем все одновременно двумя руками, для автоматизации звуков.

8. «Зеркало». Встаньте напротив ребёнка и выполняйте любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключайте голову, язык и т. д. Сделайте ребёнка своим отражением. Его задача – повторять ваши движения, как в зеркале.

Игры на мозжечковую стимуляцию:

Мозжечковая стимуляция — это набор упражнений, целью которых является улучшение работы мозжечка и других структур мозга, ответственных за развитие речи и поведения ребенка.

Игры с мячами (кинезиологическими) и кинезомешочками:

- Перекладывание мячей из правой руки в левую и обратно;

- Передача мяча соседу и обратно (игры: «Скажи наоборот», «Один-много»);

- Перекрестные движения рук (сначала правая рука сверху, затем левая).

Основные виды движений с одним мячом или мешочком:

- Броски мячом вниз двумя руками, затем вверх двумя руками;

- Броски мячом вниз правой и левой рукой с разными видами захвата и хлопками.

Я использую эти упражнения для автоматизации звуков. Например, при звуке «Ш» дети отбивают мячиком правой рукой, а при звуке «Ж» — левой рукой.

Упражнения и игры на зрительное восприятие:

1. Корректурные пробы с фигурами и буквами. Цель — научить детей правильно воспринимать и ориентироваться на бумаге, двигаясь слева направо и сверху вниз.

2. Раскраски с буквами.

3. Аппликация и лепка с буквами.

4. Выкладывание букв из камешков, палочек и веревочек.

5. Работа с зашумленными картинками и узнавание зашумленных букв.

6. Игра «Какая буква получится из частей?» (карточки с элементами букв).

7. Игра «Дорисуй букву». Детям даётся половинка буквы, задача — дорисовать недостающую часть.

Варианты работы с зашумленными рисунками:

1. Найти и выделить фрукт среди овощей (или дикое животное среди домашних животных)

2. Найти и выделить заданную цифру и букву.

3. Найти и назвать картинки с определенным звуком.

У выделенного силуэта дети могут использовать разные способы:

- Называть, обводить, штриховать, раскрашивать красками, фломастерами, карандашами или мелками.

- Закрашивать найденный силуэт клеем ПВА и посыпать песком или манной крупой.

- Вырезать силуэт с помощью ножниц.

Таким образом, использование игр для мозжечковой стимуляции помогает преодолеть и корректировать имеющиеся нарушения в речи, движении и поведении у детей. Они также создают базу для успешного преодоления проблем в психическом и речевом развитии, позволяют логопедам более эффективно и интересно проводить свою работу.

В заключение, стоит отметить, что регулярное использование нейроигр в работе логопедов положительно влияет на процесс коррекции, развитие интеллекта и улучшение физического, психического и эмоционального состояния детей, а также на их социальную адаптацию. Это снижает утомляемость и повышает способность к контролю, что, в свою очередь, помогает исправить недостатки в развитии детей дошкольного возраста.

Суродейкина Анастасия Олеговна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическая работа по формированию навыков правильного словоизменения у школьников Логопедическая работа по формированию навыков правильного словоизменения у школьников
Игровые приёмы в развитии слухового восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением слуха Игровые приёмы в развитии слухового восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением слуха
Сборник словесных дидактических игр на развитие словообразования у детей с ОНР Сборник словесных дидактических игр на развитие словообразования у детей с ОНР
Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.