Программа по коррекции моторной алалии

Пояснительная записка

речь, ребенок не говорит, алалияМоторная алалия — одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с моторной алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже к моменту поступления в школу.

Сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.

Проблема диагностики и организации коррекционной работы при алалии – одна из наиболее важных и основополагающих научно – педагогических проблем в настоящее время, поскольку детей с моторной алалией с каждым годом становится все больше. Все эти факторы говорят о необходимости разносторонних и глубоких знаний об этой форме патологии речевой деятельности, чтобы в будущей практической работе уметь анализировать характер патологии и находить оптимальные пути ее преодоления.

Вместе с тем в теоретической разработке проблемы алалии имеется немало нерешенных вопросов. Все это создает актуальность написания данной программы.

В работах разных авторов выявлены особенности речевого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев: физиологических, клинических, психологических, лингвистических и других. Описаны различные формы алалий, разработана методика логопедического воздействия при разных формах недоразвития речи.

Но, несмотря на все имеющиеся разработки теории и практики коррекционно-воспитательного обучения детей, имеющих алалию, до сих пор недостаточно изучен механизм и симптоматика алалии. В практике учителей-логопедов дошкольных учреждений имеется также ряд сложностей в преодолении такого нарушения как алалия: недостаточно продуманна система работы воспитателя и учителя- логопеда по данному направлению; недостаток методической литературы, разработанных коррекционно-развивающих (рабочих) программ по преодолению данного нарушения; нет преемственности между дошкольным учреждением и начальным школьным звеном обучения.

При наличии большого количества различного рода логопедической и психологической литературы по проблеме моторной алалии, коррекционная работа с моторными алаликами на первом, начальном этапе логопедического воздействия освещена недостаточно.

Поэтому мы решили разработать программу, в основе которой лежит комплексный подход по коррекции моторной алалии, которая направлена не только на коррекцию дефекта, но и главным образом на развитие ребенка в целом.

Данная программа — это попытка систематизировать наработанный практический материал, наметить эффективные научно обоснованные направления логопедической работы и психолого-педагогической работы, разработать календарно-тематическое планирование по преодолению моторной алалии у детей дошкольного возраста.

Цель логопедического воздействия – создание механизмов речевой деятельности посредством решения следующих задач: развитие артикуляционной моторики и просодической стороны речи, формирование мотива и коммуникативного намерения; создание механизмов внутреннего программирования высказывания, коррекция слоговой структуры слова, пополнение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и грамматического строя речи.

Цель программы – формирование коммуникативно-речевых умений, обеспечивающих жизнедеятельность ребенка, развитие потребности самоактуализации и актуализации своих возможностей, гармоничному развитию личности.

Ценность программы заключается в ее необычном построении, применении в комплексе инновационных методов и средств.

Содержание коррекционно-развивающего процесса невозможно без реализации основополагающих общедидактических принципов: принцип сознательности и активности обучения, принцип наглядности обучения, деятельностный принцип коррекции, принцип систематичности и последовательности, концентрический принцип, принцип прочности, принцип доступности обучения, принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Задачи программы представляют собой систему задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития) обучения.

Логопедическая работа с детьми, имеющими моторную алалию, строится поэтапно, и опирается на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву: однословное предложение; предложение из слов корней; первые формы слов; усвоение флексий; усвоение предлогов; наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики. Результативность зависит от целевой установки, обоснованности речевых умений, которыми ребенок должен овладеть на данном этапе, эффективности путей средств, методов логопедического воздействия.

Основной задачей начальных этапов логопедической коррекции является создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи детей, страдающих алалией, и усвоение ими языковой системы в целом.

1 этап — диагностика логопедическая и психолого-педагогическая.

2 этап – подготовительный.

Задачи:

- нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата, формирование кинестетических ощущений от положения органов речи, как основы статической организации двигательного акта;

- восприятие и воспроизведение неречевых ритмических структур (отстукивания, отхлопывания), узнавание неречевых звуков;

- формирование умения детей соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением.

На данном этапе проводится классический дифференцированный логопедический массаж, точечный массаж, отстукивание ритма с помощью бубна, деревянных ложек, кастаньет, барабана, а также отхлопывание и отстукивание. Упражнение «Узнай, что звучит». Игры с мячом, бубном по отстукиванию ритма, шаги под ритм, артикуляционная гимнастика.

3 этап — концентр «Звук», «Слог»

Цель – формирование первоначальных речевых навыков в системе речевого общения.

Задачи:

- формирование мотивационной основы речевой деятельности;

- развитие просодической стороны речи;

- развитие кинетического и кинестетического праксиса (в том числе упражнения на развитие межполушарного взаимодействия);

- вызывать у детей потребность подражать слову взрослого, подражать животным, подражать музыкальным инструментам, транспортным шумам; вначале можно со зрительной опорой положения органов артикуляции;

- создавать ситуации, вызывающие потребность в речи;

- развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи) и становление экспрессивной.

На данном этапе работы основным формирование психофизиологических предпосылок речевой деятельности и первоначальные навыков в ситуации общения.

Задания и упражнения:

1. Проведение классического дифференцированного логопедического массажа, точечного массажа.

2. Выполнение артикуляционной гимнастики (в зависимости от возможностей ребенка активной, пассивной или пассивно-активной). В игровой форме, используя картинки, стихотворения, компьютерные технологии.

3. Работа с предметными картинками и игрушками: упражнения «Покажи лису, дом и т.п.», «Дай мне мяч и т.п.».

4. Работа на тренажере «Дэльфа-130».Если нет данной программы, то проводим упражнения на отработку диафрагмального выдоха с предметами («Сдуй снежинку», «Задуй свечку» и т.п.).

5. Выполнение дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. (упражнения «Насос», «Большой маятник»).

6. Формирование у детей речевого подражания и подражательности:

- звук а;

Девочка качает куклу: «А-а-а!».

Я качаю куклу: «А-а-а!».

Ты качаешь куклу: «А-а-а!».

Покачаем вместе: «А-а-а!».

- звук о;

У мальчика болят зубы: «О-о-о».

У меня болят зубы: «О-о-о».

У меня и у тебя болят зубы: «О-о-о».

- звук у;

Это дудочка. Я сыграю на дудочке: «У-у-у».

Ты сыграй на дудочке: «У-у-у».

Я и ты сыграем на дудочке.

- звук и;

Это лошадка. Лошадка ржет: «И-и-и».

- слог ау;

Мальчик в лесу потерял маму и кричит: «Ау».

Я кричу: «Ау».

Ты кричишь: «Ау».

- слог уа;

Кукла Тата плачет: «Уа! Уа!».

Ты плачешь: «Уа! Уа!».

Собака лает: «Ам-ам!».

Корова мычит: «Му-му!».

Кошка мяукает: «Мяу-мяу!».

Кукушка кукует: «Ку-ку!».

Птички пищат: «Пи-пи-пи!».

Гусь кричит: «Га-га-га!».

Тушим огонек свечи – «Ффф».

Греем руки – «х-х-х».

Оценка сформированности этапа:

1) расширение кругозора и представлений об окружающем мире;

2) сформированность мотивации речевой деятельности;

3) овладение элементами артикуляционной гимнастики и правильного диафрагмального дыхания;

4) повторение гласных и согласных звуков, слогов, узнавание и воспроизведение звуков по беззвучной артикуляции.

4 этап — концентр «Слово»

Цель – коррекция слоговой структуры слова

Формирование слоговой структуры слова, ее мелодико- интонационной, темпо-ритмической стороны. Систематическая работа по овладению пассивного и активного словаря. Работа над слоговой структурой слова проводится в определенной последовательности:

- с двумя одинаковыми слогами: мама, папа, баба, дядя и т.д.

- из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Таня, Катя, Коля

- односложные слова: мак, суп, гусь, кот, дом и т.д.

- двухсложные слова с ударением на первом слоге: вата, ноги, руки

- двухсложные слова с ударением на втором слоге: пила, нога, рука

- трехсложные слова с ударением на втором (среднем) слоге: машина, собака и т.д.

Оценка сформированности этапа:

1. Усвоение слоговой структуры слов, правильное воспроизведение, использование в активном словаре, использование простых фраз.

2. Пополнение активного и пассивного словаря.

5 этап — концентр «Фраза», «Предложение».

Цель – развитие речевого высказывания, как основной единицы речевого действия.

Задачи: развитие фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы, предложения, работа над диалогом.

На данном этапе ведется работа над их грамматическим оформлением высказывания, формирование диалоговой речи.

Оценка сформированности этапа:

1. Расширение кругозора и представлений об окружающем мире.

2. Усвоение флексий Им. п. + согласованный глагол.

3. Владение двусоставным предложением.

4. Владение словоизменением существительных и глаголов.

5. Умение пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

6 этап — концентр «Связная речь».

Цель – умение синтаксически и грамматически правильно строить предложение, составлять рассказ по сюжетным картинкам, пересказывать текст.

Оценка сформированности этапа:

1. Формирование навыков связной речи.

3. Расширение и уточнение словаря за счет прилагательных и наречий.

4. Усвоение предлогов

5. Умение строить распространенное сложносочиненное и сложноподчиненное предложение.

На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности. Цель – формирование коммуникативных умений и связной речи, что приводит к конечной цели логопедической работы нормализация языкового механизма у детей с алалией, овладение ими закономерностями его функционирования.

Татьяна Богер,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Алалия Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.