Структура и практические материалы для проведения групповых логопедических занятий у пациентов с дизартрией. Конспект занятия по отработке звука [С]

Краткая аннотация: в данной публикации представлены практические материалы и рекомендации по восстановлению речевой функции у пациентов с дизартрией в ходе групповых занятий. Предлагаемый алгоритм занятий может быть адаптирован логопедами и для индивидуальной формы работы.

Структура и практические материалы для проведения групповых логопедических занятий у пациентов с дизартрией.

Конспект занятия по отработке звука [С]

Звук С, буква ССтруктура группового логопедического занятия для пациентов с дизартрией:

I часть занятия – упражнения выполняются стоя/сидя.

1) Упражнения для мышц плечевого пояса и воротниковой зоны.

Задачи: – снижение психоэмоционального напряжения, релаксация;

– расслабление мышц воротниковой зоны и плечевого пояса;

– укрепление мышц спины.

Инструкция: – исходное положение – стоя, спина прямая. Выполнять отдельные плавные движения плечами вверх, назад, вниз (лопатки сомкнуты), расслабиться. Упражнение выполняется в медленном темпе (6-8 раз);

– исходное положение – стоя, спина прямая. Выполнять плавные круговые движения плечами вперёд, вверх, назад, вниз. Упражнение выполняется в медленном темпе (6-8 раз).

2) Блок дыхательной гимнастики.

Задачи: – развитие и укрепление мышц дыхательного аппарата;

– выработка дифференцированного выдоха через нос и рот;

– увеличение длительности фонационного выдоха; постановка речевого дыхания с акцентом на удлинённый выдох.

Инструкция:

– исходное положение – стоя, спина прямая, плечи расправлены. Выполняется гимнастика в 3 этапа на счёт 3:5 или 4:7.

1 этап: вдох носом (на 3/4 счёта) – выдох носом (на 5/7 счётов), выполняется упражнение 6-10 раз;

2 этап: вдох ртом (на 3/4 счёта) – выдох ртом (на 5/7 счётов), выполняется упражнение 6-10 раз;

3 этап: вдох носом (на 3/4 счёта) – выдох ртом (на 5/7 счётов), выполняется упражнение 6-10 раз.

При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, на выдохе – опускаются и втягиваются. Верхний плечевой пояс почти неподвижен.

3) Голосовые упражнения.

Задачи: – увеличение длительности фонационного выдоха;

– развитие чёткой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания;

– развитие силы, высоты и тембра голоса и ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.

Инструкция: – исходное положение – стоя (можно сидя), спина прямая, плечи расправлены, голова опущена вниз, руку можно положить на грудь. Вдох в диафрагму, на

выдохе длительное произнесение гласных звуков «И, Э, А, О» низким грудным голосом (голос направляется в пол!). Каждый звук произносится по 3 раза. Контроль за дыханием: делается акцент на удлинённый выдох.

– исходное положение – стоя (можно сидя), спина прямая, плечи расправлены. Постепенное удлинение произнесения звуков (как отдельно, так и сочетаний звуков, слогов) на одном выдохе. Контроль за дыханием (акцент на удлинённый выдох). Упражнение выполняется (4-6 раз).

– исходное положение – стоя (можно сидя), спина прямая, плечи расправлены. Произнесение звуков (как отдельно, так и сочетаний звуков, слогов) в одной тональности на одном выдохе. Контроль за дыханием (акцент на удлинённый выдох). Упражнение выполняется (4-6 раз).

– исходное положение – стоя (можно сидя), спина прямая, плечи расправлены. Повышение и понижение голоса на два-три тона на гласных звуках (как отдельно, так и сочетаний звуков, слогов) на одном выдохе. Контроль за дыханием (акцент на удлинённый выдох). (Повышение и понижение голоса производится то речевым, то напевным способом!). Упражнение выполняется (4-6 раз).

– исходное положение – стоя (можно сидя), спина прямая, плечи расправлены. Вдох в диафрагму, на выдохе производится плавное повышение («скольжение») голоса с самого низкого звука до самого высокого звука (который может взять пациент), затем пауза, снова вдох в диафрагму и на выдохе плавное понижение голоса с самого высокого звука до самого низкого звука. (Повышение и понижение голоса производится напевным способом!). Упражнение выполняется (4-6 раз).

– исходное положение – стоя (можно сидя), спина прямая, плечи расправлены. Пение фрагментов известных мелодий на гласных звуках «И, Э, А, О». Контроль за дыханием (акцент на удлинённый выдох)*.

II часть занятия – упражнения выполняются сидя.

4) Упражнения по отработке звуков (звуки сгруппированы по способу и месту образования).

Задачи:

– развитие чёткой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания;

– формирование синхронной деятельности отделов дыхания, голосообразования, звукопроизношения; нормализация речевого дыхания и фонетической окраски звуков;

– расширение лексических и коммуникативных возможностей;

– формирование и выработка самоконтроля за произносительной стороной речи;

– расширение возможностей психологического и вербального контакта пациентов; улучшение психоэмоционального состояния.

Инструкция:

– исходное положение – сидя, спина прямая, плечи расправлены.

а) повторение серий слогов (простых, со стечением, обратных и их сочетаний) с отрабатываемым звуком. Контроль за дыханием*;

б) повторение слов, фраз, чистоговорок с отрабатываемым звуком. Контроль за дыханием;

в) расширение лексических возможностей в условиях подбора слов с отрабатываемым звуком (в начале, середине и конце слова). Контроль за дыханием*;

г) расширение коммуникативных возможностей в условиях работы с моделируемыми конструкциями, в диалоге, стихотворениях. Контроль за дыханием*.

Конспект занятия по отработке звука [С]

I часть занятия – упражнения выполняются стоя/сидя. *

II часть занятия – упражнения выполняются сидя.

4) Упражнения по отработке звука «С»

Задачи:

– развитие чёткой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания;

– формирование синхронной деятельности отделов дыхания, голосообразования, звукопроизношения; нормализация речевого дыхания и фонетической окраски звуков;

– расширение лексических и коммуникативных возможностей;

– формирование и выработка самоконтроля за произносительной стороной речи;

– расширение возможностей психологического и вербального контакта пациентов; улучшение психоэмоционального состояния.

Инструкция:

– исходное положение – сидя, спина прямая, плечи расправлены. Сегодня мы с Вами отрабатываем звук «С».

1) Повторение сочетаний слогов с отрабатываемым звуком «С».

а) Установка: на одном выдохе (или на 2) чётко, в среднем темпе произнесите 8 раз подряд сочетание слогов (например: СА-ЗА). Следите за дыханием!

СА-ЗА СУ-ГУ ХО-СО ЦЫ-СЫ

ЖО-СО РЫ-СЫ СУ-ТУ ШО-СО

КЭ-СЭ ДЭ-СЭ ФА-СА ШЭ-СЭ

б) Установка: на одном выдохе, чётко, в среднем темпе произнесите 1-2 раз подряд серию слогов (например: СА-ША-ЖА, СО-ШО-ЖО и т.д.). Следите за дыханием!

СА-ША-ЖА ЧА-СА-ЦА ЗА-ША-СА

СО-ШО-ЖО ЧО-СО-ЦО ЗО-ШО-СО

СУ-ШУ-ЖУ ЧУ-СУ-ЦУ ЗУ-ШУ-СУ

СЫ-ШИ-ЖИ ЧЫ-СЫ-ЦЫ ЗЫ-ШИ-СЫ

СЭ-ШЭ-ЖЕ ЧЭ-СЭ-ЦЭ ЗЭ-ШЕ-СЭ

СА-ХА-ЗА ЦА-СА-ЧА ША-ЖА-СА

СО-ХО-ЗО ЦО-СО-ЧО ШО-ЖО-СО

СУ-ХУ-ЗУ ЦУ-СУ-ЧУ ШУ-ЖУ-СУ

СЫ-ХЫ-ЗЫ ЦЫ-СЫ-ЧЫ ШИ-ЖИ-СЫ

СЭ-ХЭ-ЗЭ ЦЭ-СЭ-ЧЭ ШЕ-ЖЕ-СЭ

2) Повторение серий слогов (простых, со стечением, обратных) с отрабатываемым звуком «С».

а) Установка: на одном выдохе, чётко, в среднем темпе произносите 2-3 раз подряд серию слогов (например: СА-СО-СУ-СЫ-СЭ). Следите за дыханием!

СА-СО-СУ-СЫ-СЭ

АС-ОС-УС-ЫС-ЭС

САС-СОС-СУС-СЫС-СЭС

АСА-ОСО-УСУ-ЫСЫ-ЭСЭ

б) Установка: на одном выдохе, чётко, в среднем темпе произносите 2-3 раз подряд серию слогов (например: БСА-БСО-БСУ-БСЫ-БСЭ). Следите за дыханием!

БСА-БСО-БСУ-БСЫ-БСЭ СПА-СПО-СПУ-СПЫ-СПЭ

СВА-СВО-СВУ-СВЫ-СВЭ РСА-РСО-РСУ-РСЫ-РСЭ

ГСА-ГСО-ГСУ-ГСЫ-ГСЭ ТСА-ТСО-ТСУ-ТСЫ-ТСЭ

ДСА-ДСО-ДСУ-ДСЫ-ДСЭ СФА-СФО-СФУ-СФЫ-СФЭ

ЖСА-ЖСО-ЖСУ-ЖСЫ-ЖСЭ ХСА-ХСО-ХСУ-ХСЫ-ХСЭ

СЗА-СЗО-СЗУ-СЗЫ-СЗЭ ЦСА-ЦСО-ЦСУ-ЦСЫ-ЦСЭ

КСА-КСО-КСУ-КСЫ-КСЭ ЧСА-ЧСО-ЧСУ-ЧСЫ-ЧСЭ

СЛА-СЛО-СЛУ-СЛЫ-СЛЭ ШСА-ШСО-ШСУ-ШСЫ-ШСЭ

СМА-СМО-СМУ-СМЫ-СМЭ ЩСА-ЩСО-ЩСУ-ЩСЫ-ЩСЭ

СНА-СНО-СНУ-СНЫ-СНЭ

в) Установка: на одном выдохе, чётко, в среднем темпе произнесите серию обратных слогов по 1-2 раза (например: СТА-ТСА). Следите за дыханием!

СТО-ТСО

СТУ-ТСУ

СТЫ-ТСЫ

СТЭ-ТСЭ

СБА-БСА СВА-ВСА СКА-КСА СТА-ТСА

СБО-БСО СВО-ВСО СКО-КСО СТО-ТСО

СБУ-БСУ СВУ-ВСУ СКУ-КСУ СТУ-ТСУ

СБЫ-БСЫ СВЫ-ВСЫ СКЫ-КСЫ СТЫ-ТСЫ

СБЭ-БСЭ СВЭ-ВСЭ СКЭ-КСЭ СТЭ-ТСЭ

СХА-ХСА СЦА-ЦСА СЧА-ЧСА США-ШСА

СХО-ХСО СЦО-ЦСО СЧО-ЧСО СШО-ШСО

СХУ-ХСУ СЦУ-ЦСУ СЧУ-ЧСУ СШУ-ШСУ

СХЫ-ХСЫ СЦЫ-ЦСЫ СЧЫ-ЧСЫ СШЫ-ШСЫ

СХЭ-ХСЭ СЦЭ-ЦСЭ СЧЭ-ЧСЭ СШЭ-ШСЭ

3) Повторение слов, фраз, чистоговорок с отрабатываемым звуком «С».

а) Установка: на одном выдохе, чётко, в среднем темпе произносите 4 раз подряд сочетание слов (например: КАСКАД ИСКР). Следите за дыханием!

СОЛИТС АНСАМБЛЯ ОСТРЫЙ СКАЛЬПЕЛЬ

КАСКАД ИСКР СПЕЛАЯ КАПУСТА

ВЕСНА КРАСНА КРАСНЫЙ ГАЛСТУК

ОСКОЛОК СНАРЯДА ПАРУСНЫЙ СПОРТ

СЫРОЙ ПЕСОК СНОТВОРНОЕ СРЕДСТВО

б) Установка: чётко, в среднем темпе произносите 2-3 раза подряд фразу (например: ПЛАСТМАССОВЫЙ СТОЛ СТОИТ У СТЕНЫ). Следите за интонацией и дыханием!

ПЛАСТМАССОВЫЙ СТОЛ СТОИТ У СТЕНЫ

СТИЛЯГА СОБИРАЕТ ПЕСТРЫЕ ГАЛСТУКИ

СОВА СМОТРЕЛА В СТОРОНУ ВОСХОДА СОЛНЦА

СТРОИТЕЛИ ПОСТАВИЛИ ВЫСОКИЕ СТРОПИЛА

СОСЕДКА САЖАЕТ САЛАТ И СВЕКЛУ В САДУ

САДОВНИК СРЕЗАЛ ОТРОСТОК САЖЕНЦА

КАПУСТЫ В ПУСТЫНЕ РАСТУТ НА ПЕСКЕ

СТАРЫЕ ДЕТСКИЕ САНКИ СТОЯТ В САРАЕ

СУРОВЫЙ ВЕТЕР НОСИТ СУХИЕ ЛИСТЬЯ

в) Установка: чётко, в среднем темпе произносите 3 раз подряд чистоговорку (например: КТО КОГО СМОГ, ТОТ ТОГО С НОГ). Следите за интонацией и дыханием!

СКОРЫЙ ПОСПЕХ – ЛЮДЯМ НА СМЕХ

КТО КОГО СМОГ, ТОТ ТОГО С НОГ

ХЛЕБ НА СТОЛ – И СТОЛ ПРЕСТОЛ, А НЕТ НИ КУСКА И СТОЛ- ДОСКА

КОСИ КОСА ПОКА РОСА, РОСА ДОЛОЙ – И МЫ ДОМОЙ

САНИ-САНИ ЕДУТ САМИ

СВИРИСТЕЛЬ СВИРИСТИТ СВИРЕЛЬЮ

КОНСТАНТИН КОНСТАРОВАЛ И КОНСТАТИРОВАЛ

ШЛА САША ПО ШОССЕ И САСАЛА СУШКУ

4) Расширение лексических возможностей в условиях подбора слов с отрабатываемым звуком «С» (в начале, середине и конце слова).

Установка: подберите по 3 слова, так чтобы первое слово начиналось со звука «С» (пример: САЧОК), во втором слове звук «С» должен быть в середине (пример: КРАСКА) и третье слово должно оканчиваться на звук «С» (пример: ПОЛЮС). Если пациент затрудняется с подбором слов, логопед делает смысловую подсказку.

С_ _ _ С _ _ _ С

САЧОК НАСМЕШКА МЫС

СТВОЛ КРАСКА ПЛЮС

СОБРАНИЕ ПАСТА ТРОС

СОЧИНЕНИЕ ЛАСТЫ КРОСС

СКЛАД МОСТ МУСС

СУНДУК ЗАНАВЕСКА ЛЕС

СТРОЙКА БРОСОК МАРС

СВАДЬБА НОСОК БАРС

СТОРОЖ ОСА КЛАСС

СКУМБРИЯ МАСКА ФЛЮС

СМЫЧОК УСЫ ИКС

СУДНО ГАЛСТУК ЛИС

СКАЗКА ПЛЯСКА ПРЕСС

СОЛОВЕЙ ИСКРА НАВЕС

5) Расширение коммуникативных возможностей в условиях работы с моделируемыми конструкциями, в диалоге, стихотворениях.

а) Наращивание предложений. Установка: каждый добавляет по одному слову, активно используя, отрабатываемый звук «С» (слова можно и нужно добавлять и в начало, и в середину, и в конец предложения). Пациент добавляет слово и сразу произносит получившееся предложение. Когда предложение наращено, каждый пациент произносит предложение полностью по цепочке. Пример: «Сегодня с самого утра светит яркое солнце и соловьи в лесу поют весенние песни». Следите за дыханием!

б) Разыгрывание диалогов. Каждой паре раздаются карточки с сюжетными картинками. Установка: разделитесь на пары и составьте по сюжетной картинке диалог. Приготовившись, каждая пара разыгрывает диалог. Следите за дыханием!

в) Чтение стихотворений. Пациентам раздаются листы со стихотворениями. Установка: чётко, уверенным голосом прочитайте стихотворение по цепочке – сначала каждый по четверостишию, далее – по строчке и затем – по слову. Следите за интонацией и дыханием!

В конце занятия логопед спрашивает, какие чистоговорки были отработаны на занятии. Пациенты вспоминают и произносят их все вместе.

Затем выполняются голосовые упражнение из первой части занятия, направленное на релаксацию пациентов.

Исходное положение – сидя, спина прямая, плечи расправлены, голова опущена вниз, рука на груди (по желанию можно закрыть глаза). Установка: делаем глубокий вдох в диафрагму, на выдохе длительно произносим гласные звуки «И, Э, А, О» низким грудным голосом (голос направляется в пол!) и расслабляемся. Каждый звук произносится по 1-2 раза.

Литература:

1. Алмазова Е.С. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей». Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М: Просвещение, 1973.

2. Гегелия Н.А. «Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопедов». – М.: Владос, 2001. – 239 с.

3. Шаховская С.Н., Парамонава Л.Г., Волосовец Т.В. «Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ринолалия, дизартрия». Методическое наследие: Владос, 2006 г.

Автор:
Шклярик Ольга Владимировна,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дизартрия Метки: ,

Сейчас читают:

Особенности организации коррекционной работы на занятиях по звукопроизношению с детьми, имеющими диагноз «Дизартрия» Особенности организации коррекционной работы на занятиях по звукопроизношению с детьми, имеющими диагноз «Дизартрия»
Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с дизартрией Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с дизартрией
Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов
Тренажер для развития речевого дыхания «Новогодний венок» — мастер класс Тренажер для развития речевого дыхания «Новогодний венок» — мастер класс

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.