Индивидуальный коррекционный логопедический маршрут для учащегося 4 класса с ЗПР

Уважаемые коллеги! В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества школьников с ОВЗ. Для облегчения работы предлагаю воспользоваться составленным мною «индивидуальным коррекционным логопедическим маршрутом».

(P.S: количество часов можно увеличивать — зависит от индивидуальных особенностей ребенка)

Данный коррекционный маршрут составлен для учащегося 4 класса с ЗПР.

Индивидуальный план логопедических занятий на ___-___ учебный год.

ФИО ребенка: __________________, ______г.р. класс «__»

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

1. Фонематическая сторона речи: (по Ткаченко Т.А., Лопатиной Л.В. и др.)

  • Развитие фонематического восприятия;
  • Развитие языкового анализа и синтеза (анализ структуры предложения, слогового, звукобуквенного анализа и синтеза состава слов):
  • Дифференциация звуков по глухости-звонкости;
  • Выделение гласных звуков среди ряда гласных;
  • Выделение согласных звуков среди ряда согласных;
  • Выделение первого ударного гласного в слове;
  • Выделение первого согласного в сильной позиции;
  • Фонематический анализ двусложных и трехсложных конструкций;

2. Грамматический строй речи.

Формирование морфологических и синтаксических обобщений:

  • развитие функции словообразования:
  • развитие умений морфологического анализа слова:
  • закрепление морфологических форм в письменной речи:
  1. Образование глаголов – антонимов.
  2. Образование притяжательных прилагательных.
  3. Работа по пониманию и употреблению простых предлогов.
  4. Работа над согласованием существительных с прилагательными.
  5. Работа над правильным согласованием существительных с местоимениями.
  6. Работа над правильным согласованием существительных с глаголами.
  7. Работа над правильным согласованием существительных с числительными.
  8. Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
  9. Образование относительных прилагательных.
  10. Образование единственного и множественного числа существительных в дательном  и предложном падежах.
  11. Изучение слов-исключений при образовании множественного числа.
  12. Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных.
  13. Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных.
  14. Работа по пониманию и употреблению сложных предлогов.

3. Развитие ВПФ и моторики. (Р.И. Лалаева, А.В. Семенович и. др)

  • развитие произвольного запоминания;
  • увеличение объема слухоречевой памяти;
  • развитие всех видов восприятия;
  • развитие слухового внимания;
  • развитие мелкой и мимической моторики;
  • развитие кинестетическое восприятия;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие воображения;
  • развитие изобразительной и конструктивной деятельности;
  • развитие логического мышления;
  • развитие буквенного гнозиса.

Направление логопедической работы

занятия

Вид занятий

К концу года

1 Фонематическая сторона речи 123 – 12

13

14

15

16

17

18

19

Гласные первого-второго ряда;Понятие «понятие согласные звуки и буквы»Дифференциация звуков по глухости-звонкости (Б-П, Б’-П’; Д-Т, Д-’Т’, К-Г, К’-Г’;С-З, С’-З’, Ш-Ж,С-Ж, Ж-З, Р-Л, Р’-Л’,Ч-Т).

Выделение гласных звуков среди ряда гласных;

Выделение согласных звуков среди ряда согласных;

Выделение первого ударного гласного в слове;

Выделение первого согласного в сильной позиции;

Анализ структуры предложения

Звукобуквенного анализа и синтеза состава слов;

Фонематический анализ двусложных и трехсложных конструкций.

Навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза: Уметь

    • Сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков;
  • Определять первый ударный гласный в слове;
  • Определять первый  гласный в слове;
  • Определять последний гласный в слове;
  • Определять первый и последний гласный звук в слове;
  • Последовательный звукобуквенный анализ звукосочетаний (АУ, ИА, УА, АМ, ИМ, УМ, МИ и.т.д);
  • Определять первый и последний согласный звук в слове;
  • Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова);
  • Последовательный звукобуквенный анализ слов (ОН, НА, НУ, НО, КОТ, ТОК, КОК, КОМ, КИТ и.т.д);
  • Последовательный звукобуквенный анализ одно – двусложных слов различных типов, трехсложных слов: состоящих из одного закрытого слога, состоящих из двух открытых слогов и.т.д).
2 Грамматический строй речи 17-2728-2930-31

32-33

34-36

37-39

40-43

44-59

60-61

62-65

66-73

Понятие «Состав слова»Корень как главная часть слова.Суффикс.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Суффиксы профессий.

Суффиксы прилагательных.

Приставка.

Приставки пространственного значения.

Приставки временного значения.

Многозначные приставки.

Окончание.

Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

Выделение слов с безударным гласным.

Слова – антонимы.

Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений.

Составление предложений из словосочетаний.

Согласование. Согласование слов в числе.

Согласование слов в роде.

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.

Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе.

Прошедшее время глаголов.

Согласование глаголов с именами существительными в роде.

Соотнесение предлогов и глагольных приставок.

Слова – синонимы.

Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками.

Дифференциация предлогов и приставок.

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж).

Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж).

Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж).

Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж).

Родительный или винительный?

Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж).

Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж).

Множественное число имен существительных.

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Винительный падеж.

Творительный падеж.

Предложный падеж.

Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям.

Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.

Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний.

Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения.

Составление предложений по картинкам. Сложные предложения.

Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.

Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.

Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу.

Составление вступления и заключения к рассказу.

Составление рассказа по данному плану.

Закрепить:знание частей речи и их признаки; признаки главных и второстепенных членов предложения; морфологический состав слова.Навыки:

• Активно пользоваться различными способами словообразования;

• Владеть навыками усвоения морфологического состава слова;

• Владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

• Устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;

• Составлять план текста.

3 Развитие ВПФ Развитие пространственных представлений:

  • Телесного пространства (как на собственном теле, так и на изображениях людей);
  • Внешнее пространство;
  • Ориентирование на плоскости;
  • «Квазипространственные»

(логико-грамматические) речевые конструкции.

Развитие зрительной памяти:

  • «найди, что запомнил»;
  • «что спрятано»;
  • «восстанови порядок»;
  • «запомни-нарисуй»;
  • «точное запоминание»;
  • «запомни фигуру»;
  • «чего не стало»;
  • «вспомни пару». и.т.д.

Формирование буквенного гнозиса:

  • Найти букву среди ряда других букв;
  • Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным);
  • Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
  • Обвести контурные изображения букв;
  • Дописать букву;
  • Выделить буквы, наложенные друг на друга и.т.д.
  • Уметь ориентироваться в схеме собственного тела (освоение телесного пространства);
  • Уметь определять положение предметов в ближнем и дальнем пространстве, моделировать пространственное расположение предметов, определять направления движения, ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив;
  • Уметь ориентироваться на листе бумаги;
  • Квазипространственные (логико-грамматические) конструкции;
  • Уметь создавать мысленную картинку, зрительный образ;
  • Верно воспринимать цвет;
  • Точно воспринимать форму, размер и величину;
  • Дифференцировать расположение элементов букв.
4 Развитие мелкой моторики
  • Массаж рук;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Пальчиковые игры;

Использованная литература:

  1. Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи. Логопед №2, 2005.
  2. Коржаева Е.Е. Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР. — Москва, ТЦ «Сфера», 2011. — 64 с.
  3. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования и дошкольников и младших школьников. – М.: Школьная Пресса, 2004.
  4. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
  5. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002. — 232 с.
  6. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Учимся ориентироваться в пространстве. – СПб. : Питер, 2008.
  7. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. – М.: Эксмо, 2009.
  8. Устранение оптической дислексии и дисграфии// Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 1998 г. — с. 153 — 165.

Усова Ольга Никитична,
учитель–логопед СОШ №4,
город Ялуторовск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: 

Сейчас читают:

Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика» Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе детей с ОНР Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе детей с ОНР
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый язычок» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый язычок»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.