Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»

1. Паспорт рабочей программы «Логоритмика»

Год разработки

2023

Автор Автор-составитель – Лысая А.Г. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №135»
Цель Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы посредством сочетания музыки, слова и движения.
Задачи Оздоровительная – укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторики.Образовательная – формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений.

Воспитательная – воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность.

Коррекционная – повышать речевую активность, развивать фонематический слух, слуховое внимание и речевую помять, интонационную память.

Вид Модифицированная, составлена на основе методической литературы по коррекции речи для дошкольников.
Срок реализации 1 год
Возраст 6-7 лет
Количество обучающихся 10 детей в группе
Форма организации Групповая, продолжительность — 20 мин.
Форма организации итоговых мероприятий Открытое занятие для педагогов.
 Методическое обеспечение Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕНТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Возраст детей: старший дошкольный (6-7 лет)

Срок реализации: 1 учебный год

Содержание

1. Титульный лист
2. Паспорт программы
3. Оглавление
Реализации рабочей программы
4. Пояснительная записка
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
5. Цели.
6. Задачи реализации рабочей программы
7. Учебный план
8. Содержание программы
9. Планируемый результат
10. Комплекс организационно-педагогических условий.
10.1 Календарно-учебный график
10.2 Условия реализации Материально-техническое обеспечение, инновационное обеспечение)
10.3 Оценочные материалы.
10.4 Формы аттестации (тестирование, концерт, спектакль и т.д.)
10.5 Методические материалы. (Методы обучения, формы организации образовательного процесса, форма организации занятия, педагогические технологии, алгоритм учебного занятия, дидактические материалы)
11. Список литературы

1. Пояснительная записка

ПланированиеВ последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя оказывать помощь, исправлять дефекты звукопроизношения. Это в свою очередь влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они могут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.

Логоритмическое занятие является сочетанием пения, движения и речи. Следовательно, такое занятие позволяет закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие, необходимые для успешного обучения в школе.

Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 20 мин. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции.

Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

Новизна программы логоритмики состоит в том, что в данном дошкольном образовательном учреждении такие занятия еще не проводились.

Логоритмические занятия помогут коррекционному процессу пройти более успешно, в том случае, если эти занятия посещают дети логопедических групп детского сада.

Подготовительная часть длится 3-4 минуты. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 12-14 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-3 минуты. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»;

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации.

2. Цели рабочей программы

Цель — коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания музыки и движений.

3. Задачи реализации рабочей программы

Задачи:

- оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей логопедической группы;

- внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы;

- разработать перспективный план проведения занятий по логоритмике, дидактические пособия;

4. Учебный план

Название программы

Возраст обучающихся

Количество обучающихся

Количество

часов в неделю

Количество

часов за год

Логоритмика 6 — 7

10

1

31

5. Содержание программы

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Упражнения – чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

  • Принципы построения программы:
  • Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями.
  • Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. НОД по логоритмике планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход НОД здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.
  • Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
  • Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда — соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
  • Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука «с» полностью подготавливает артикуляционный уклад звука «з» и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
  • Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
  • Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  • Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
  • Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

В основу программы положены ведущие подходы:

Системный подход. Сущность которого, заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы со старшими дошкольниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

Личностный подход. Утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность-основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полусубъектный подход. Сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.

Культурологический подход. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации рабочей программы

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.

Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.

Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между, используются слова в середине).

Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных, изменение по падежам несклоняемых существительных. В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.

На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р.

В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости многие способны говорить громче и тише. В повседневном общении дети стараются пользоваться умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.

Ориентируясь на образец, дети не всегда способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности. Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их формирование: р — горловое, одноударное, звуки ш, ж — боковые, с, з — межзубные и т.д. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки лир. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко. Не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, они недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, например, при выделении слога или слова со звуком с из группы слогов или слов дети называют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш). Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и ц, щ и ч, ц и ч.

Произношение шестилетних детей отличается от речи взрослых из-за нарушения фонетической и грамматической стороны речи, но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне справляются с этими трудностями.

В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.

Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.

Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка этого возраста позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций.

Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения музыкой. Слушание музыки остается по-прежнему весьма привлекательным для ребенка. Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в эмоциональнообразное содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки. Интенсивно продолжают развиваться музыкально-сенсорные способности. Дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладовый слух. Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально-слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикция у большинства детей правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.

Комплексно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год

Месяц

Неделя

Тема

Октябрь 1 неделя Фрукты. Труд взрослых в садах
Октябрь 2 неделя Насекомые и пауки. Подготовка их к зиме.
Октябрь 3 неделя Перелетные птицы. Водоплавающие птицы
Октябрь 4 неделя Поздняя осень. Грибы. Ягоды.
Ноябрь 1 неделя Осенняя одежда, обувь, головные уборы
Ноябрь 2 неделя Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных.
Ноябрь 3 неделя Дикие животные наших лесов и их детеныши. Подготовка их к зиме.
Ноябрь 4 неделя Продукты питания.
Ноябрь 5 неделя Мебель
Декабрь 1 неделя Зима. Зимние месяцы
Декабрь 2 неделя Зимующие птицы. Дикие животные зимой.
Декабрь 3 неделя Посуда
Декабрь 4 неделя Новогодний праздник
Январь 2 неделя Транспорт
Январь 3 неделя Профессии. Трудовые действия.
Январь 4 неделя Электроприборы.
Февраль 1 неделя Профессии. Труд на селе зимой.
Февраль 2 неделя Комнатные растения, размножение, уход.
Февраль 3 неделя Наша армия.
Февраль 4 неделя Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов.
Март 1 неделя Ранняя весна. Весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник.
Март 2 неделя Животные жарких стран их детеныши.
Март 3 неделя Наша Родина – Россия. Москва-столица России.
Март 4 неделя Человек. Части тела. Гигиена.
Апрель 1 неделя Моя семья. Человек в обществе. Нравственность.
Апрель 2 неделя Космос.
Апрель 3 неделя Весна. Сезонные изменения. Труд людей весной.
Апрель 4 неделя Птицы и животные весной.
Май 2 неделя Насекомые весной.
Май 3 неделя Скоро в школу. Школьные принадлежности.
Май 4 неделя Ленто. Сезонные изменения.

Формы работы с родителями:

Посещение родителями открытых занятий – в начале, в середине и в конце года.

Оформление информационных стендов для родителей, подготовка материалов для заучивания текстов дома.

Взаимодействие с семьями воспитанников способствует повышению эффективности коррекционной работы. Из «зрителей» и «наблюдателей» они становятся активными участниками музыкально-педагогического процесса, становятся более компетентными в вопросах развития детей дошкольного возраста.

9. Планируемые результаты освоения рабочей программы.

О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:

- сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;

- сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

- сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения;

- сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата;

- способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;

- способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;

- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;

- способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

- положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения);

- улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической;

- воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей;

- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

10. Комплекс организационно-педагогических условий.

10.1 Календарный учебный график:

Занятия проводятся с 01 октября по 31 мая.

Возраст детей: 6 -7 лет.

Длительность занятия – 20 минут

Количество занятий в неделю – 1.

Количество занятий в год – 31

Программа рассчитана на детей старшей и подготовительных групп детского сада (6-7 лет), посещающих логопедические группы, а также группы общей направленности.

Срок реализации программы: 1 год

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей:

• пение;
• ритмические движения
• развитие речи
• двигательные упражнения

10.2 Условия реализации. Материально-техническое обеспечение, инновационное обеспечение)

Развивающая предметно-пространственная среда групп ДОУ организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, т. к. среда должна быть:

- содержательно-насыщенной,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- вариативной,
- доступной,
- безопасной.

В качестве помещения для занятий по логопедической ритмике используется физкультурный зал дошкольного учреждения.

Технические средства для подготовки и проведения занятий.

- телевизор, мультимедиа, экран, колонка
- детские музыкальные инструменты
- шумовые игрушки
- массажные и резиновые разноцветные мячик
- природный — игровой материал (морские камушки, ракушки, палочки различной фактуры, орешки, каштаны, желуди, сушеные листья, шишки)
- мягкие, резиновые игрушки
- картинный материал по лексической теме
- мячи
- обручи
- стулья

10.3 Оценочный материал

Реализация данной программы предполагает диагностику индивидуального развития ребенка учителем-логопедом в тесном взаимодействии с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и педагогами групп. Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.

Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий.

Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей.

Диагностика неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Критерии:

Слуховое внимание

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2.Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное
направление.

Восприятие и воспроизведение ритма

1-й элемент: — - .. -
2-й элемент: — .. — -
3-й элемент: — - …
4-й элемент: … — -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве

1) Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2) Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики

Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям.

Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

- силу движений,

- точность движений,

Состояние мелкой моторики

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную

фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х баллов.

3.Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение с одного движения на другое.

- «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

- Реципрокная проба «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

- Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

Результаты заносятся в сводную таблицу «Результаты диагностики неречевых психических функций» (Приложение № 1).

Результаты диагностики могут быть направлены для решения следующих образовательных задач:

1. С целью построения индивидуальной образовательной траектории каждого ребёнка;

2. Построения системы работы в соответствии с актуальной ситуацией развития группы;

3. Для отбора методов, приёмов и технологий.

Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:

Бланки с заданиями по темам;

Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных;

Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям;

Картотеки артикуляционных, дыхательных, пальчиковых упражнений.

Игровой и спортивный инвентарь:

10.4 Форма аттестации

Открытое занятие для педагогов ДОУ

10.5 Методические материалы. (Методы обучения, формы организации образовательного процесса, форма организации занятия, педагогические технологии, алгоритм учебного занятия, дидактические материалы)

Основная форма реализации программы — занятие, которое в свою очередь, полностью строится на игровых приёмах и методах, опираясь на здоровьесберегающие технологии. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме, в рамках изучения которой расширяется и активизируется словарный запас, отрабатываются грамматические темы, ведется работа над артикуляционной, мелкой и общей моторикой. Специально для программы разработаны конспекты занятий, подобрана диагностика, музыкальный репертуар, составлены картотеки. Каждое занятие имеет свою четкую структуру.

Методы

- Наглядные: наблюдения, демонстрация наглядных пособий (предметов, картинок, репродукций, слайдов, видеозаписей).

- Словесные: рассказ; беседа.

- Игровые: дидактическая игра; воображаемая ситуация (с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием)

- Практические: упражнение (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие), моделирование (предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели).

Форма организации занятия — групповая

Дидактические материалы

- Упражнения и игры, воспитывающие чувство ритма

- Игры и упражнения, активизирующие внимание

- Игры и упражнения без музыкального сопровождения

- Упражнения на мелкую и общую моторику рук

- Игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус

- Ритмические танцы, хороводы

- Голосовые упражнения с использованием музыкальных инструментов

СТРУКТУРА ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы Содержание Время
Вводный Разминка-маршИгры на развитие мелкой моторики до 2 минутдо 5 минут
Основной Упражнения на артикуляцию, постановку дыханияЗадания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пения, задания на отработку темпа речи и др. до 5 минут5-15 минут
Заключительный Расслабляющие или общеукрепляющие упражнения 1минута

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МОТОРНОГО И РЕЧЕВОГО РИТМОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В основе теоретических представлений разработки новой технологии развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи лежат следующие базовые положения:

- моторная природа неречевых и речевых ритмических процессов;
- рассмотрение общей и речевой моторики в рамках физиологии формирования произвольных движений;
- двигательные компоненты речевого навыка (речевое дыхание, голос, артикуляция) и их координация;
- возрастная последовательность развития моторного ритма от временных характеристик движений к пространственным;
- музыкальный ритм как инструмент формирования ритмических процессов в моторике и речи;
- возрастная последовательность развития речевого ритма: слоговой ритм – словесный ритм – синтагменный ритм;
- возрастная последовательность развития синтагменных ритмов: хорей – ямб – дактиль;
- общие характеристики нарушения моторного и речевого ритмов при разных видах речевой патологии у детей;
- специфические признаки расстройств моторного и речевого нарушения.

Список литературы

Данная программа создана на основе программы Н.В. Нищевой «Логопедическая ритмика». В разработанной программе также использованы упражнения из следующих источников:

- Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика»
- Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»
- Касицина М.А. «Коррекционная ритмика»
- Е. Железнова «Веселая логоритмика»

Автор-составитель
Лысая Алена Григорьевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.