Аннотация: Развитие речи происходит в любой деятельности, в том числе и трудовой. А для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, трудовая деятельность имеет первостепенное значение в их успешной социальной адаптации. В статье даны рекомендации, как можно в повседневную деятельность воспитателей включить игры и упражнения по развитию речи, не прибегая к специальным занятиям.
Речь сопровождает любую деятельность человека. В любой деятельности, в т.ч. и трудовой можно проработать словарь, значение слова, согласование слов: в процессе хозяйственно-бытового труда, выполнении поручений, в беседе.
Каким образом можно поработать над речью воспитателю?
1. Проговаривание последовательности выполнения трудовых операций – это по сути план для связного рассказа. Хочется, чтобы воспитатели немного больше заостряли внимание на проговаривании действий детьми.
2. Трудовые поручения. Когда даём ребёнку поручение- просим повторить что надо сделать с целью узнать понял ли он что будет делать и с обучающей целью – чтобы он осознанно проговорил свои действия. Спрашивать о выполненном поручении: «Расскажи что ты конкретно сделал, что сначала что потом, что тебе было трудным?». Ребенок рассказывает о совершённых действиях. Происходит оречевление своих действий.
3. Упражнения и игры, которые можно включать в проведение мероприятий. Ознакомление с трудом взрослых.
Игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий, расширение словаря глаголов.
Ход игры: Педагог называет профессию, бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
Игра «Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Ход игры: Повар лечит, а врач готовит. Дворник продает, а продавец подметает. Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради. Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.
Игра «Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Ход игры: Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…), Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…). Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…) Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
Игра «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Ход игры: Если бы не было учителей, то … Если бы не было врачей, то … Если бы не было дворников, то… и т.д.
Игра на ознакомление с ХБ трудом. Игра «Угадайте, что я делаю?»
Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях.
Ход игры: Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят слова:
Мы с тобой трудиться будем,
Поручение не забудем.
Не зевай, выполняй.
И за мною повторяй!
Воспитатель имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке. Дети повторяют движение и угадывают его.
Игра «Небылицы»
Воспитатель произносит предложение, дети говорят,верно оно или нет. Если верно, дают правильный вариант.
Воспитатель: Садовник — это тот, кто работает в детском саду.
Дети. Неверно. Садовник — это тот, кто ухаживает за деревьями и кустарниками в саду.
Воспитатель: Уборщица — это та, кто делает головные уборы.
Дети. Неверно. Уборщица — это та, кто убирает мусор, подметает и моет полы.
Воспитатель: Водитель — это тот, кто водит на экскурсии.
Дети. Неверно. Водитель — это тот, кто водит машину.
4. Выполнение конкретных заданий во время подготовки и в свободное время детей. Задания, которые предполагают отбор слов для отработки осознанного чтения. На листочках написаны разные слова, нужно подчеркнуть только те слова, которые относятся к заданной категории.
5. Тетрадь взаимосвязи с воспитателями.
Светлана Кузнецова,
учитель-логопед