Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы

буквы, грамматика, путешествие, грамотаСовременный мир с каждым днем меняется. Педагогам и родителям становится сложнее перестроиться в новом информационном пространстве, хотя информационные технологии плотно вошли в нашу жизнь вместе с гаджетами и захватывают внимание детей все больше.

В настоящее время практически каждый ребенок, начиная со старшего дошкольного возраста, не представляет себя без смартфона, возможности поиграть на нем в игры, посмотреть видео или просто пообщаться с друзьями в популярных социальных сетях и мессенджерах.

Сейчас, чтобы удержать внимание детей, мотивировать их к занятиям и заинтересовать учебной деятельностью – необходимо внедрять информационные технологии в обучающий и коррекционный процесс.

Именно поэтому использование мультимедийных технологий в работе учителя-логопеда, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях является актуальным методом усвоения материала.

Проблема кинообразования и киновоспитания детей дошкольного возраста и детей начальной школы изучалась в исследованиях М.Л. Варшавской [1], Е.К. Глушковой [2], А.А. Гуськовой [3], А.Ф. Лалетиной [5], В.Н. Турицына [6] и др. В исследованиях указанных авторов анализируется влияние телевидения, мультипликации на общее психическое развитие детей, на их эмоциональное состояние. Согласно рекомендациям А.А. Гуськовой, мультфильмы целесообразно широко использовать при проведении логопедических занятий по развитию лексико-грамматических средств языка и связного высказывания [4].

Отметим, что до сих пор не было исследований в контексте внедрения процесса мультипликации в занятие, где итогом занятия становится совместный продукт педагога и ребенка – мультфильм.

Съемка мультфильма проводится малыми группами, или же на индивидуальных занятиях, в процессе используется простая техника анимации. Мультфильм снимается на смартфон с помощью специального мобильного приложения. Дети передвигают персонажей буквально на миллиметры, что развивает их моторику. Также совместно с педагогом они создают фоны, декорации, если нужно — вырезают движущиеся фигуры. И конечно, дети сами озвучивают отснятый материал, тренируясь в произношении и интонации.

Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что мультипликационная технология способствует развитию речевых компетенций у детей, формирует навык внимательного слушания и восприятия собственной речи, расширяет и обобщает представления об окружающем мире. Кроме того, она способствует развитию мелкой моторики, артикуляционных и коммуникативных навыков у ребенка, а также вызывает чувство гордости за результат своего труда.

Создание мультфильма становится стимулом для преодоления речевых проблем и развития эстетического восприятия. Зрительная сторона мультфильмов помогает корректировать звукопроизношение и развивать речь. Коррекционные задачи и выбор сюжетов мультфильмов могут быть адаптированы в соответствии с потребностями детей и с коррекционной направленностью занятия.

Мультипликация на логопедических занятиях способствует развитию речи, моторики и творческих способностей детей. Она также стимулирует интерес детей к речевой деятельности, что помогает проводить коррекционную работу более эффективно.

Финальный просмотр мультфильма позволяет детям гордиться своим трудом и развивает их социальные навыки.

Создание мультфильма – это целый педагогический процесс, обогащающий и развивающий детей разносторонне.

На разных этапах создания мультфильма развиваются такие компоненты речевой деятельности как смысловая и грамматическая сторона речи, а в целом – их коммуникативные способности.

В финале педагог монтирует все части мультфильма, соединяет их в один сюжет. Важно организовать просмотр фильма сразу же после его создания. Технологическая цепочка его создания становится детям более понятной и осознанной.

Создание мультфильма является огромным стимулом для детей в преодолении неправильного звукопроизношения, развития просодической стороны речи, что является неоценимой помощью в коррекционной работе учителя-логопеда. И, конечно, развивающие возможности логопедической мультипликации охватывают не только образовательные области речевого направления. Детская мультипликация раскрывает творческий потенциал воспитанников. Активизирует мыслительные процессы и познавательный интерес, а также эстетическое восприятие.

Выбор сюжета для мультипликационных фильмов играет важную роль. Он должен соответствовать коррекционным или педагогическимзадачам, которые необходимо решить на конкретном этапе работы с детьми, а также учитывать лексическую тему. В качестве сюжетов можно использовать стихи для автоматизации и дифференциации звуков, сказки, логосказки, реальные или фантастические истории, придуманные самими детьми и т.д.

Мультипликация — это полноценный педагогический процесс, соответствующий деятельностному подходу, согласно ФГОС. За время создания фильма ребёнок может побывать в роли сочинителя, сценариста, актера, художника, аниматора, то есть, знакомится с разными видами творческой деятельности, получает много новой информации.

Таким образом, мультипликация представляет собой важное новшество в работе педагога, создавая универсальное образовательное пространство, где специальная система взаимодействия между взрослыми и детьми способствует всестороннему развитию ребенка и раскрытию его внутреннего мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Варшавская, М.Л. Диапозитивные фильмы и их применение в работе по родному языку с детьми дошкольного возраста. – М., 1983. – 192 с.
2. Глушкова, Е.К. О просмотре телевизионных передач детьми. // Дошкольное воспитание. – 1990. – №10. – С. 88-91.
3. Гуськова, А.А. Использование средств мультипликации в преодолении ОНР. // Логопед. – 2009. – №7. – С. 27-34.
4. Гуськова, А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 с.
5. Лалетина, А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов. // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – №8. – С. 20-25.
6. Турицын, В.Н. Художественно-выразительные средства современного кино. – М., 1991. – 46 с.

1) Захарова Екатерина Владимировна,
руководитель ООО «Креативный кластер Инфобуква»,
Челябинская область, г. Челябинск
2) Щеглакова Любовь Ефимовна,
учитель-логопед «МОУ СОШ 4»,
г. Копейск, руководитель городского методического объединения
учителей-логопедов школ Копейского городского округа,
Челябинская область

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.