Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В статье показана роль метода речевого портретирования в формировании просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

РечьРечевой портрет является основной характеристикой языковой личности, представляющей собой совокупность коммуникативных особенностей, определяющих ее уникальность и узнаваемость.

Закрыв глаза, мы легко можем идентифицировать говорящего по голосу, если мы ранее с ним общались, а, проанализировав речь незнакомого нам человека, сделать некоторые предположения, касающиеся основных черт его характера.

Речевое портретирование представляет собой сложный лингвистический процесс, в ходе которого слова соединяются в сложные синтаксические конструкции, приобретающие свойства когезии и когерентности.

Работа над созданием речевого портрета требует адекватной интерпретации семантических аудиальных потоков, знаний просодических компонентов речи, навыков владения приемами интонационной выразительности и темпо-ритмической стороной речи.

Подавляющее большинство детей с тяжелым нарушением речи имеют неврологическое заключение – дизартрия, при которой наблюдаются не только нарушения звукопроизношения, недостаточная сформированность фонематических процессов, но и недоразвитие просодических компонентов речи. Метод речевого портретирования предоставляет широкие возможности для формирования и развития перечисленных компонентов языковой системы, повышая мотивацию детей, формируя положительный отклик в процессе речевой деятельности при обсуждении интересных персонажей из любимых мультфильмов.

На логопедических занятиях воспитанники старшей и подготовительной групп создают речевые портреты главных героев произведения Г. Остера «38 попугаев». Дети анализируют речь различных по темпераменту обитателей африканских джунглей — слона, удава, попугая, обезьяны. Описывая особенности их речи, включающие темп, тон, громкость, выразительность, лексический запас, воспитанники осваивают навыки правильного речевого дыхания, изучают темпо-ритмическую сторону речи и интонационную выразительность синтактических единиц.

В процессе занятий поэтапно решаются следующие задачи:

Коррекционно – образовательные:

- знакомство с методом составления речевого портрета;

- приобретение навыков дифференциации типов интонации в предложениях, темпов речи и голосовых модуляций;

Коррекционно- развивающие:

- развитие речевого дыхания;

- развитие речевой выразительности речи;

- развитие слухового восприятия различных интонационных конструкций;

- автоматизация произносительных навыков в темпо-ритмической и интонационной области;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;

- формировать дискурсивную компетенцию;

Реализация данного проекта демонстрирует положительную динамику процесса формирования просодических компонентов речи у детей с ТНР, повышает интерес к логопедическим занятиям и снижает уровень психоэмоционального напряжения.

Бурыкина Татьяна Владимировна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.