В статье показана роль метода речевого портретирования в формировании просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Речевой портрет является основной характеристикой языковой личности, представляющей собой совокупность коммуникативных особенностей, определяющих ее уникальность и узнаваемость.
Закрыв глаза, мы легко можем идентифицировать говорящего по голосу, если мы ранее с ним общались, а, проанализировав речь незнакомого нам человека, сделать некоторые предположения, касающиеся основных черт его характера.
Речевое портретирование представляет собой сложный лингвистический процесс, в ходе которого слова соединяются в сложные синтаксические конструкции, приобретающие свойства когезии и когерентности.
Работа над созданием речевого портрета требует адекватной интерпретации семантических аудиальных потоков, знаний просодических компонентов речи, навыков владения приемами интонационной выразительности и темпо-ритмической стороной речи.
Подавляющее большинство детей с тяжелым нарушением речи имеют неврологическое заключение – дизартрия, при которой наблюдаются не только нарушения звукопроизношения, недостаточная сформированность фонематических процессов, но и недоразвитие просодических компонентов речи. Метод речевого портретирования предоставляет широкие возможности для формирования и развития перечисленных компонентов языковой системы, повышая мотивацию детей, формируя положительный отклик в процессе речевой деятельности при обсуждении интересных персонажей из любимых мультфильмов.
На логопедических занятиях воспитанники старшей и подготовительной групп создают речевые портреты главных героев произведения Г. Остера «38 попугаев». Дети анализируют речь различных по темпераменту обитателей африканских джунглей — слона, удава, попугая, обезьяны. Описывая особенности их речи, включающие темп, тон, громкость, выразительность, лексический запас, воспитанники осваивают навыки правильного речевого дыхания, изучают темпо-ритмическую сторону речи и интонационную выразительность синтактических единиц.
В процессе занятий поэтапно решаются следующие задачи:
Коррекционно – образовательные:
- знакомство с методом составления речевого портрета;
- приобретение навыков дифференциации типов интонации в предложениях, темпов речи и голосовых модуляций;
Коррекционно- развивающие:
- развитие речевого дыхания;
- развитие речевой выразительности речи;
- развитие слухового восприятия различных интонационных конструкций;
- автоматизация произносительных навыков в темпо-ритмической и интонационной области;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;
- формировать дискурсивную компетенцию;
Реализация данного проекта демонстрирует положительную динамику процесса формирования просодических компонентов речи у детей с ТНР, повышает интерес к логопедическим занятиям и снижает уровень психоэмоционального напряжения.
Бурыкина Татьяна Владимировна,
учитель-логопед