Из-за чего может появиться дисграфия?

Причины дисграфииИз-за чего может появиться дисграфия — материал информационного стенда для родителей. В настоящее время в начальной школе большое количество детей с нарушением письма. Это, естественно, беспокоит родителей будущих первоклассников. В статье рассказывается о причинах  появления дисграфии.

Нарушения письма (дисграфия) у младших школьников с нормальным интеллектом могут появиться по следующим причинам:

1. Если у ребенка недостаточно сформирована произвольность устной речи.

  1. К 7 годам (началу школьного обучения) Ваш ребенок еще путает звуки и переставляет слоги в «трудных» словах («пуСыШтый» вместо «пушистый»),
  2. Не может связно рассказать о каком-либо событии своей жизни (например, посещении зоопарка),
  3. Плохо запоминает стихи.

Такое состояние устной речи, скорей всего, говорит о ее недостаточной произвольности (осмысленности).

Достаточная, для успешного овладения грамотой, произвольность речи позволяет ребенку легко выполнить следующие примерные задания:

  • Назови по порядку все звуки в слове «ЛИСА» (ль, и, с, а). Сколько всего звуков в этом слове?
  • Сам вспомни слово, в котором 4 звука.
  • Назови по порядку все слова в предложении «Лиса бежит за зайцем». Сколько всего слов?
  • Сам придумай предложение, в котором 4 слова.

2.  Если имеет место раннее обучение чтению.

Лучше не спешить с обучением дошкольников чтению,так как морфологические, грамматические и лексические обобщения (то, что в дальнейшем обеспечивает грамотное письмо) формируются только с опорой на слух.

Раннее обучение чтению тормозит формирование этих обобщений, так как подключается зрительный анализатор и «мешает» слуховому.

3.​ Если имеет место неправильное обучение чтению и письму.

Школьная методика обучения грамоте предполагает, что ребенок уже владеет такими понятиями, как «звук», «буква», «слово», «предложение», умеет их различать, может подобрать слово с заданным звуком, придумать предложение с заданным словом, то есть обладает определенной базой навыков и умений.

Задача педагогов дошкольного образовательного учреждения — эту базу создать.

Таким образом, школьная и дошкольная методики различны. Каждая из них опирается на возрастные особенности детей.

Иными словами: дети разные и учить их надо по-разному.

Огромное число детей с нарушением письма (более 10 человек в классе, против 0-1-2 ранее) появилось в наших школах именно после организации школьных подготовительных курсов. Я это точно знаю, как логопед с более чем 30-летним стажем работы, в том числе и на школьном логопедическом пункте.

Лучше, если Ваш ребенок готовится к школе с педагогом, владеющим дошкольной методикой.

4.​ Если ребенок пошел в школу раньше, чем в 7 лет.

Школьная методика обучения грамоте рассчитана на детей, у которых осмысленность (произвольность) психических процессов уже сформировалась. В норме это происходит к семи годам.

Кстати, дизорфография (ошибки на правила) тоже бывает вызвана несоответствием возраста ребенка классу, в котором он учится, так как правило дается тогда, когда способность в языке уже созрела.

5.​ Если используются неподходящие методики обучения чтению.

Дисграфию могут спровоцировать методики обучения чтению, не опирающиеся на аналитико-синтетический метод, принятый в нашей школе. Это «Кубики Зайцева», обучение чтению «целым» словом и т.п.

Научить читать можно, а с письмом будут трудности.

Помните: сначала — письмо, потом — чтение!

6.​ Раннее обучение иностранным языкам.

Дисграфию может спровоцировать раннее,  до того, как сформировался родной язык, обучение иностранному.

Свой язык «встает» между 6 и 8 годами, поэтому обучение иностранному языку обычно начинается со второго класса.

Помните: дисграфию можно и нужно предотвратить, а уже появившуюся исправить сложно, иногда невозможно!

Соболева Наталья Владимировна
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБДОУ №73 Кировского района
г.Санкт-Петербург

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Советы родителям: «Дыши правильно» Советы родителям: «Дыши правильно»
Почему ребенок не говорит? Почему ребенок не говорит?
Рекомендации для родителей по автоматизации звуков дома Рекомендации для родителей по автоматизации звуков дома

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.