Из-за чего может появиться дисграфия — материал информационного стенда для родителей. В настоящее время в начальной школе большое количество детей с нарушением письма. Это, естественно, беспокоит родителей будущих первоклассников. В статье рассказывается о причинах появления дисграфии.
Нарушения письма (дисграфия) у младших школьников с нормальным интеллектом могут появиться по следующим причинам:
1. Если у ребенка недостаточно сформирована произвольность устной речи.
- К 7 годам (началу школьного обучения) Ваш ребенок еще путает звуки и переставляет слоги в «трудных» словах («пуСыШтый» вместо «пушистый»),
- Не может связно рассказать о каком-либо событии своей жизни (например, посещении зоопарка),
- Плохо запоминает стихи.
Такое состояние устной речи, скорей всего, говорит о ее недостаточной произвольности (осмысленности).
Достаточная, для успешного овладения грамотой, произвольность речи позволяет ребенку легко выполнить следующие примерные задания:
- Назови по порядку все звуки в слове «ЛИСА» (ль, и, с, а). Сколько всего звуков в этом слове?
- Сам вспомни слово, в котором 4 звука.
- Назови по порядку все слова в предложении «Лиса бежит за зайцем». Сколько всего слов?
- Сам придумай предложение, в котором 4 слова.
2. Если имеет место раннее обучение чтению.
Лучше не спешить с обучением дошкольников чтению,так как морфологические, грамматические и лексические обобщения (то, что в дальнейшем обеспечивает грамотное письмо) формируются только с опорой на слух.
Раннее обучение чтению тормозит формирование этих обобщений, так как подключается зрительный анализатор и «мешает» слуховому.
3. Если имеет место неправильное обучение чтению и письму.
Школьная методика обучения грамоте предполагает, что ребенок уже владеет такими понятиями, как «звук», «буква», «слово», «предложение», умеет их различать, может подобрать слово с заданным звуком, придумать предложение с заданным словом, то есть обладает определенной базой навыков и умений.
Задача педагогов дошкольного образовательного учреждения — эту базу создать.
Таким образом, школьная и дошкольная методики различны. Каждая из них опирается на возрастные особенности детей.
Иными словами: дети разные и учить их надо по-разному.
Огромное число детей с нарушением письма (более 10 человек в классе, против 0-1-2 ранее) появилось в наших школах именно после организации школьных подготовительных курсов. Я это точно знаю, как логопед с более чем 30-летним стажем работы, в том числе и на школьном логопедическом пункте.
Лучше, если Ваш ребенок готовится к школе с педагогом, владеющим дошкольной методикой.
4. Если ребенок пошел в школу раньше, чем в 7 лет.
Школьная методика обучения грамоте рассчитана на детей, у которых осмысленность (произвольность) психических процессов уже сформировалась. В норме это происходит к семи годам.
Кстати, дизорфография (ошибки на правила) тоже бывает вызвана несоответствием возраста ребенка классу, в котором он учится, так как правило дается тогда, когда способность в языке уже созрела.
5. Если используются неподходящие методики обучения чтению.
Дисграфию могут спровоцировать методики обучения чтению, не опирающиеся на аналитико-синтетический метод, принятый в нашей школе. Это «Кубики Зайцева», обучение чтению «целым» словом и т.п.
Научить читать можно, а с письмом будут трудности.
Помните: сначала — письмо, потом — чтение!
6. Раннее обучение иностранным языкам.
Дисграфию может спровоцировать раннее, до того, как сформировался родной язык, обучение иностранному.
Свой язык «встает» между 6 и 8 годами, поэтому обучение иностранному языку обычно начинается со второго класса.
Помните: дисграфию можно и нужно предотвратить, а уже появившуюся исправить сложно, иногда невозможно!
Соболева Наталья Владимировна
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБДОУ №73 Кировского района
г.Санкт-Петербург