Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»

логопедУ детей дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста используются дидактические игры. Для усвоения грамматических форм можно рекомендовать родителям использовать специальные упражнения и дидактические игры дома.

Цель: познакомить родителей с игровыми упражнениями и дидактическими играми. Дать практические рекомендации по развитию и коррекции лексико-грамматического строя речи.

«Один – много»

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: стол – столы, шкаф – шкафы, зонт – зонты, собака – собаки, гриб – грибы и т.д.

Можно подбирать слова по лексическим темам, например:

Лексическая тема «Мебель»: стол – столы, стул – стулья, комод – комоды, парта – парты, кровать – кровати, диван – диваны и т.д.

Лексическая тема «Игрушки»: кукла – куклы, машинка – машинки, кубик – кубики, пирамидка – пирамидки, мишка – мишки и т.д.

Лексическая тема «Овощи»: огурец – огурцы, помидор – помидоры, морковка – морковки, баклажан – баклажаны, кабачок – кабачки и т.д.

Лексическая тема «Фрукты»: яблоко – яблоки, груша – груши, апельсин – апельсины, банан – бананы, лимон – лимоны и т.д.

Лексическая тема «Домашние животные»: собака – собаки, кошка – кошки, корова – коровы, бык – быки, коза – козы, козёл – козлы, баран – бараны, овца – овцы, лошадь – лошади, конь – кони и т.д.

Лексическая тема «Детёныши домашних животных»: котенок – котята, щенок – щенята, телёнок – телята, козлёнок – козлята, ягнёнок – ягнята, жеребёнок – жеребята и т.д.

Лексическая тема «Дикие животные»: заяц – зайцы, зайчиха – зайчихи, волк – волки, волчица – волчицы, лис – лисы, лисица – лисицы, медведь – медведи, медведица – медведицы, ёж – ежи, ежиха – ежихи, лось – лоси, лосиха – лосихи и т.д.

Лексическая тема «Детёныши диких животных»: зайчонок – зайчата, волчонок – волчата, лисёнок – лисята, медвежонок – медвежата, ежонок – ежата, лосёнок – лосята и т.д.

Лексическая тема «Одежда»: футболка – футболки, носок – носки, платье – платья, юбка – юбки, блузка – блузки, рубашка – рубашки, кофта – кофты, куртка – куртки, шуба – шубы, плащ – плащи и т.д.

Лексическая тема «Обувь»: сапог – сапоги, туфля – туфли, валенок – валенки, чешка – чешки, ботинок – ботинки, кроссовка – кроссовки, пинетка – пинетки, калоша – калоши, сандалия – сандалии и т.д.

Лексическая тема «Головные уборы»: шапка – шапки, кепка – кепки, платок – платки, тюбетейка – тюбетейки, пилотка – пилотки, бескозырка – бескозырки, каска – каски, шлем – шлемы, панама – панамы, ушанка – ушанки, шляпа – шляпы, фуражка – фуражки и т.д.

Лексическая тема «Посуда»: тарелка – тарелки, чашка – чашки, блюдце – блюдца, ложка – ложки, вилка – вилки, нож – ножи, кружка – кружки, кастрюля – кастрюли, половник – половники, сковородка – сковородки, чайник – чайники, миска – миски и т.д.

Лексическая тема «Транспорт»: машина – машины, грузовик – грузовики, автобус – автобусы, трамвай – трамваи, поезд – поезда, электричка – электрички, самолёт – самолёты, корабль – корабли, мотоцикл – мотоциклы и т.д.

Лексическая тема «Птицы»: птица – птицы, дятел – дятлы, ласточка – ласточки, соловей – соловьи, скворец – скворцы, ворона – вороны, сорока – сороки, воробей – воробьи, голубь – голуби, снегирь – снегири, сова – совы, филин – филины и т.д.

Лексическая тема «Профессии»: воспитатель – воспитатели, строитель – строители, врач – врачи, учитель – учителя, логопед – логопеды, пожарный – пожарные, фотограф – фотографы, парикмахер – парикмахеры, повар – повара, летчик – летчики, писатель – писатели, водитель – водители, крановщик – крановщики, экскаваторщик – экскаваторщики и т.д.

«Назови ласково»

Взрослый показывает ребенку картинку с изображением большого предмета, например, мяч и спрашивает, что это. Затем объясняет: «Этот мяч, он большой. А как ты назовешь ласково маленький?» Демонстрирует картинку маленького мячика. Аналогично рассматриваются другие предметы. Например: кукла – куколка, машина – машинка, собака – собачка, кошка – кошечка и т.д. Отрабатывать слова можно на материале лексических тем, например:

Лексическая тема «Мебель»: стол – столик, стул – стульчик, комод – комодик, кровать – кроватка, диван – диванчик и т.д.

Лексическая тема «Игрушки»: кукла – куколка, машина – машинка, куб – кубик, пирамида – пирамидка, мишка – мишутка и т.д.

Лексическая тема «Овощи»: огурец – огурчик, помидор – помидорчик, морковка – морковочка, баклажан – баклажанчик и т.д.

Лексическая тема «Фрукты»: яблоко – яблочко, груша – грушка, апельсин – апельсинчик, банан – бананчик, лимон – лимончик и т.д.

Лексическая тема «Домашние животные»: собака – собачка, кошка – кошечка, корова – коровка, бык – бычок, коза – козочка, козёл – козлик, баран – баранчик, овца – овечка, лошадь – лошадка, конь – конёк и т.д.

Лексическая тема «Детёныши домашних животных»: котенок – котёночек, щенок – щеночек, телёнок – телёночек, козлёнок – козлёночек, ягнёнок – ягнёночек, жеребёнок – жеребёночек и т.д.

Лексическая тема «Дикие животные»: заяц – зайчик, волк – волчок, лиса – лисичка, медведь – медвежонок, ёж – ежонок и т.д.

Лексическая тема «Одежда»: футболка – футболочка, носок – носочек, платье – платице, юбка – юбочка, блузка – блузочка, рубашка – рубашечка, кофта – кофточка, куртка – курточка, шуба – шубка, плащ – плащик и т.д.

Лексическая тема «Обувь»: сапоги – сапожки, туфли – туфельки, ботинки – ботиночки, кроссовки – кроссовочки, пинетки – пинеточки и т.д.

Лексическая тема «Головные уборы»: шапка – шапочка, кепка – кепочка, платок – платочек, тюбетейка – тюбетеечка, пилотка – пилоточка, бескозырка – бескозырочка, каска – касочка, панама – панамочка, ушанка – ушаночка, шляпа – шляпка, фуражка – фуражечка и т.д.

Лексическая тема «Посуда»: тарелка – тарелочка, чашка – чашечка, блюдце – блюдечко, ложка – ложечка, вилка – вилочка, нож – ножичек, кружка – кружечка, кастрюля – кастрюлька, половник – половничек, сковородка – сковородочка, чайник – чайничек, миска – мисочка и т.д.

Лексическая тема «Транспорт»: машина – машинка, грузовик – грузовичок, автобус – автобусик, трамвай – трамвайчик, вертолёт – вертолётик, самолёт – самолётик, корабль – кораблик и т.д.

Лексическая тема «Птицы»: птица – птичка, соловей – соловушка, скворец – скворушка, ворона – воронушка, воробей – воробушек, голубь – голубок, снегирь – снегирёк, сова – совушка и т.д.

«Что не стало?»

Взрослый просит ребёнка показать и назвать нарисованные овощи, затем закрывает рукой один из овощей и спрашивает: «Что съел зайка? Чего здесь нет?» Ребенок отвечает: «Нет морковки», «Нет капусты», «Нет помидора» и т.д. если ребенок забыл назвать какой-либо овощ, взрослый открывает картинку. Также можно играть, используя картинки по лексическим темам.

«Чего не хватает?»

Взрослый показывает ребенку картинку и спрашивает: «Кто это?» Затем задает вопрос: «Чего не хватает у зайца?» Ребенок отвечает: « У зайца не хватает ушей». Ребенок дорисовывает недостающую часть. «Что это? Чего не хватает у дома?» Ребенок отвечает: «У дома не хватает крыши» и дорисовывает недостающую деталь и т.д. Также в игре можно использовать картинки по лексическим темам.

«Спрячь игрушку»

Ребенку предлагают выполнить действия с игрушкой по указанию взрослого: «Положи игрушку на стол, под стол, за стол, около стола» и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с игрушкой, комментируя их.

«Не один, а два»

Взрослый говорит ребенку про один предмет, а ребенок должен сказать про два предмета. Например: взрослый говорит: «У меня одно яблоко». Ребенок отвечает: «А у меня два яблока». «У меня одна машина!» – «А у меня две машины!» и т.д.

«Чей малыш?»

Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку, например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Аналогично игра проводится с другими картинками животных. Играть можно до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.

«Считаем овощи до пяти»

Взрослый демонстрирует ребенку картинки с овощами и предлагает посчитать овощи от одного до пяти.

  • Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров.
  • Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.
  • Один кабачок, два кабачка, три кабачка, четыре кабачка, пять кабачков.
  • Один баклажан, два баклажана, три баклажана, четыре баклажана, пять баклажанов и т.д.

«Считаем фрукты до шести»

Взрослый демонстрирует ребенку картинки с фруктами и предлагает посчитать овощи от одного до шести.

  • Один апельсин, два апельсина, три апельсина, четыре апельсина, пять апельсинов, шесть апельсинов.
  • Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш, шесть груш.
  • Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, шесть яблок и т.д.

«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Детям демонстрируется картинка семьи и задаётся вопрос: «Чей телефон (шарф, поднос, диван и т.д.)?» Ребенок отвечает: «Папин телефон (шарф, поднос, диван), мамин телефон, бабушкин телефон, дедушкин телефон, тётин телефон, дядин телефон».

«Чья сумка (книга, тарелка, шапка и т.д.)?» Ребенок отвечает: «Мамина сумка (книга, тарелка, шапка), бабушкина сумка, папина сумка, дедушкина сумка, тетина сумка, дядина сумка».

«Чьё одеяло (покрывало, кресло и т.д)?» Ребенок отвечает: «Мамино одеяло (покрывало, кресло), папино одеяло, бабушкино одеяло, дедушкино одеяло, тетино одеяло, дядино одеяло».

«Чьи очки (журналы, брюки и т.д)?» Ребенок отвечает: «Мамины очки (журналы, брюки), папины очки, бабушкины очки, дедушкины очки, тётины очки, дядины очки».

«Кого я вижу, что я вижу!»

Во время прогулки предложить ребёнку называть предметы находящиеся вокруг по очереди. Первый играющий говорит: «Я вижу ворону». Следующий играющий продолжает: «Я вижу забор». И т.д. Чем длиннее цепочка перечисления предметов, тем интереснее игра. Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которые можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры.

Учитель-логопед: Гущина Л.А.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Речевые игры для всей семьи Речевые игры для всей семьи
Советы родителям: «Дыши правильно» Советы родителям: «Дыши правильно»
Почему ребенок не говорит? Почему ребенок не говорит?
Рекомендации для родителей по автоматизации звуков дома Рекомендации для родителей по автоматизации звуков дома

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.