Речевые игры для всей семьи

В статье приведены примеры речевых игр, не требующих специальной подготовки, но которые способствуют развитию речи ребенка. Эти игры известны взрослым с детства, но сейчас они забыты. Прочитав статью, взрослый может вспомнить их и с удовольствием играть со своим ребенком. 

Развитие речи в игреДля детей дошкольного возраста речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Для них в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Для стимуляции и совершенствования речевого развития дошкольников выработано огромное количество эффективных методов: дидактические игры, логопедические занятия, советы по развитию речевого дыхания, а также специальные занятия в игровой форме, которые способны своевременно предотвратить неправильное формирование речи и её функций.

Некоторые игры требуют специальной подготовки – подбор и печать материала, специальный инструментарий. Поэтому многие занятые родители считают, что у них нет времени заниматься с ребёнком.

По дороге в детский сад или домой, на прогулке, дома вместе с мамой и папой, бабушкой и дедушкой можно поиграть в речевые игры, которые не требуют специальной подготовки, а развивающий эффект от них огромный.

Нужно только желание, изобретательность и готовность с пользой и удовольствием провести время вместе со своим ребенком.

Они способствуют развитию речи, обогащению словаря, лексико-грамматических категорий, связной речи, внимания, памяти, мышления.

Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Общение – залог взаимопонимания! А ведь как важно научиться понимать друг друга!

Игры, направленные на обогащение словарного запаса

Такие игры подойдут и детям 3-4 лет.

Игра «Предметы одной формы»

Правила игры: взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.

Игра «Какой? Какая?»

Правила игры: ребенку нужно подобрать как можно больше признаков к предмету.

Например:

- Снег (какой?) — белый, пушистый, липкий, рыхлый, мокрый, блестящий…

- Лиса (какая?)…, белка (какая?)…, заяц (какой?)….

Возможно, использовать другой вариант этой игры – ребенку необходимо ответить «Что бывает зеленЫМ?», обращая внимание на окончание.

Игра «Кто, что делает?»

Правила игры: ребенку необходимо придумать как можно больше слов к слову.

Например:

- Кошка — мяукает, бежит, прыгает, шипит…

- Машина — едет, гудит, везет грузы…

Игры на развитие умения классифицировать предметы и находить их признаки

Игра «Назови лишнее слово»

Правила игры: взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». В игры можно использовать как имена существительные, так и прилагательные, и глаголы.

«Лишнее» слово среди имен существительных.

Например:

- Стул, стол, шапка, диван (шапка не мебель).

- Куртка, сапоги, свитер, брюки (сапоги не одежда).

«Лишнее» слово среди имен прилагательных:

Например:

- Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

- Желтый, красный, сильный, зеленый.

Игра «Назови одним словом»

Правила игры: взрослый говорит несколько слов и предлагает ребёнку назвать их одним словом. Одним из вариантов игры является игра по очереди, то есть сначала перечисляет предметы взрослый, а затем ребенок. При отгадывании взрослый может допускать ошибки, а ребенок должен исправить его и дать верный ответ.

Например:

- Помидор, тыква, кабачок огурец (овощи).

- Банан, яблоко, груша, апельсин (фрукты).

- Стол, стул, диван, комод (мебель).

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Правила игры: взрослый называет части одного предмета и предлагает ребенку назвать, то о чем идет речь. А затем поменяться местами ребенок загадывает слово, а взрослый отгадывает.

Например:

- Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

- Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

- Хвост, крылья, перья, клюв (птица).

- Крылья, хвост, кабина, мотор (самолет).

Игры на развитие умения согласовывать части речи

Игра «Посчитай до 5»

Правила игры: взрослый предлагает посчитать сколько вокруг машин, деревьев, домов и т.д. Можно усложнить игру, считая существительные с прилагательными.

Например:

- Одна машина — две машины…. — пять машин…

- Один дом — два дома…- пять домов…

- Одно зеленое дерево — два зеленых дерева …- пять зеленых деревьев.

Поднимаясь по лестнице, взрослый предлагает посчитать ступеньки от 1 до 10, а спускаясь, считать ступеньки в обратном порядке от 10 до 1

Игры на формирование умения образовывать притяжательные и относительные прилагательные

Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»

Правила игры: взрослый предлагает ребенку сказать по-другому, ответив на вопрос чей?

Например:

- Хвост медведя, чей хвост? (медвежий.)

- Ухо медведя, чье ухо? (медвежье), а у утки, у собаки, у козы.

Игра «Из чего, какое?»

Правила игры: взрослый предлагает ребенку сказать по-другому, ответив на вопрос из чего, какое?

Например:

- Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив?

- Дом из кирпича – какой?

- Стакан из стекла?

- Крепость из снега?

- Шапка из меха?

Игры для развития связной речи и исправление смысловых ошибок в предложении

Игра «А что, если…»

Правила игры: взрослый начинает фразу, ребенок ее заканчивает. Данная игра помогает развитию воображения, творческого мышления.

Например:

- А что произошло, если бы не было ни одной машины…

- А что произошло, если бы не было птиц…

- А что произошло, если бы не было конфет…

- А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим…

Игра «Исправь предложение»

Правила игры: взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет. Данная игра способствует формированию умения выявлять причинно-следственные связи, развитию логического мышления, формированию связной речи, умения выстраивать диалог.

Например:

- Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.)

- Пол бежит по кошке.

- Наташа жила у ежика.

- Снежная баба лепит Ваню.

- В колбасе холодильник.

Игры для развития логического мышления и памяти

Игра «Узнай, что (кого) я задумал»

Правила игры: один игрок задумывает слово (существительное): предмет, живое существо, явление. Другой игрок должен отгадать задуманное слово. Можно задавать любые вопросы, на которые будут получены односложные ответы: «да», «нет» или «и да, и нет». Потом победитель и ведущий меняется местами.

Например:

- Задумано слово «вода».

Вопросы: Это предмет? (Нет)

Это живое? (И да, и нет)

Это есть дома? (Да)

Это есть на кухне? (Да)

Это нужно для приготовления пищи? (Да)

Это жидкое? (Да)

Это вода? (Да! Угадал!)

Игра «Волшебный мешочек»

Правила игры: первый играющий называет любое слово, начиная со слов: «Я кладу в мешочек», а второй повторяет: « Я кладу в мешочек, затем названное слово» и добавляет к нему какое-нибудь свое. Первый играющий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово, также начиная со слов «Я кладу в мешочек». Тот, кто ошибается, проигрывает.

Игра «Слова»

В эту игру веселее играть, когда играет вся семья

Правила игры: первый игрок называет слово, затем второй игрок называет слово, первая буква которого совпадает с последней буквой слова, названного первым игроком. Тот, кто не может в течение 30 секунд придумать слово с нужной буквы, выбывает из игры.

Чтобы усложнить игру можно называть слова по определенной лексической теме, например, только фрукты и овощи, дикие и домашние животные.

Игра «Кто больше?»

Правила игры: ребенок и взрослый по очереди перечисляют слова по определенной лексической теме, например, домашние животные, овощи или фрукты. Если кто-то затрудняется назвать слово в течение 30 секунд, тот выбывает из игры.

Также можно предложить ребенку по очереди называть слова не по теме, а на определенный звук, например слова, начинающиеся со звука [а].

Игра «Рифмушки»

Правила игры: взрослый называет слово, а ребенок подбирает к этому слову рифму.

Например:

- Дом – ком, том.

- Бочка – кочка, точка.

Затем ребенку можно предложить помочь сочинить коротенькие стишки. Произносить слова двустишия, замолкая на последнем слове.

Например:

- В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка).

- Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).

- Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).

- Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).

- В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят -…(ком).

Конечно, это лишь малая часть тех игр, которые можно предложить ребенку по дороге в детский сад и домой. Но очень хотелось, чтобы они Вам помогли стать ближе с вашим малышом и дали возможность получать удовольствие от общения с ним.

Помните, каждый ребенок любит своих родителей просто так, только за то, что они его родители, за то, что они заботятся о нем и любят его. Совместные игры помогут стать вам ближе, а это очень важно. Играйте со своими детьми и дружите.

Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между Вами и Вашим ребенком, но также направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка. Играйте и не забывайте хвалить своих детей!

Юлия Зимонина,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: 

Сейчас читают:

Развитие диалогической речи детей через коммуникативные игры Развитие диалогической речи детей через коммуникативные игры
Практический материал по формированию слоговой структуры слова Практический материал по формированию слоговой структуры слова
Какие предлоги и в каком возрасте усваивает ребенок Какие предлоги и в каком возрасте усваивает ребенок
Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.