В статье приведены примеры речевых игр, не требующих специальной подготовки, но которые способствуют развитию речи ребенка. Эти игры известны взрослым с детства, но сейчас они забыты. Прочитав статью, взрослый может вспомнить их и с удовольствием играть со своим ребенком.
Для детей дошкольного возраста речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.
Для них в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.
Для стимуляции и совершенствования речевого развития дошкольников выработано огромное количество эффективных методов: дидактические игры, логопедические занятия, советы по развитию речевого дыхания, а также специальные занятия в игровой форме, которые способны своевременно предотвратить неправильное формирование речи и её функций.
Некоторые игры требуют специальной подготовки – подбор и печать материала, специальный инструментарий. Поэтому многие занятые родители считают, что у них нет времени заниматься с ребёнком.
По дороге в детский сад или домой, на прогулке, дома вместе с мамой и папой, бабушкой и дедушкой можно поиграть в речевые игры, которые не требуют специальной подготовки, а развивающий эффект от них огромный.
Нужно только желание, изобретательность и готовность с пользой и удовольствием провести время вместе со своим ребенком.
Они способствуют развитию речи, обогащению словаря, лексико-грамматических категорий, связной речи, внимания, памяти, мышления.
Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Общение – залог взаимопонимания! А ведь как важно научиться понимать друг друга!
Игры, направленные на обогащение словарного запаса
Такие игры подойдут и детям 3-4 лет.
Игра «Предметы одной формы»
Правила игры: взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.
Игра «Какой? Какая?»
Правила игры: ребенку нужно подобрать как можно больше признаков к предмету.
Например:
- Снег (какой?) — белый, пушистый, липкий, рыхлый, мокрый, блестящий…
- Лиса (какая?)…, белка (какая?)…, заяц (какой?)….
Возможно, использовать другой вариант этой игры – ребенку необходимо ответить «Что бывает зеленЫМ?», обращая внимание на окончание.
Игра «Кто, что делает?»
Правила игры: ребенку необходимо придумать как можно больше слов к слову.
Например:
- Кошка — мяукает, бежит, прыгает, шипит…
- Машина — едет, гудит, везет грузы…
Игры на развитие умения классифицировать предметы и находить их признаки
Игра «Назови лишнее слово»
Правила игры: взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». В игры можно использовать как имена существительные, так и прилагательные, и глаголы.
«Лишнее» слово среди имен существительных.
Например:
- Стул, стол, шапка, диван (шапка не мебель).
- Куртка, сапоги, свитер, брюки (сапоги не одежда).
«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
Например:
- Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
- Желтый, красный, сильный, зеленый.
Игра «Назови одним словом»
Правила игры: взрослый говорит несколько слов и предлагает ребёнку назвать их одним словом. Одним из вариантов игры является игра по очереди, то есть сначала перечисляет предметы взрослый, а затем ребенок. При отгадывании взрослый может допускать ошибки, а ребенок должен исправить его и дать верный ответ.
Например:
- Помидор, тыква, кабачок огурец (овощи).
- Банан, яблоко, груша, апельсин (фрукты).
- Стол, стул, диван, комод (мебель).
Игра «Отгадай предмет по названию его частей»
Правила игры: взрослый называет части одного предмета и предлагает ребенку назвать, то о чем идет речь. А затем поменяться местами ребенок загадывает слово, а взрослый отгадывает.
Например:
- Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
- Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
- Хвост, крылья, перья, клюв (птица).
- Крылья, хвост, кабина, мотор (самолет).
Игры на развитие умения согласовывать части речи
Игра «Посчитай до 5»
Правила игры: взрослый предлагает посчитать сколько вокруг машин, деревьев, домов и т.д. Можно усложнить игру, считая существительные с прилагательными.
Например:
- Одна машина — две машины…. — пять машин…
- Один дом — два дома…- пять домов…
- Одно зеленое дерево — два зеленых дерева …- пять зеленых деревьев.
Поднимаясь по лестнице, взрослый предлагает посчитать ступеньки от 1 до 10, а спускаясь, считать ступеньки в обратном порядке от 10 до 1
Игры на формирование умения образовывать притяжательные и относительные прилагательные
Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»
Правила игры: взрослый предлагает ребенку сказать по-другому, ответив на вопрос чей?
Например:
- Хвост медведя, чей хвост? (медвежий.)
- Ухо медведя, чье ухо? (медвежье), а у утки, у собаки, у козы.
Игра «Из чего, какое?»
Правила игры: взрослый предлагает ребенку сказать по-другому, ответив на вопрос из чего, какое?
Например:
- Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив?
- Дом из кирпича – какой?
- Стакан из стекла?
- Крепость из снега?
- Шапка из меха?
Игры для развития связной речи и исправление смысловых ошибок в предложении
Игра «А что, если…»
Правила игры: взрослый начинает фразу, ребенок ее заканчивает. Данная игра помогает развитию воображения, творческого мышления.
Например:
- А что произошло, если бы не было ни одной машины…
- А что произошло, если бы не было птиц…
- А что произошло, если бы не было конфет…
- А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим…
Игра «Исправь предложение»
Правила игры: взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет. Данная игра способствует формированию умения выявлять причинно-следственные связи, развитию логического мышления, формированию связной речи, умения выстраивать диалог.
Например:
- Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.)
- Пол бежит по кошке.
- Наташа жила у ежика.
- Снежная баба лепит Ваню.
- В колбасе холодильник.
Игры для развития логического мышления и памяти
Игра «Узнай, что (кого) я задумал»
Правила игры: один игрок задумывает слово (существительное): предмет, живое существо, явление. Другой игрок должен отгадать задуманное слово. Можно задавать любые вопросы, на которые будут получены односложные ответы: «да», «нет» или «и да, и нет». Потом победитель и ведущий меняется местами.
Например:
- Задумано слово «вода».
Вопросы: Это предмет? (Нет)
Это живое? (И да, и нет)
Это есть дома? (Да)
Это есть на кухне? (Да)
Это нужно для приготовления пищи? (Да)
Это жидкое? (Да)
Это вода? (Да! Угадал!)
Игра «Волшебный мешочек»
Правила игры: первый играющий называет любое слово, начиная со слов: «Я кладу в мешочек», а второй повторяет: « Я кладу в мешочек, затем названное слово» и добавляет к нему какое-нибудь свое. Первый играющий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово, также начиная со слов «Я кладу в мешочек». Тот, кто ошибается, проигрывает.
Игра «Слова»
В эту игру веселее играть, когда играет вся семья
Правила игры: первый игрок называет слово, затем второй игрок называет слово, первая буква которого совпадает с последней буквой слова, названного первым игроком. Тот, кто не может в течение 30 секунд придумать слово с нужной буквы, выбывает из игры.
Чтобы усложнить игру можно называть слова по определенной лексической теме, например, только фрукты и овощи, дикие и домашние животные.
Игра «Кто больше?»
Правила игры: ребенок и взрослый по очереди перечисляют слова по определенной лексической теме, например, домашние животные, овощи или фрукты. Если кто-то затрудняется назвать слово в течение 30 секунд, тот выбывает из игры.
Также можно предложить ребенку по очереди называть слова не по теме, а на определенный звук, например слова, начинающиеся со звука [а].
Игра «Рифмушки»
Правила игры: взрослый называет слово, а ребенок подбирает к этому слову рифму.
Например:
- Дом – ком, том.
- Бочка – кочка, точка.
Затем ребенку можно предложить помочь сочинить коротенькие стишки. Произносить слова двустишия, замолкая на последнем слове.
Например:
- В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка).
- Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).
- Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).
- Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).
- В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят -…(ком).
Конечно, это лишь малая часть тех игр, которые можно предложить ребенку по дороге в детский сад и домой. Но очень хотелось, чтобы они Вам помогли стать ближе с вашим малышом и дали возможность получать удовольствие от общения с ним.
Помните, каждый ребенок любит своих родителей просто так, только за то, что они его родители, за то, что они заботятся о нем и любят его. Совместные игры помогут стать вам ближе, а это очень важно. Играйте со своими детьми и дружите.
Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между Вами и Вашим ребенком, но также направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка. Играйте и не забывайте хвалить своих детей!
Юлия Зимонина,
учитель-логопед