Зачем логопеду свой сайт?

Предлагаю коллегам-логопедам  свой  проект на тему:

Применение ИКТ в работе с родителями детей с нарушениями речи или логопедическая помощь родителям в новом формате

В своей профессиональной деятельности растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к информационно-коммуникационных технологиям и возможностям их использования в работе с родителями. Актуальная задача современного логопеда по поддержке компетентности родителей состоит в терпеливом предоставлении родителям информации через логопедический сайт, создание которого я описываю в своем проекте.

Материал предназначен для логопедов, дефектологов, воспитателей коррекционных групп.

1. Введение.

1.1. Краткое обоснование проекта. Актуальность проблемы.

В законе РК «О правах ребенка в РК» говорится,что  государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности государственных органов и основана на  государственной поддержке детей и семьи в целях обеспечения полноценного обучения и воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В Законе РК «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, — «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.» В Законе говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детстве”.

Многие исследователи прошлого и современности говорят об уникальности семьи как одного из социальных институтов. Эта ее особенность связана с имеющимися у нее возможностями для выполнения основной функции – рождения и воспитания детей.

По мнению многих авторов, семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Влияние на него всех остальных общностей, социальных институтов лишь корректирует семейное воспитание. Ведь именно в семье перед ребенком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом зависит, каким этот мир будет восприниматься ребенком: интересным, волнующим, несущим открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным.

Практический опыт работы позволяет сделать вывод о том, что родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не знают, как правильно помочь ребенку. Многие родители недооценивает важность оказания логопедической помощи в семье.

С целью повышения своей компетентности  родители широко пользуются мобильной связью, информационной средой Интернет. Будучи включенными в интернет-сообщество посредством форумов, социальных сетей, папы и мамы в первую очередь именно там ищут ответы на волнующие вопросы воспитания и развития детей. В отсутствии грамотного навигатора в недрах мировой сети можно дезориентироваться и получить сведения о пагубных для психического и нравственного развития ребенка методах воспитания, в связи с чем проблема оказания высокопрофессиональных информационно-образовательных услуг родителям становится общественно значимой задачей.

1.2. Цели и задачи проекта

Целью проекта является содействие продуктивному сотрудничеству между родителями и логопедом через организацию работы сайта.

Исходя из цели проекта, задачами по проблеме являются:

1. Изучение технологии сайтостроения;

2. Определение основных блоков сайта, модулей;

3. Разработка содержания блоков сайта«Логопедическая страничка для заботливых родителей»;

4. Открытие сайта «Логопедическая страничка для заботливых родителей»;

5. Организация взаимодействия с родителями детей с нарушением речи.

1.3.  Ожидаемые результаты.

1. Изучена технология сайтостроения.

2. Определены 3 блока сайта: консультативный, методический и   информационный ( 6 модулей)

3. Блоки с пакетом информации

4. Открыт сайт с помощью программы создания и управления сайтами Site Edit версия  Standard , предоставление хостинга с электронной почтой.

5. Организация взаимодействия  родителей.

2. Основное содержание проекта

2.1. Теоретическое обоснование.

Информационные и коммуникативные технологии постепенно входят в нашу жизнь и систему образования, том числе дошкольного   в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением. Информационные и коммуникативные технологии — процесс, объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда. Появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников (видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, мультиме-дийные компьютеры, проекторы,  сенсорные интерактивные доски и пр.)

Расширяется производство развивающих и обpaзовательных мультимедийных продуктов. Для детей дошкольного возраста: (компьютерных ,электронных энциклопедий, мультфильмов, учебных видеофильмов и программ, сайтов и пр.). Предпринимаются попытки научного обоснования внедрения информационно-коммуникационных технологий на дошкольной ступени образования. Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности.

Современный ребенок живет в мире, отличном от того, в котором выросли его родители. С детства его окружают различные электронные средства: электронные бытовые предметы, игрушки, сотовые телефоны, пульты, компьютеры. У него, в отличие от взрослого человека, нет еще барьера при освоении новых средств, и поэтому он быстро и с легкостью осваивает современные технические средства.

Сегодня  ребенок живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологичные информационные средства обучения и развития: аудио-, видео-, мульти-медиатехнологии и др. Включение в педагогический процесс информационных и телекоммуникационных образовательных ресурсов позволяет успешнее решать дидактические и воспитательные задачи, повысить познавательную мотивацию детей, включить их в активную коммуникативно-познавательную деятельность.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология  – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед учителем логопедом это  внедрение важных логопедических задач родителям детей с нарушением речи.

Глобальная    информатизация практически всех сфер деятельности человека в XXI в. поставила перед системой образования новые задачи, в частности, в области «доставки» знаний через Интернет.

Современные родители, имеющие несовершеннолетних детей, — это преимущественно молодые люди, живо интересующиеся вопросами воспитания, желающие повысить свою родительскую компетентность.

2.2. Описание продукта проектирования.

Продуктом проектирования будут являться  3 блока, каждый из которых включает в себя определенные цели и задачи.

1 Блок — консультативный, как одна из форм преемственности семейного и общественного воспитания.

В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объеме является условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного формирования его личности. К сожалению, как показывают исследования, сегодня наблюдается неэффективное использование воспитательного потенциала ceмьи.

У родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно, их педагогические знания отрывочны, нет четких представлений о возрастных и психических особенностях и потребностях ребенка, они не умеют анализировать свои методы воспитания. И как следствие – частые ошибки, снижающие его результативность. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьезным проблемам в формировании личности ребенка, нарушениям социальной адаптации, развитию невротических отклонений.

Ошибочные подходы к этому процессу, сложности родителей во многом связаны с их недостаточной компетентностью в сфере воспитания детей дошкольного возраста. Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой – они мало информированы по вопросам логопедии. Сегодня у родителей с любым образованием очень много вопросов о том, как воспитывать правильную речь у  ребенка, поэтому семья в своей воспитательной деятельности нуждается в помощи.

Психолого-педагогическую информацию родители могут получать из разнообразных источников. Наиболее популярны среди них Интернет, периодическая печать, теле– и радиопередачи, научно-популярная литература. Это обусловлено, прежде всего, их доступностью, информативностью, наглядностью. С помощью открытия сайта будет возможность непосредственно ответить на вопрос каждого родителя, учесть уникальность семьи, ребенка.

Более компетентными в этом оказываются специалисты – логопеды дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, получить «обратную связь» от родителей.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности, не только в детском саду , но и на логопедическом сайте.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Значимую роль во взаимодействии с семьёй играет роль повышения правовой культуры родителей для усиления ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей.

Главная задача взаимодействия логопеда с родителями – установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, внедряя информационно коммуникационные технологии на дошкольной ступени образования.

Таким образом, вопрос о родительской компетенции возник не на пустом месте. Это был социальный заказ.

Из этого следует, что актуальная задача профессионалов по поддержке компетентности родителей состоит в терпеливом предоставлении родителям информации через логопедический сайт. Так же важно практически показывать, как можно выйти за пределы своих стереотипов на новые действия.

Решением этой задачи для родителей детей с речевыми нарушениями нашей группы, мною был разработан консультативный блок по направлениям:

- оказание консультативной и практической помощи родителям (законным  представителям) по логопедии, обучению и развитию ребенка с речевыми нарушениями.

- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.;

- обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

2 Блок-методический

Практический опыт работы в дошкольном учреждении позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная методическая помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Полезным для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи является методически верный и интересно подобранный материал.

В методическом блоке широко представлена профессиональная логопедическая помощь родителям в виде всевозможных речевых игр, упражнений, развлечений, методик, авторских пособий, перечень мультфильмов, используемые при прохождении лексических тем.

Представленная библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, который включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В  библиотеке есть  игры и упражнения, используемые на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях. Родители могут  дома, просмотрев представленный материал, использовать их для занятий с детьми.   Благодаря оригинальным идеям, предложениям самих родителей, библиотека пополняется подбором практического материала.

3 Блок — информационный

Никто лучше родителей не найдет оптимального подхода к ребенку и никто так остро не заинтересован в конечном результате.

Бывает, что родители отказываются от логопедической помощи, не отдавая отчет о серьезном речевом диагнозе своего ребенка. Часто родители привыкают к речи малыша и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Родители должны знать логопедическое заключение и состояние речевого развития  ребенка. Требуются индивидуальные беседы с каждой мамой, чтобы убедить ее в целесообразности посещения ребенком логопедической группы.

В этом блоке родители смогут найти  ответы  на вопросы повысив свою компетентность в вопросах педагогики, в частности  логопедии. Родители,  вооруженные знаниями, знают и понимают причины речевых нарушений своего ребенка, значит, это уже половина пути к четкой, грамотной, красивой речи ребенка.

2.3.  Планирование деятельности по реализации проекта.

 

Задачи

Содержание

Сроки

выполнения

Ответственный
1.Изучение технологии сайтостроения 1.Подбор литературы.2.Подбор спец.программ по сайтостроению.  сентябрь Учитель-логопед
2.Определение основных блоков сайта, модулей 2.1. Диагностика воспитанников.2.2. Изучение потребностей родителей в получении необходимой информации.2.2.1. Проведение беседы.2.2.2. Проведение анкетирования. сентябрь,октябрь Учитель-логопедвоспитательпсихолог
3.Разработка содержания блоков сайта «Логопедическая страничка для заботливых родителей» 1.Изучение и подбор литературы по теме.2. Систематизация материала по блокам. ноябрь, декабрь Учитель-логопед
4.Открытие сайта «Логопедическая страничка для заботливых родителей» 1. Изучение программы управления сайтами Site Edit версия Standard2. Регистрация сайта, заявка на хостинг. январь, февраль Учитель-логопед
5.Организация взаимодействия с родителями детей с нарушением речи. 1. Индивидуальные консультации для родителей по применению сайта.2.Беседы с родителями, с целью выявления успешности сайта,блоков.3.Отслеживание посещения родителями по разделам.4.Анкетирование родителей по результатам работы сайта. март, апрель Учитель-логопедУчитель-логопедУчитель-логопедПсихолог

 

2.4. Критерии оценки эффективности проекта.

- Количество общих посещений родителями сайта «Логопедическая страничка для заботливых родителей»

- Количество целевых посетителей на сайте и их конверсия в посетителей совершивших необходимое действие.

- Анализ рейтинга материалов, выставляемых на сайте.

2.5.  Риски проекта.

 

Предполагаемые трудности

 

Пути преодоления

1.

Выбор тем, труднодоступных, сложных для родителей.

Подбор и анализ научно-методической литературы

2.

Нехватка материальных средств.

Привлечение руководства дошкольного учреждения, спонсоров

2.6.  Ресурсное обеспечение проекта.

Информационное: Интернет–ресурсы, специальная литература, педагогические семинары в дошкольных учреждениях, курсы повышения квалификации.

Методическое: зона интернет, методическая литература, Гос. программа развития образования на 2011-2020г.

Материально-техническое: компьютер.

Кадровое: приглашение специалиста при возникновении технических вопросов, психолог.

Организационное — созданиеусловий для работы на сайте.

Мотивационное — самообразование, самоменеджмент.

Нормативно-правовое- Закон РК «об образовании», концепция «Развития образования РК до 2020года», Закон РК «О соц. и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»

3. Глоссарий

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

Алалия моторная — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. .м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина- поражение коркового конца речедвигательного анализатора.

Алалия сенсорная — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора и его проводящих путей.

Анамнез — совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; А. используется для установления диагноза ,прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.

Артикуляционная гимнастика — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

Анкетирование- это процедура проведения письменного опроса с помощью разработанной анкеты.

Воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.

Восприятие — психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим Различают: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное .

Дети с нарушениями речи — дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Диагноз — медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т. п.

Диагностика — 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дислалия — нарушение звукопроизношения.

ИКТ- информационно-коммуникативная технология

Коррекция — исправление к-л. недостатков; напр., К. зрения, К. движений, К. речи.

Компетентность-этоспособность делать что-то хорошо или эффективно, это способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии.

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Медико-Педагогическая Консультация — специальное учреждение, проводящее комплексное медико-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно- воспитательные и оздоровительные учреждения; в М.-п. к. работают специалисты различного профиля: врачи, педагоги, психологи.

Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «мотивация» взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Сайт — это совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённая под одним адресом.

Сайтостроение — Веб-технологии и современные средства разработки сайта.

Хо́стинг (англ. hosting) — услуга по предоставлению вычислительных мощностей для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети.

Литература

1. Закон РК « О правах ребенка в РК»
2. Закон РК «Об образовании»
3. Смирнова З.Ю. Дистанционное образование: документы, идеи, опыт.
4. Ильин В.Е. Безопасность при работе в сети Интернет: безопасный поиск и программы родительского контроля .
5. Энциклопедия создания сайтов для начинающих Version 3.00 Н.Чувахин
6. Статья «Анализ посещения сайта» Н. Рудченко 2006г.
7. Интернет- сайт «Internet – Technologies» Статья «Сайтостроение от А до Я»
8 . Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы / под ред. О.А. Степановой. М., 2008.
9. Интернет портал «Сумма технологий» Екатеринбург
10. Ловыгина Ю.И. Дистанционное обучение: программно-технические средства.
11. Антонова Т. В., Волкова Е. М., Мишина Н. С. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 1998, № 6.
12. Арнаутова Е. П. Сотрудничество педагога с семьей // Программа “Истоки”: Базис развития ребенка-дошкольника / Научн. ред. Л. А. Парамонова и др. — М., 2003.
13. Зверева О. Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. — М., 2003.
14. Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.-СПб.,2007

Шаталина Юлия Николаевна,
учитель-логопед 1 категории
ГУ «Детский сад №18 «Балдырган» г. Темиртау,
Карагандинской области, Казахстан

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (11 понравилось, средний балл: 4,27 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Отзывы к материалу: "Зачем логопеду свой сайт?"

  1. Регина С.:

    А действительно, зачем логопеды заводят свой сайт? Тешат своё самолюбие? Хвалятся сайтом на аттестации, и им сразу дают наивысший разряд? на самом-то деле на сайты эти родители совсем не ходят! Они (родители) и от живых консультаций отнекиваются, будут ли они в своё свободное время на сайт знакомого логопеда заходить?! нет, кончно!! Да и сайты эти логопедами как наполняются? копируют друг у друга статьи, из книг переписывают одно и то же… Скукота, тоска, а не сайты!

  2. Swet Swet:

    Знаете Регина Вы, пожалуй , правы. Основная масса наших сайтов никому не интересна. К сожалению.

  3. Юлия:

    На каждый товар найдется свой покупатель.

  4. Vesna Vesna:

    Друзья, ну что за пессимизм?! ;-)

  5. logos:

    Я считаю, автор статьи молодец! Взяла и сделала свой сайт, а не «телилась», как я, например. Всё думаю-думаю, и ничего не делаю)))
    А насчёт статей одинаковых на всех сайтах логопедов, это Регина права. Кстати, это меня и останавливает от своей странички в интернете-совсем писать не умею( Мне всё-таки легче вживую с родителями общаться.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.