Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Обобщенный положительный педагогический опыт по теме: «Развитие графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи».

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом растёт число детей, имеющих речевую патологию. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Нарушается развитие моторной сферы, как общей, так и мелкой моторики. Нарушение формирования моторной сферы оказывается неизбежным при общем недоразвитии речи, так как овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений пальцев рук. Так при тренировке пальцев рук, речь развивается более интенсивно и становится более совершенной.

Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

Развитие графомоторных навыков у детей

Поэтому целью моей работы было выявить уровень развития графомоторных навыков у детей группы, а затем в процессе проведения целенаправленной логопедической коррекционной работы с использованием упражнений и заданий развивать и повышать его. Работая над данной проблемой, мною решались следующие задачи:

  1. создать необходимые условия для развития графомоторных навыков у детей.
  2. выявить особенности развития графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
  3. разработать основные принципы и содержание дифференцированной методической работы по профилактике нарушений письма у детей с учётом выявленных особенностей.
  4. применять в своей работе новые, в том числе информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.

В работе использовались такие методы, как дидактические игры и упражнения, графические упражнения и диктанты, пальчиковая гимнастика.

Свою работу начала с диагностики уровня развития у детей графомоторных навыков. Анализируя результаты, пришла к выводу, что моторика отличается общей неловкостью и недостаточной координированностью. Дети испытывали затруднения при овладении навыками письма, задерживался уровень развития готовности к письму. Особенно ярко проявлялась моторная недостаточность рук при выполнении сложных двигательных актов, которые требовали чёткого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений.

Детям предлагались такие задания, как постоять на одной ноге, попрыгать на двух ногах с продвижением вперёд, подбросить и поймать мяч. Также предлагались задания на исследование сформированности пространственных ориентировок (например, ориентировка в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив, умение ориентироваться на листе бумаги), развития кинестетической основы движений (опустить кисти рук вниз, сжать кисти обеих рук в кулак и т.д.), зрительно-моторной координации движений (выполнение движений по словесным инструкциям).

Обследование особенностей сформированности графомоторных навыков у детей с речевой патологией показало, что для них характерны некоторые нарушения общей моторики, пространственной ориентировки, затруднения в дифференциации пространственных понятий, нарушения зрительно-моторной координации. Особые затруднения были связаны с недостаточно сформированной способностью к переключению с одного движения на другое.

Моторика детей отличалась общей неловкостью, недостаточной координаторностью. Дети отставали от сверстников в ловкости и точности движений. Дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывали затруднения при овладении навыками письма. Задерживалось развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляли интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.

Наиболее ярко моторная недостаточность моторики рук проявлялась при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения.

Большинство детей выполняли задания в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами, не в полном объеме. У детей с общим недоразвитием речи трудности вызывала динамическая организация двигательного акта. Наиболее нарушенным являлась возможность одновременного выполнения движений.

Анализируя результаты проведённой диагностики, мною была разработана программа по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которая предполагает работу как индивидуально, так и с группой детей.

Перед началом каждого этапа работы проводились такие упражнения:

Упражнения на развитие графомоторных функций

Также использовались приёмы здоровьесберегающей технологии, такие как Су-Джок терапия. Детям предлагалось поочерёдно надевать массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики, зажимать кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука, работать по инструкции взрослого.

Эти упражнения развивают мелкую моторику пальцев рук, а также способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создают функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц.

Использование в работе иппликатора Кузнецова вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращений и улучшает деятельность ЦНС. Занятия проводятся в игровой форме в виде игры на фортепиано.

Ниткография- средство развития зрительно-моторной координации – это рисование с помощью верёвочек, который реализует следующее: совершенствует зрительное восприятие, развивает зрительно-моторную координацию, формирует плавность и точность движений, готовит руку к письму, закрепляет навыки рисования, развивает мелкую моторику и воображение, а также развивает связную речь.

Работая над развитием мелкой моторики и графомоторных навыков детям давались разнообразные задания, проводились графические диктанты, давались упражнения в обведении трафаретов, выкладывание фигур кнопочной мозаикой, рисование линий, фигур по клеточкам. Использовались различные дидактические игры: «Спрячь зайчика», «Дорисуй узор», «Укрась ёлочку» и другие.

В работе с детьми придерживалась здоровьесберегающих принципов:

  • «Не навреди!» — все применяемые методы и приёмы должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью;
  • Приоритета действенной заботы о здоровье – все используемые средства должны быть оценены с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;
  • Непрерывности и преемственности – работа ведётся непрерывно, систематически и ежедневно;
  • Субъект-объектного взаимоотношения – ребёнок является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий;
  • Активности и сознательности участников образовательного процесса;
  • Соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям детей;
  • Комплексного, междисциплинарного подхода – единство в действиях всех субъектов воспитательно-оздоровительного процесса.

Добиваться положительных результатов в развитии графомоторных навыков помогала совместная деятельность с воспитателями группы и музыкальным руководителем. Проводя свою непосредственно образовательную деятельность, они значительное внимание уделяли развитию мелкой моторики.

Невозможно добиться каких-либо положительных результатов без поддержки родителей. В своей работе придерживалась следующих форм работы:

Формы работы с родителями

Анализ результатов повторного обследования уровня развития графомоторных навыков позволил констатировать у детей значительную положительную динамику. У большинства из них произошли положительные качественные изменения при формировании кинестетической основы движений и зрительно-моторной координации движений, а именно в развитии кинестетической основы движений руки, оптико-кинестетической организации движений, в формировании пространственного восприятия, зрительно-моторной координации движений.

Дошкольники после обучения стали намного сосредоточеннее, усидчивее, перестали чрезмерно напрягать руку во время выполнения заданий, стали словесно описывать свои действия, перестали “вращать” тетради.

До начала занятий состояние графомоторных навыков у детей находилось на среднем и низком уровне. После проведенных занятий состояние графомоторных навыков начало улучшаться, перешло на более высокий уровень, возросло количество детей со средним уровнем, сократилось количество детей с низким уровнем. При продолжении работы по формированию графомоторных навыков, дети, несомненно, будут давать положительную динамику.

Сравнительная диаграмма уровней
сформированности графомоторных навыков

Уровни сформированности графомоторных навыков

В своей педагогической работе использовала пособия и дидактические материалы:

  1. Дидактические пособия для развития мелкой моторики пальцев рук;
  2. Дидактические игры по логопедии;
  3. Пособия по обучению грамоте;
  4. Дидактические пособия для развития и активизации словаря детей;
  5. Дидактические пособия для развития грамматических форм речи;
  6. Пособия по развитию связной речи.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
детского сада № 73 «Малютка»
____________Е.Н.Фролова
«____»____________ 2013г.

План работы учителя-логопеда с семьями воспитанников
муниципального бюджетного образовательного
дошкольного учреждения детского сада
комбинированного вида № 73 «Малютка» г. Брянска

Месяц

Срок проведения

Мероприятие

Цель проведения

сентябрь 1 неделя

Общее родительское собрание на тему «Организация логопедической работы в подготовительной логопедической группе».

Познакомить родителей с режимом работы группы, особенностями коррекционной работы, правами и обязанностями родителей.
2 неделя

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку говорить правильно».

Ознакомить родителей с основами коррекционной работы с детьми.
октябрь 1 неделя

Проведение родительского собрания на тему «Шестилетка – будущий школьник»

Рассказать родителям об особенностях шестилетнего возраста, о целях и задачах, стоящих перед ними.
3 неделя

Консультация для родителей «Переучивание леворуких. Подготовка к школе».

Ознакомить родителей с особенностями леворуких детей, о методах и формах работы с ними.
ноябрь 1 неделя

Анкетирование родителей «Что значит здоровый ребёнок»

Выявить проблемы и отношение родителей к физическому и психическому здоровью детей.
3 неделя

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики»

Рассказать о роли развития моторных функций в развитии графомоторных навыков у детей с речевой патологией.
декабрь 1 неделя

Оформление наглядной информации «Проведение семейных праздников»

Повысить уровень воспитательной компетентности по вопросам организации семейных праздников и месте ребёнка в нём.
3 неделя

Консультация на тему: «Профилактика трудностей в обучении чтению ребёнка с нарушениями речи»

Познакомить родителей с работой по обучению чтению детей.
январь 2 неделя

Родительское собрание на тему: Правильная речь – грамотный ученик»

Ознакомить родителей с возрастными требованиями к речи детей, помочь организовать им речевую игру с ребёнком.
4 неделя

Оформление информационного стенда для родителей на тему «Возрастные требования к речевому развитию детей»

Ознакомить родителей с требованиями, предъявляемым к речи детей.
февраль 2 неделя

Организация детско-родительских проектов .

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми, работать над установлением единого образовательного пространства.
4 неделя

Консультация на тему: «Ребёнок и телевизор»

Выяснить отношение родителей к тому, что ребёнок смотрит телевизор, о вреде и пользе телевизионных передач.
март 1 неделя

Родительское собрание на тему: «Развитие самостоятельности и ответственности у будущих школьников»

Ознакомить родителей с тем, как развивать самостоятельность и ответственность у детей.
3 неделя

Консультация на тему:»Формирование навыков самоконтроля»

Познакомить с играми и упражнениями по теме.
апрель 1 неделя

Оформить выставку на тему: «Наше счастливое детство»

Помочь в оформлении стенда с фотографиями и рисунками детей и родителей.
3 неделя

Консультация на тему: «Что посеешь, то и пожнёшь»

Ознакомить родителей с ролью семьи в развитии полноценной правильнооформленной речи.
май 1 неделя

Итоговое собрание «У порога школы!

Познакомить родителей с результатами работы за год.
3 неделя

Консультация на тему: «Что значит ребёнок готов к школьному обучению»

Ознакомить родителей с требованиями современного обучения в первом классе общеразвивающей школы.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Просим вас принять активное участие в опросе по выявлению состояния и развития сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Выбранный ответ на вопрос подчеркните.

1. Как вы оцениваете работу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 73 «Малютка»? (работа оценивается по пятибалльной шкале)

  • качество обучения и воспитания.
  • безопасность ребёнка.
  • качество питания.
  • отношение педагога к детям.
  • оформление интерьера в группе.

2. Как чувствует себя ваш ребёнок в группе детского сада?

  • радостно.
  • спокойно.
  • комфортно.
  • настороженно.
  • испытывает дискомфорт.

3. Какие творческие способности имеет ваш ребёнок?

  • музыкальные.
  • изобразительные.
  • ораторские.

4.Обращаетесь ли вы за советом к педагогам группы по вопросам обучения и воспитания?

  • да.
  • нет.
  • не всегда.

5. Какая форма работы с детьми вас устраивает?

  • дни открытых дверей.
  • мероприятия совместные с родителями.
  • музыкально-литературные утренники.
  • физкультурные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья».
  • конкурсы-выставки.
  • иное.

6. Какая форма работы с родителями вас устраивает?

  • общие родительские собрания.
  • групповые родительские собрания.
  • родительские клубы.
  • круглый стол.
  • собрания-диспуты.
  • конференции.
  • общение посредством компьютера.
  • иное.

Итоги анкетирования родителей
и рейтинговая оценка педагога

В рамках социального мониторинга в МБДОУ детского сада № 73 «Малютка» был проведён анализ удовлетворительности родителей:

  • профессионализм педагогов.
  • воспитательно-образовательная работа.
  • оформление и оснащение группы.
  • участие в мероприятиях детского сада.
  • оздоровительная работа.

Диаграммы

Диаграммы

Итак, в целом мониторинг показал, что большинство родителей удовлетворены работой логопедической группы.

Литература

  1. Азова О.И. Развитие орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. Логопедия: методические традиции и новаторство [Текст] / под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психоло-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2003. – 336с. (Серия “Библиотека логопеда”).
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму [Текст] / Безруких М.М., Ефимова С.П. – Тула: Арктоус, 1997.- 88с.: ил. – (Библиотека “Поможем детям учиться”).
  3. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша [Текст] / Безруких М.М., Князева М.Г. – Тула: Арктоус, 1996. – 80 с.: ил. – (Библиотека “Поможем детям учиться”).
  4. Бернштейн Н.А. Очерки психофизиологии движений и физиологической активности [Текст] / Н.А. Бернштейн – М.: Медицина, 1996.
  5. Бот О. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О. Бот – М., “Дефектология”, 1983
  6. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме [Текст]: Методическое пособие.- СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  7. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 127 с. – (Библиотека логопеда).
  8. Воробьева Т.А., Грузенко Т.В. 50 уроков подготовки руки к письму [Текст] / Т.А.Воробьева, Т.В. Грузенко – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2008.- 80 с.: ил. – (Серия “Уроки логопеда”).
  9. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Развиваем графические навыки. Мой помощник – карандаш. АСТ: Астрель: Академия развития, 2005.
  10. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Рисуем по клеточкам. Тетрадь с заданиями для развития детей.
  11. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет [Текст] / Анна Герасимова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224с. – (Внимание: дети!).
  12. Гогуадзе Т.В. Особенности организации коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения письма, на пропедевтическом этапе логопедической работы [Текст] / Журнал “Логопедия”: 2 (12), 2006.
  13. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет [Текст]: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192с. – (Логопед в ДОУ).
  14. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму [Текст]: М., 1959.
  15. Заикин М.С., Синицина Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовке к школе [Текст] / М.С.Заикин, Е.И.Синицина– М., 2001.
  16. Карасева Н.И. Как помочь ребенку овладеть навыками письма [Текст]: Журнал “Логопед в детском саду” 9-10(34-35), 2008.
  17. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г.А. Каше – М., 1985.
  18. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения [Текст]: Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под редакцией Волковой Л.С.: В 5 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с. – (Библиотека учителя-дефектолога).
  19. Косинова Е.М. Логопедический букварь [Текст] / Е.М.Косинова: Учебное пособие. – М.: Махаон, 2008. – 112с.: ил. – (Академия дошколят).
  20. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи [Текст]: ООО “Издательство Эксмо”.
  21. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. СПб: Издательский дом “Литера”, 2006.
  22. Левина Р.Е., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – с. 67-165.
  23. Логинова Е.А. Коррекция дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития [Текст]: Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психоло-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2003. – 336с. (Серия “Библиотека логопеда”).
  24. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Волковой Л.С. – 5-е издание, перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.: ил.
  25. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Лопатина– СПб.: Союз, 2004.

Капшеева Дина Святославна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад № 73 «Малютка»,
г. Брянск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.