Словесные головоломки, как форма работы для пациентов с различными формами афазии легкой степени выраженности

Восстановление речи при афазииТермин «афазия» происходит от греческого слова («а» обозначает отрицание, отсутствие, «фазис» — речь); впервые его ввел французский врач Труссо.

В основу современного выделения разных форм афазии А. Р. Лурия был положен «принцип анализа топически ограниченных поражений мозга», с одной стороны, и «выделение тех факторов, которые лежат в основе всего комплекса нарушений, возникающих при локальных поражениях мозга», — с другой.

Поскольку психофизиологической основой речи является совместная деятельность различных анализаторов и взаимодействие различных уровней нервной системы, то, естественно, что выпадение разных звеньев (или факторов) из строения речи будет сопровождаться и различными формами ее нарушений, т. е. разными формами афазии.

Все формы афазии существенно отличаются друг от друга по основному механизму, по клинической картине и по психологической структуре нарушения речи. Общим для всех форм афазии является системное нарушение речи, а не изолированное выпадение
какой-либо ее стороны.

Каждая форма афазии возникает при поражении определенного участка коры левого полушария мозга, так называемой «речевой зоны», и находится в зависимости от локализации очага поражения и фактора.

Восстановление речевой функции при афазии носит поэтапный характер. Естественно, что на ранних стадиях заболевания, независимо от конкретной формы афазии, ставится задача включения главным образом непроизвольных, автоматизированных уровней речевой деятельности.

В этот период наиболее эффективным оказывается использование автоматизированных речевых рядов, «оречевление» эмоционально значимых ситуаций, «оживление» речевых стереотипов, хорошо упроченных в прежней речевой практике.

На последующих этапах заболевания (резидуальная стадия) восстановительное обучение проводится с расчетом на все более активное, сознательное вовлечение больного в восстановительной процесс. Для этого применяются перестраивающие методики. Их использование невозможно без перевода работы на произвольный, осознанный уровень. Это не значит, что необходим полный отказ от опоры на речевые автоматизмы, однако основной акцент делается на сознательное усвоение тех или иных приемов компенсации дефекта.

Восстановление речевой функции при любой из форм афазии требует системного подхода, т.е. подразумевает нормализацию всех нарушенных языковых уровней. Однако при каждой из афазических форм имеются и специфические задачи, связанные с преодолением первичного речевого дефекта.

Работа по преодолению вторичных расстройств понимания речи, накоплению активного словаря, нормализации грамматической стороны речи, чтения, письма показана при всех формах афазии, поскольку в той или иной мере эти стороны речи страдают при каждой из них. Объем этой работы определяется степенью выраженности того или иного дефекта, его удельным весом в общей клинической картине данного случая афазии.

При очень легкой степени выраженности речевого дефекта, часто остаются фоновые нарушения психической деятельности, мешающие пациенту чувствовать свою состоятельность: более или менее выраженные нарушения активности, спонтанности и пластичности психических процессов.

Избирательность психических процессов обусловливает состояние функции внимания. Внимание, в свою очередь, обеспечивает активное, произвольное выделение существенных для психической деятельности в данный момент элементов, а также поддерживает контроль за ее нормативным протеканием.

В зависимости от степени и локализации очага поражения страдают такие психологические параметры внимания, как объем, устойчивость, переключаемость, перераспределение. Поэтому всевозможные словесные головоломки — как нельзя лучше решают задачу включения произвольности, увеличения периода произвольного внимания, преодоление остающихся субъективно значимыми для пациентов речевых трудностей (в том числе, преодоление специфических ошибок на письме).

Словесные головоломки — это загадки, построенные на материале слов и предназначенные для индивидуального разгадывания.

Словесные головоломки бывают разных типов: анаграмма, метаграмма, логогриф, шарада, слово в словах, словесная пирамида, ребус, каламбур и т.п..

Каждая словесная головоломка из этих типов может самостоятельно решать ряд задач по восстановлению речи у пациентов с легкой степенью выраженности речевого дефекта. При этом в зависимости от структурного дефекта и первичного дефекта цель может изменяться и варьироваться для обеспечения полноценного логопедического восстановительного обучения.

Ниже представлено описание словесных головоломок и примеры стандартизированных заданий.

АНАГРАММА

Анаграмма (в переводе с греческого) — это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову. Например, луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон.

Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами. В головоломках принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число).

Инструкция: Переставьте буквы в слове так, чтобы получилось новое слово.

воз

вол

гам

вес

док

икс

кит

бар

зал

год

бук

гул

кал

вор

***

вывоз

запор

жирок

знамя

выдох

дилер

газон

вобла

зарок

канал

замок

выкат

капот

маска

капли

гамма

врата

дырка

***

кобура

кварта

ректон

умница

костел

погреб

коршун

сотник

лапоть

портик

трепло

кишлак

нищета

маячок

монета

чердак

нектар

корсет

***

мазанка

двоечка

лихость

истукан

недовес

ладанка

плодник

ладошка

плесень

ливанка

каторга

зарница

делянка

петлица

перелом

перфект

вязанка

лапочка

Инструкция: Перед вами слова. Выберите из них только те слова, анаграмма которых будет начинаться с буквы А:

салат

Мария

заруб

газон

отара

стропа

тропа

выкат

мольба

сосна

нагар

печатка

саван

ручка

спаниель

капли

среда

волчанка

Инструкция: Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

ААЛТЕРК -
КОЖАЛ -
ДМОНЧЕА -
ШКААЧ -
АТСЕН -
ТИВОНКР -
РАКЫШ -
КООН -
САИВЛ -
РЕОХ -
ШПАУК -
ШРАУГ -
УАКЩ -
СЬДЕЛЬ -
ТЯРПИЛЬЕ -
УЛААК -
ЗГЛА -
ААМГУБ -
НАМГЕРПЕТ -
АППРУИС –
НИАВД -
СЕОТТ -
СЛОТ -
ЛЕКСОР -
АЛСТЬ -
ЕДМЬ -
АНОРБЗ -
ИЯРИНО -
СНИРУКО -
ЕДУЛЖКО -
МНИСКО -
РТАНИКА -
ГАСПО -
КМААБШ -
ОЛААКШ -
ОТЛААКШ -
РОНТ -
СУЛТ -
ЛОРКЕС -
КОУРС -
ЖААРБ -
ТЯХА -
НУССК -
КОДАЛ -
ЫЙБЛЕ -
ЙОВУБЛ -
ИИЙСН -
ЫЛАЙ -
НОЗИБ -
ФЕЛЕТОН -
АБРЕЗ -
ГРИТ -
ААННБ -
ЛЯКООБ -
ОМНЛИ -
ИНААМШ -
КРУА -
ЯЫКЗ -
ДУЛЖЕКО -БАРЫ -
ВКЕО -

Инструкция: Переделать слово так, чтобы получилось новое:

старинное средство передвижения в самое современное;
вкусную булочку – в лодку;
грызуна – в породистую лошадь;
еловый лес – в металл;
материю – в геометрическое тело

Инструкция: В стихотворении зашифрованы 2 слова. Найдите их.

Я кусаюсь, я летаю,
летом всем надоедаю.
Буквы переставь – и я
Стану частью корабля.

Я река с известными мостами,
Город есть на мне – музеев тьма.
Стоит буквы поменять местами –
В дивный город превращусь сама.

Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени –
Консервы, джемы, маринад
Во мне обычно все хранят.

Вот вам — повозка, не телега,
Но если в ней, взяв букву слева,
Перенести на правый борт,
То будет русских яблок сорт.

Не раз в оркестре я звучала,
Мой голос струнный так певуч!
Но «Ф» мое поставь с начала,
И я во тьму направлю луч.

Инструкция: Образуйте новое слово при чтении первого справа налево.

Превратите дерево в геометрическое тело;
измерение времени — в породистую собаку;
взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря;
дорожку в сорт яблок;
недовольный гул голосов в инструмент для рубки.

От солнца, ветра и дождя
Тебя всегда укрою я.
Наоборот меня прочтёшь –
В горах Армении найдёшь.

Найдешь загаданное слово
В названии «жителя морского»,
А как прочтешь наоборот –
Под парусами он плывет.

В моря и океаны
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В часах меня услышишь.

Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот.

Еще одна разновидность анаграмм — «словарная арифметика» — слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов.

Инструкция: Из букв данного слова составьте несколько слов. Каждая буква исходного слова должна использоваться по одному разу. Количество точек соответствует количеству букв.

Карусель = куль + сера.
Крепость = …. + ….
Сноровка = …. + ….
Сторона = … + ….
Типография = …. + … + …
Досада = … + …
Климат = … + …
Доктор = … + …
Дротик = … + …
Транзистор = … + ……
Мышьяк = …. + ..
Плесень = …. + …

Инструкция: По данным словам определить слово, из которого они были составлены. Количество точек соответствует количеству букв.

Мат, том – атом.
Бак, рак — . . . .
Бас, раб — . . . .
Лоб, тол — . . . .
Бор, род — . . . .
Бар, дар — . . . .
Иск, рис — . . . .
Рог, тор — . . . .
Ржа, раб — . . . . .
Роза, рог — . . . . .
Шлем, ель — . . . . .
Сад, клад — . . . . .
Бук, лавка — . . . . . . .
Год, оговор — . . . . . . .
Крот, банк — . . . . . . .
Ус, нота, рис — . . . . . . . .
Матрос, гном — . . . . . . . . .
Крона, сом – . . . . . . .

Инструкция: Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания:

Атлас –
Кума –
Смола –
Угар -
Шпала -

Инструкция: Из букв данных слов составьте одно слово. В результате должны получиться:
- химические термины:

1. РОСТ + ВАР=
2. ТРЕК + ИВА=
3. ФУРА + ЛОМ=
4. ТРАП + РЕПА=
5. МЕЛОК + АУЛ=
6. КОБРА + ПИР=
7. НИТКА + ИРОД=
8. ТОННЕЛЬ + СВАТ=
9. ТРАВЕСТИ + РОЛЬ=

- овощи:

САД + РЕКИ =
КАША + КОРТ =
ТУР + ПЕШКА =
ВЕС + ЛАК =
СТАН + ОСИП =

- ягоды:

КЛИН + БУКА =
РОДИНА + СОМ =
ЧИН + РЕКА =
СУК + БАРИН =
БУЛКА + ИГО =
РОГ + ДИВАН =

- фрукты:

КРЕП + СИ =
ПЕНЬ + СИЛА =
СОКИ + БРА =
СИ + ВАЛ =
АС + АННА =

- животные:

ЛИРА + ГОЛ =
ЛИК + ПЕНА =
ФА + ЖИР =
ДО + КРОЛИК =
ЛИПА + НОТА =
ФА + ГНОМ + ИЛ =
ПЕРО + ЛАД =
КОЖА + ВОРОН =
ЕЛЬ + ГАЗ =

МЕТАГРАММА

Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные).

Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку: мышка – мошка — кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь.

Инструкция: Получите новые слова, изменяя в исходном слове только одну букву. Превратите слово:

«час» в слово «век»;
«час» в «год»;
«кору» в «лист»;
«место» в «парту»;
«зуб» в «рот»;
«душу» в «тело»;
«дочь» в «мать».

Инструкция: получите новые слова, изменяя в исходном слове только одну букву.

Пир – тир – тис – тёс – пёс – пас.
гид — … — … — … — … — … — … — … — …
гол — … — … — … — … — … — … — … — …
дуб — … — … — … — … — … — … — … — …
дуб — … — … — … — … — … — … — … — сон
жир — … — … — … — … — … — … — … — ром
клок — … — … — … — …
жало — … — … — … — …
лист — … — … — … — … — …
тираж — … — … — …
солод — … — … — …
паста — … — … — …
байка — … — … — … — … — чашка
мираж — … — … — … — … — баран
ворот — … — … — … — … — город

Инструкция: Угадайте слова, зашифрованные в стихах.

Я символ власти, нужный королю.
Но если «н» на «в» сменить –
Я травку на лугу щиплю
И можете меня доить.

Я безумно с гайкой дружен,
Нас водою не разлить.
А больным я буду нужен,
Если «в» на «б» сменить.

Я монархом был в России.
«Ц» на «л» смени скорей –
Будет ящик, где хранили
Раньше множество вещей.

Металл я ценный – это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным,
Смотри во мне не утони.

Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь «л» на «а» – и я
Вью гнездо на крыше дома.

3. ЛОГОГРИФ

Логогриф (в переводе с греческого – «загадка») – такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах, так же, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные), например, из слова рот, добавив одну букву, можно получить слова крот, рота, рост, а из слова сон – соня, стон, слон.

Инструкция: Добавьте одну или несколько букв в слово (в начало, середину или конец слова), получив новые слова. Количество точек совпадает с количеством букв.

Флаг – фланг – фаланга.
Ель — . . . . — . . . . .
Лад — . . . . — . . . . .
Сон — . . . . — . . . . .
Еда — . . . . — . . . . . .
Вор – . . . . . — . . . . . .
Рана — . . . . . . — . . . . . . .
Гол — . . . . — . . . . . — . . . . . .
Акт — . . . . — . . . . . — . . . . . .
Док — . . . . — . . . . . — . . . . . .

Инструкция: Угадайте слово, зашифрованное в стихотворной форме, путем добавления или отбрасывания буквы (или слога):

Я ласковый домашний зверь,
Обычно крепко сплю с утра.
Добавьте в слово р теперь –
И под землёй моя нора.

Я дождь, и молния, и гром.
Но г из слова уберём,
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый.

Я не царь, не фараон,
Но державу возглавляю.
А без первой буквы о
Стиль пловца обозначаю.

Могу я быть копчёной и варёной,
Со мною можно сделать бутерброд.
Но превращусь в сосуд лабораторный,
Коль слог последний кто-то уберёт.

4. ШАРАДА

Шарада – один из наиболее популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами. Эти части слов называются слогами. Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять и из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.
В отличие от других видов словесных головоломок (анаграмм, метаграмм, логогрифов), в шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Нежелательно при этом, чтобы деление слова на части совпадало с морфемным (смысловым) членением, так, выбор слова сеновал с делением на сено и вал для шарады неудачен.

Инструкция: Угадайте слово, зашифрованное в вопросе.

Какая мера длины определяется двумя нотами?

Какая ягода получится при попадании в напиток для взрослых твердых атмосферных осадков?

Какая сладость получится из полезного, но слезоточивого овоща, если приложить к нему то, чего не хватает безумцам?

Что может вырасти на лице, если в сосновом лесу читать хвалебное стихотворение?

Какое противозаконное действие совершается, если на некое дерево наталкивается небольшое, но колючее животное?

Какие образуются водные животные, если одну и ту же ноту отстукивать тем, на что надеваешь ботинки?

Что вырастает на лице, если около плавучего водного знака барахтаются исполнители собственных песен?

Какая собачка получится из 16,38 кг и хвойного дерева?

Какое получится кусачее насекомое, если округлый кусок чего-либо покатится по участку в 100 квадратных метров?

Какое может получиться старинное оружие, если на участке в 100 квадратных метров устроить танцевальное представление?

Какое животное получается при опускании в блюдо из крупы прибора для измерения глубины?

Какое возникает чувство, если змея, хоть и неядовитая, встретится пилоту высшего класса?

Какая начинается народная игра, если на группу певцов садится кусачее двукрылое насекомое?

Какое получится украшение, если житель Ирана спрячется в защищенном от солнца месте?

Инструкция: Угадайте слово, зашифрованное в стихотворной форме:

Мой первый слог – бумаг большая стопка.
Японцы из второго гонят водку.
А в целом – дерева стройнее
Не знает ни одна аллея.

Со стенки светит первый слог,
Наездник мчится на втором,
А третий (кто б подумать мог?)
В славянской азбуке найдём.
А в целом неприятен он,
Его преследует закон.

Мой первый слог – это предлог,
Согласья знак – второй мой слог,
Мой третий слог – судьбина злая,
Всё вместе – в праздник получаем.

Первый слог для измеренья круга нужен,
Два вторых совместно значат «век».
В целом – огнестрельное оружье,
Лучше б не владел им человек.

Вот ворона закричала –
Мы услышали начало.
На болоте – завершенье.
В целом – мастера творенье.

Для этой разновидности шарад используются не любые слова, а существительные в именительном падеже.

Инструкция: к данному слову подберите одно слово так, чтобы в целом получилось новое слово.

пол… – полоса,
бар… –
бор… –
…окно –
…мель –
…як –
…рис –
…ток -

Инструкция: подберите одно общее слово для целой группы слов так, чтобы оно, будучи поставлено впереди или позади каждого слова из группы, образовывало бы вместе с ним новое слово. Количество точек совпадает с количеством букв.

Д СВ
ПР М
ХОР (. . . .) ОВЧ (. . . .)
П ЦЕС
САД САНИТ

РЕТ ЕТА
ЬЕРА ШЕТ
(. . . . ) МОНЕ (. . . .) КТОН
НОЙ КА
ФЕЛЬ ТАЦИЯ

ЫРЬ ВЕЙ
ИНКА МА
(. . . . .) ИЛИН (. . . .) НКА
МАССА ДКА
УН НЧАК

5. СЛОВО В СЛОВАХ

Слово в словах – так можно назвать целую серию головоломок, суть которых состоит в том, что слово (обычно существительное в именительном падеже) «спрятано» в других словах. Выделяется несколько разновидностей этой серии.

Инструкция: Найдите такое слово, которое бы также служило концом слова для букв, стоящих спереди, и началом слова для букв, стоящих сзади. Количество точек совпадает с количеством букв.

т.е. получаем три слова: лук, каблук, лукошко;

ВОС (. . .) УЛИ
ФОР (. . .) РОС
ЗНА (. . .) АРЬ
БАЛ (. . .) ДОР
РАС (. . .) ЛАЖ
КОМ (. . .) ЕРЯ
ФОР (. . . .) ЕЛЬ
ПАС (. . . .) РЕТ
СЮР (. . . .) НАК
ЭКС (. . . .) НОЙ
НА (. . . .) ОК
ПАРА (. . . .) ИН
АПО (. . . .) БЕЦ
ПОЛ (. . . .) ЦИЯ
МА (. . . .) ТЬ
БО (. . . .) К
ГИ (. . . .) КАН
ПО (. . . .) ОВАЯ
ПРО (. . . .) О
КОН (. . . .) ИКА
ПЕНО ( . . . . .) ИНА
АН (. . . . .) ИР
ПЛАТ (. . . . .) Т

Слово может «прятаться» и на стыке других слов – файнворд (от английского «findword» – «найди слово»). Суть задания – найти названия объектов или терминов, спрятанных в тексте, если все их буквы идут подряд. Работа такого рода развивает внимание, умение анализировать, формирует «терминологическую зоркость». Составляется текст, в котором начало искомого слова совпадает с концом одного слова текста, а конец – с началом следующего слова, например, в предложении Угол, овал, круг – это геометрические фигуры можно обнаружить слово голова. Для зашифровки слова может быть задействовано и более двух слов, например, слово Португалия можно разместить в четырех словах: Завтра в аэропорт, у Гали я долго не задержусь.

Инструкция: Найдите «спрятанные» в предложениях названия известных вам стран и их столиц.

ЗаПЕР Утку в сарае — злые люди хотеЛИМАленькую птичку мою украсть.
ФРАНЦ И Я заключили ПАРИ. Жак — свидетель.
Кто говорит, чтоКИТ АЙсберг разбил? Не верь паПЕ — КИНо это.
ИРА, Не уходите, пока что-нибудь не выбереТЕ. ГЕРАНь хотите?
КасСИРИ Я нашли без труДАМАСКи.
На подоконнике стояли насТУРЦИЯ и стакАНКАРАмели.
Соблаговолите подойти кнашейпринцесСЕУЛьяне, не то сие будет рассмотрено как уКОР ЕЯ величеству.

Инструкция: Найдите в предложениях термины русского языка.

Скоро деревья покроются зелёной листвой.
Иванов Стёпа дежурит очень добросовестно.
На заводе мячи сложили в ящик и отвезли в магазин.
На место происшествия немедленно прибыл пристав Караулов.
В доме ещё не было окон. Чан и его помощники взялись за работу.
«Мы уже опаздываем. Скоренько собирайтесь!»
«Запишите слово. Сочетание ЧН подчеркните».

Инструкция: Найдите в предложениях термины математики.

Лучшей ученицей класса признана Скоротоп Люся.
Доктор весело спросил: «Что же произошло с вами? Ну, смелее отвечайте!»
Этот юноша был прекрасно сложен, и его пригласили для показа моделей одежды.
Картонный домик был быстро сложен, и его место заняли другие игрушки.
Торт был быстро разделен, и его тут же съели.
Над городом раскинулась радуга.
«Ты ужасно упрям! А я жду от тебя послушания».
Тараканов Алексей всех порадовал своими успехами.
О Валентине, лучшей спортсменке школы, знали все.
Этот дом кос и крив, а я не хочу, чтобы он развалился.
Неудавшаяся модель самолета была безжалостно сломана Яшей. Он начал работу заново.
«Ну, скажи, зачем тебе клюква? Драть тебя некому!» — сердито приговаривал папа.
Перебегая через дорогу, Бокр угодил прямо в лужу.
Это такой мальчик. Ругать его бесполезно. Просто ему нужно еще раз все хорошо объяснить.
«Ты самый лучший друг, Олег!», — воскликнул Игорь.
«Быстрее застегни ремень, — шептала сердито сестра. – Мы уже опаздываем в школу».
Чтобы не причинить боль, Шелестова Яна очень осторожно перевязала девочке рану.
Врачи сложили все инструменты в сумку и уехали.
Доливая в кофе молоко, вы делаете этот напиток более вкусным.
На даче в ведро бьют громко и настойчиво, если иначе никак не привлечь внимание во время опасности.
Примеряла Даша платье, а лицо умыть забыла.
«Приходите к нам в гости! — приглашала Роза. – Дача наша совсем рядом».
От ветра закачались и заскрипели старые деревья в лесу.
Одно значение у слов. И есть еще другие.
Вопрос уже решен, и если это вас не устраивает, предложите свой вариант.
«Дайте мне слово!» — просит директор на собрании.

Инструкция: Найдите фамилии писателей и поэтов.

Сева Барт о себе ничего не рассказывал.
Ловить рыбу Нина никогда не любила.
Хороших спортивных игр очень много. Гольф – одна из них.
Дети уходили все дальше в лес.
Много прошло с тех пор зим, вёсен и ничего не изменилось.
Вдруг видит богатырь: лежит кованый меч.
Этот мальчик Ризо щенков очень любил.
Кольцо в его руке сверкало под лучами солнца.
Снегом укрыло все деревья и кусты.
Доброму старику принцесса подарила прекрасную розу.
Мы долго сидели в полной темноте, но сова так и не появилась.
Сейчас оркестр играет марш, а кадриль уже исполняли.
Володя-шутник и Тина-хохотушка весь вечер веселили гостей.
Холодный собачий нос тёрся о руку хозяина.
Не опирайся на стол, стой смирно.
Приехали наши друзья: поляк и чех. О Ване никаких новостей не было.

Инструкция: Найдите понятия окружающего мира.

Ребята на экскурсии могли наблюдать за изменениями в природе.
Эта игра ни тогда, ни теперь мне не нравилась.
Трактор Фёдора сиял чистотой.
Это звучал редкий теперь музыкальный инструмент: домра. Моряки были им очарованы.
Пусть Елена сначала выучит уроки.
Небосвод был чист, о кратковременном дождике ничего не напоминало.
Когда я рассказал, что видел нору, словам моим не поверили.
Шаги незнакомца были легки. Евгений не сразу его заметил.
К весне рвы заполнило водой.
Относитесь внимательно к своей пище. Вода должна быть чистой.
Камыш цыплята не любят, там хорошо утятам.
Легче репка не стала.
В этой маске летом было очень жарко.
Из коры были сделаны красивые шкатулки.
Разве рис хуже хлеба?
А сам – хитрый какой – не захотел работать!
Все вместе бельчата спрятались в своё гнездо – тайно.
Бабушка собирала коренья лекарственных трав.
Заказ Николай выполнил в срок.
Маленького зайчонка может вылечить только забота, Ника это понимала очень хорошо.
Этот интересный зоолог и Яков Сергеевич пришли к нам в школу.

Инструкция: Найдите «спрятанные» в предложениях названия хорошо вам известных растений — цветов, деревьев.

На банке варенья копошился целый рой ос, и нам нельзя было полакомиться. Петя с елки игрушки снимал и на полку складывал.
Скажи, где лежат конфеты. Ведь поп их так любит!
Кто снял колесо с нашей машины?
Не проходи мимо, за счастьем в погоне.
Пусть салют и крики «Ура!» тебя не обманут.

Инструкция: Найдите спрятанные в предложениях фамилии хорошо известных вам писателей.

Смотри, любимый кокос ее в альбоме нарисован!
Кто запер родителей в темной комнате?
Не смешивай ментол с той сладкой жидкостью!
Витя, не надо краба ртом трогать.
Мама, а змея, рыба, комар, шакал – это все звери?

Инструкция: Найдите внутри предложений цифры.

Сколько грязнуль учится в Нинином классе?

Какие цифры получаются у Нинули самыми красивыми?

Какие отметки по поведению получили друзья Родиона Шустрикова Каледин и Цыплаков?

Сколько кустов смородины посадила Нинуля?

Инструкция: Найдите названия 10 моллюсков, спрятанные в тексте.

«Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала – она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работать, оказалось, что Анка ту шкалу измерений, которую нам только что прислали, хорошо знала. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда удивит! В большинстве прудов икра отлично развивалась. Началась жара – панамы очень пригодились. «Смотрите, цапля! – закричал Николай, снимая джемпер, – лови, цапля, лягушек, будь нашей помощницей. А вот еще птицы, их три, да к нам приближается целая группа». И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три – цапель девять в этой группе. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля была совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: «Иди, я не трону тебя».

Инструкция: Найдите названия 9 раннецветущих растений.

«Про лес как не рассказать. Мне он люб как летом, так и зимой. Снег и воздух чист, я как в сказке. День погож, и каждый след виден, надо, нисколько не мешая лесной жизни, наблюдать. Вот гнездо скопы, тень от него похожа на косматого зверя. Ни мороз, никакой холод не остановят весны. Кончается сон трав, а у деревьев уже много сока. Весна идет!»

Инструкция: Найдите 9 представителей класса «Насекомые», спрятанных в следующем рассказе.

«Летом мы жили у дяди Мити на Днестре. Коза у него была, куры. Мы ловили рыбу. Нам уха даже надоела: что достается легко, сами знаете, мало ценится. И все же мы упрямо скитались по берегу с удочками. Иногда брали у дяди Мити мотоцикл. О путешествии дальнем мы не помышляли, но окрестности все объездили. А вообще хозяйство Митяево было небольшое: изба, бочка с бензином, несколько грядок и две яблони. Дядя Митя играл на гитаре, пел с азартом, но очень плохо. Что ж, у каждого свои недостатки. Его любимой была песенка про веселый ветер. Митя запомнил ее из старого кинофильма. Бывало, чтобы не слушать его концерт, мы гитару прятали. Он ее долго искал: «Где гитара? Канитель какая». Допек он нас своей гитарой! «А не перебраться ли нам в шалаш?» – мелькнуло однажды у меня в голове. Перебрались, но дядя Митя нашел нас и там».

Инструкция: Найдите в тексте 14 названий рыб.

«Люблю я на утренней зорьке посидеть у нашей реки. Удивительна ее неброская красота. Рань такая, слышен каждый звук: как рыба играет, птицы просыпаются. Умел бы, картину написал. А какой пейзаж! Смотри – за радуй. Тут тебе луга пойменные и плёс. Чуть дальше река делает поворот, а на противоположном берегу – лес.

Вечерняя зорька полна особой прелести. Вот над лесом взошла луна – одноглазый светофор. Ельник, кажется, залит таинственным сиянием, упал тусклый свет на плёс. Дунул ветер – туман прогнал, и мелкая зыбь побежала по воде. А на ней – серебряная дорожка, словно шар луны скатился в воду. У берега плот, валко шлепнула волна, окропила прибрежный песок. Душа замирает. Вот потому и не ищу какого-то иного отдыха!»

Инструкция: Найдите в тексте «спрятанные» названия растений. Можно сливать буквы, слоги, слова, но нельзя их переставлять.

Стояло на опушке Древо с желудями. Свинья наелась желудей, как насос, накачалась водой из ручья, отоспалась и стала подрывать корни у Древа. Деревья возмутились: «Не ты ли пасёшься здесь уже который день? Что пользы тебе от такого рытья?» — спрашивают у свиньи. «Хочу рыть и буду, — бубнит свинья в ответ, лакомясь опять желудями. – В том Древе мало проку вижу я. Мне лишь бы желуди, ведь я от них жирею». Даже у Ворона в зобу клокочет от гнева: «Ты задери повыше рыло! Увидишь, откуда желуди берутся. Их даёт царь деревьев, чтобы из них новый лесок вырос. Иначе не будет больше ни леса, ни желудей, и останется одна крапива». А другие обитатели леса добавляют « Не подрывай корни у того, кто тебя кормит. Будет тогда у тебя пищи вдоволь, Хавронья!» Лишь одно дерево промолчало, подумав: « А мне некстати ссорится со свиньей, вдруг она станет рыть и мои корни».
Мораль же этой прозаической басни: «Нельзя же в ослепленье бранить науки и учение, и все учёные труды, не ведая, что ты вкушаешь их плоды».

Инструкция: Перед вами фразы, в каждой из которых не менее двух названий животных. Найдите их.

ЧТО ЗА МУЖИК ВАРИТ В КОТЕЛКЕ КАШУ?
НЕТ ИКРЫ, БАБУШКА СПРЯТАЛА В ПАЛИСАДНИКЕ.
ДОРОГАЯ, НЕ ГРЕЙ НОС О РОГАЛИК, А ПОПРОБУЙ ВОЛНУШКИ.

Инструкция: Найдите 17 названий распространённых пород собак.

Отправились мы с Николаем Еропкиным в лес. Взяли, как договорились, с собой карту, компас. Я надел папин черный плащ, Николай — казённую робу. Мы с ним старые приятели, соли съели, наверное, пуд. Ельник начал редеть. Еропкин шёл и, словно мяч, футболил березовый гриб. Бах — бабах! С дерева сорвалась ветка. На лбу моего товарища выросла шишка. Медный пятак — самое лучшее средство от шишек и синяков, но где ж его взять в лесу? Мой товарищ горестно вздохнул. Футбол он, кажется, разлюбил.
«Таких слепых тетерь, Еропкин, я ещё не встречал», — улыбнулся я. «Тетери бывают глухие, а не слепые», — проворчал Николай. Смотрим вперёд. Идти влево — гора, вправо — дол, азимут правильный. За нами увязалась собачка, видимо, псина по лесу соскучилась. Вдруг из кустов выскочил странного вида заяц. Один бок серый, другой — белый, уши чёрные, ну явный перебор. Заяц перемахнул через кусты и скрылся в чаще. Хищная птица появилась внезапно. Сокол лишь на мгновение нырнул в кусты и взмыл вверх с добычей в когтях. «Гуляш, пицца, бифштекс», — промелькнуло у меня в голове. Уселись мы на пеньки. Коля решил закурить своего самосаду, я заготавливаю хворост для костра. Хворост сырой от дождя. Костёр не зажигается. «Эх, сейчас керосинчику бы», — вздохнул я. «Когда-то я служил на камбузе, истинный повар-кок керосином не пользуется», — похвастал Коля. Словно архитектор, он сложил ветки и вмиг разжёг костер. Правда, покурить ему не удалось. Кисет терся, терся во время ходьбы и прохудился, табак и высыпался. «Ничего, коллега, ваяй костер дальше, а покурить можно и сухие листья», — успокоил я его. Построили небольшой шалаш. Лесной уютный кров, чарка горячительного согрели нас, и настроение снова поднялось.

Инструкция: Найдите названия 9 названий птиц.

Вот и осень пришла. Голос осип, опять простуда. Как хочется вернуться в лето, где лучи солнца пляшут на поверхности воды и полосой катятся к берегу. И все реки летом так красивы: Северная Двина и Волга, Иртыш и Лена. А истоки их ещё более удивительны. Эти реки начинаются с маленьких ручейков. Их можно перешагнуть в сапогах, сухо, но скоро они превратятся в огромные поверхности воды. По ширине реки бывают сорок, а то и больше километров. Ой, от мыслей сбил писк. Хлопнул комара, будет чем поживиться ещё не уснувшему паучку. Осень побеждает. Игра честно закончилась. Лето, с земли отступая, сворачивает свой зелёный палас. Точка.

Инструкция: Найдите в тексте названия 6 копытных животных.

– Я, – сказал Колька, – бананов не люблю. А вот яблоки, что растут у деда Кукушкина, это – сила! Но в сад к нему попасть нелегко: забор высокий.
Митька Носиков, облизнувшись, поддакнул:
– Высокий. Дело – труба.
– Раньше в заборе дыра была, – продолжил Колька, – но дед её заколотил, чтобы кто-нибудь, вроде нас, в сад не забрался. Что будем делать?
– Осталось одно – идти за лестницей, – сказал Митька.
Пошли за лестницей. Подняли и сразу бросили: больно тяжела.
– Придётся переходить на бананы, – вздохнув, проговорил Колька. И спросил: – А где они растут, не знаешь?

Инструкция: Найдите названия 8 предметов спортинвентаря.

Жили — были дед Иван и баба Марьяна. Дед любил говаривать: «И волки сыты, и овцы целы. Жить надо правильно». Они все знали, все умели. Заболеет у кого конь — к Ивану шли: помоги. Баба варила отвар из конского щавеля с заячьей капустой и добавляла туда тёртый каштан. Гастрономия эта, как ни странно, помогала. Если соседский ребенок подхватывал коклюш, кашель или ангину — родители торопились к бабе Марьяне. Излечивала: давала какое-то варево ландышевое. Правда, не все верили в лекарские способности стариков. «Слушай, бабушкины сказки всё это. » — с кислым выражением лица внушали они. Старики в ответ только плечами пожимали. В ответ бывшие пациенты ободряюще улыбались: мол, о тебе, дед Иван, да о тебе, баба Марьяна добрая слава идет, не стоит беспокоиться. Дед Иван смеялся в ответ – меня беспокоит, только мой пёс…стар, а пират тот ещё.

Инструкция: Найдите 5 «спрятанных» в тексте названий домашних животных.

Любе 6 лет. С мамой, папой и младшим братом она живёт в деревне, в большом и светлом доме. Сегодня Люба проснулась в восемь часов.
- Люба, рано ещё, спи, — сказала, улыбаясь, мама.
- Я вам помогать буду, завтра же Новый год.
- Ах, какая помощница у нас растёт, вот молоко твоё, пей.
С улицы зашёл папа:
- Столько снега выпало, всё крылечко замело.
Папа оделся потеплее, взял лопату и пошёл расчищать дорожку. Люба повязала себе фартук и спросила:
- Ну, что делать?
Мама засмеялась и, усадив девочку за стол, ответила:
- Посиди пока тут, кашки поешь, а тесто подойдёт, пироги печь будем.
- Ну, где моя помощница, — в комнату зашёл папа. У него были красные щёки и нос. — Ёлку будем наряжать?
- Будем, будем! — Люба радостно захлопала в ладоши.

Инструкция: Найдите 11 названий фруктов и ягод.

Мама протянула Ване газету, сказав: «Вот новая игра. В переводе с английского — «Ищи слово». Названия фруктов и ягод спрятаны внутри текста. Например, «У барабана нашли спящего Ивана». Видишь, Ваня, где спрятан «банан»? Дальше в условии написано, что надо найти еще 11 слов. Считай, что прямо с этого места игра началась. А я пойду поставлю электросамовар». «Бузина! — мгновенно вскрикнул Ваня. — Ура, я нашёл первое слово — ягода в тексте!» «Бузина — ядовитая ягода, — возразила мама, — а нам нужны только съедобные». Ваня стал читать следующую фразу о том, как ураганы сломали на даче яблони: «А вот и первое слово — «курага». «Нет, Ваня, — сказала мама, — курага — продукт, приготовленный из сушёных абрикосов без косточек. Курагу, урюк, изюм удалим. Они запрещены правилами игры. Нужны только свежие фрукты и ягоды. Думай, Ваня, вникай в игру, шаг за шагом продвигайся по словам, всмотрись, не вписано ли в них какое-нибудь нужное нам название фрукта». И дело у Вани пошло успешнее. Дочитав ровно до этого места, Ваня сказал: «Мам, а мы с тобой уже ровно пять слов нащёлкали, надо еще шесть». «А я думаю, что осталось пять слов, — возразила мама. — Посмотри внимательнее на свою последнюю фразу, не найдёшь ли ты в ней самой еще одной штуки? Видишь ли, учитывать надо всё, в том числе и наш с тобой разговор». «Мам, а маслин, жирных таких и солёных ягод, не может быть среди фруктов?» — «Сама не знаю, надо спросить у гурмана». — «Гурман, говоришь? А кто это?» «Это человек, который разбирается в деликатесах», — ответила мама. «А у нас будут деликатесы?» — «Будут. Лишь бы цены не росли, Ваня».

Инструкция: Найдите в данном стихотворении зашифрованные природные явления.

Зари чертог — романтик и поэт!
Угроза ночи мягка и безгрешна.
В грядущей тьме тельняшка туч поспешных
Разрисовала небо разом. Меркнет свет.
Звезда, минуя резвых туч обрез,
С него падучей каплей укатилась
И за сухарь скалы ушла. И скрылась,
Чтоб у рядов осин и след исчез.
А мрак закроет ставни. Эх, открой!
И до утра дуга холмов растает.
В траве тернистый путь юлит, петляет
И в темноту манит: иди за мной!
А позже рос взыграет хоровод.
Игра дрожащих капель дерзновенна.
И с ней придёт на радость всей Вселенной
Незримо розов и горяч — восход!

Инструкция: Найдите названия 10 животных.

Не спалось от птичьего трезвона. По откосу лиги бегут несмелые ручейки. Утреннее солнышко заигрывает с сосульками. А лунный диск догорал на голубом небосводе. Кто сказал, что не встречаются солнце с луной. Вижу как оба светила соревнуясь в беге мотают круги по небосводу. Поленья потрескивают в растопленной печи, пар харчей из чугунка разносится по кухне, а руки замарались в смоле от дров. Учебник, что зубрил ночью, отложен на край стола. Скорей бы каникулы. Нарвав букеты из верб, люди идут к церкви. Сегодня вербное воскресенье.

Инструкция: Найдите 7 зимних и новогодних слов.

В далёкой жёлтой Африке жил бегемотик Шура. Пошёл как-то он погулять к реке. А там повстречались ему два крокодила — Кирсан и Моро.
- Здравствуй, деточка! — говорит Кирсан — Пойдём с нами, Шура. На реке пароход вёз-вёз, да не довёз сладости. Мы дадим тебе кокосов, бананов…
- И конфет, — тихо проскрежетал зубами Моро.
Но благоразумненький Шура отказался:
- Мама сказала мне никогда не ходить с чужими. Особенно с крокодилами.
И убежал.

Инструкция: Найдите названия 83 животных, птиц и рыб, а также еще 10 деревьев.

Как наш повар со сна праздничный завтрак готовит — можно целую поэму либо в прозе, бранясь, написать либо в стихах. Харчевня, куда водят иностранцев, открывается затемно. «Хочешь много успеть — завтракай рано! » — говорит наш повар. Кому до деревни далеко, он тех на машине возит, на пикапе. Сейчас он приступил к работе: загрузил в машину мясо, колбасу, араба с модной стрижкой, кадушку, барана, мебель — шкаф или нет? Нет, это такой сервант и лопата. Недолго они скитались: едва поехали — авария! Надо было повернуть налево, к парапету, хотя машину понесло направо. Таков царит, однако, закон дороги! Другие на этом месте тормозят. Там же наклон к скале, тяга сильная. Пикап и баран остались на обочине, а все, качаясь, выпали! Паника… Только шкаф устоял на месте. Забавная была у пассажира физиономия, пока кадушка на него катилась! Незадачливого араба согнуло буквально пополам, а повару хоть бы какой урон! Иностранец голень замарал, а возле башмака калачи жареные валяются. Повар тянет его за ногу, а на колени поставить не может. Все было хорошо, пока банка с огурцами не треснула, скатившись на череп. А харчи разом пропали. Бедный дядя! Тело пострадало… Помялся ус, три царапины на ноге. Этот случай как бы араба потряс. Требовалось срочно вытереть кровь! Повар нарвал травы, драл прямо руками. Потом накапал на ногу керосин, и царапины тут же зажили. Тюльпан дал хороший эффект. Надёжный способ, а как иначе? Так самые глубокие раны заживляют.
- Однако, брат, маловато керосина! — обеспокоился араб.
- Пяти граммов хватит, — ответил тот, — а ведро здесь не надо, понимаешь?
Чуть не умер иностранец.
Тут повар харчевню увидел, замок, открыл засов, а гостя первым пустил.
Накрыл стол, огромный, как аэродром. Еда разная едва на нём помещается! Там крапива ранняя, коньяк, пшенная каша, лоток сладостей восточных, крендель, финики, белых грибов целый короб. И зонт над головой. К икре ветка лаврового листа. Пир горой! Правда, сбежавший с уроков пионер пару грибов-таки спёр. Зато пользы много, и каша калорийная, вязкая! Можно в карман такой каши насыпать, кайма на нём получится… Шутка.
- Скоро варенье принесу, — обещал повар, держа в руке тарелку ликёра. Он взял ромовую бабу и на стол ее поставил. Настрогав и алоэ, и ягод в ведро, фасоли добавил, сварил самогон, да травы для запаха кулаком запихал. Целая канистра у стола, должно с запасом арабу хватить. Он и забыл о ноге. Пар, дым над столом!
Только была причина расстроиться: араб заявил, что банан дубовый, в супе волос, осьминога не доварили; ни разу брынзу не куснул и в мусорный бак три анчоуса выбросил. Икры, само собой, не хватило.

Инструкция: Найдите в тексте 11 названий овощей.

Письмо другу.
Дорогой Ваня!
Я тебе несколько раз писал, а ты почему-то не отвечаешь.
В прошлом году мы ездили отдыхать на юг, и я простудился в Анапе. Рецепты врача я выбросил и лечился горячим чаем с мёдом. Терпеть не могу микстур. Не псих же я, чтобы вместо душистого мёда, пить горькую дрянь. Затем я перегрелся на солнце, что, говорят, приносит вред. И сказал об этом врач, выступая по радио.
А недавно у нас произошло событие: отец разбил свой пикап. Устал в дороге и заснул за рулем. С отцом всё в порядке, только оторвал на правом ботинке каблук, а я слегка зашиб голову. Работ по ремонту много. Нужны и сварка, и правка, и покраска. Отец притащил домой сварочный аппарат и железные листы. Квартира похожа на склад металлолома. Житуха наступила трудная, а раньше была такая лафа. Соль на рану не сыпь — ни о чем не расспрашивай. Сам расскажу. Отец продолжает приносить в рюкзаке всякие железки, похудел. Ничего не ест. Лишь курит свой «Беломор». Ко вьючным животным вполне можно приравнять. И еще беда: он выронил автомобильные ключи из кармана брюк. Ваня знаешь, какой он теперь рассеянный. Я тоже, кажется, с ума сойду вскоре. Памяти нет никакой. Уже забыл твою фамилию и адрес. Ну, ладно, вспомню потом. А ты все равно пиши мне. Твой Лёша… а может, Леня.

Инструкция: Найдите названия животных в стихотворении.

Стемнело вдруг. Гроза идёт,
К земле колосья ветер гнёт.
Вдали сарай, за ним забор,
Он окружает птичий двор.

Туманы предрассветной ранью
Болота затянули тканью.
В озерке лилии цветут.
Как хорошо! Как славно туту!

Инструкция: Найдите спрятанные слова.

Бундель Финдель съел обед,
На обед – сто котлет.
Коле в парке не бывать,
Сладку вату не жевать.
Мышка, плача, сыр просила
И за палец укусила.
Кобра к ёжику спешит,
Языком всё шевелит.

Инструкция: Найдите названия 11 музыкальных инструментов.

Гоги получил в дар фантастически красивую гитару: «Учись, такого бойкого парня, как ты, без гитары и представить нельзя!» Сел Гоги вечером учиться играть. Соседи, конечно, заснуть не могут, даже слабая, на оба уха глухая бабушка Сулико. Поутру батоно Шалва пришел к Гоги. «Гоги, дорогой, так весь дом разбежится! Больше не могу. Слишком уж ты громко бренчишь». И соседки Гоги тараторят: «Голова раскалывается, как при горной болезни. Каторга! Не жаль тебе наших ушей? Эх, жили раньше — не тужили».

Инструкция: Найдите 11 металлов.

В первом классе учительница просит детей рассказать, кем работают их отцы, Маша говорит: «Мой папа работает в ресторане «Робинзон Крузо», лототроном заведует». Учительница говорит: «Да, твой папа — талант. А Наташин папа кто?» Наташа говорит: «Мой папа начальник, он в Кремле консультант. А летом один раз ему даже сам Ельцин крепко руку пожал». Затем Костя говорит: «А мой папа в церкви служит, в Костроме, дьяконом». Серёжа с гордостью сообщает: «А мой папа на крейсере бронебойщиком служит». И каждому из детей учительница говорит что-нибудь хорошее. И тут встаёт Вовочка. «А мой папа в борделе музыку играет». Учительница обомлела: «А ты знаешь, что это такое?» — «Знаю, — говорит Вовочка, — это половой дом. Там пол очень плохой. Папа даже лез однажды на стол, чтоб играть голым дядям и тётям. После уроков учительница идёт к его родителям и говорит, что у них плохо поставлены воспитание и культура, нельзя их знакомить с тёмными сторонами жизни взрослых и т.д. Отцу стыдно. Он объясняет: «Вообще-то я доктор наук, работаю с рудами металлов. Тема моей диссертации: «Разделение минеральных комплексов оловянно-полиметаллических руд и техногенных образований благородных и цветных металлов». Но как это объяснить первокласснику? А вообще я за то, чтобы у нас со школой не было трений. И учительница отвечает: «Конечно. Только прошу вас — не надо больше фантастических историй подобного рода».

Инструкция: Найдите 14 наименований аптечных товаров.

Подсказка: Число букв в нужных словах: 7, 4, 3, 4, 6, 4, 5, 5, 4, 5, 9, 4, 5, 4.

По вопросу, открывать или не открывать форточку, всегда возникали схватки между теми, кто за и против. Случалось, они приводили к смертельному исходу.
Шел автобус, набитый людьми. В салоне было жарко и душно. «Ой, мне плохо, дышать нечем, голова так болит! Откройте окно, ой!..» — одна полная дама обращается к дремлющему рядом мужчине, у которого тоже от душной истомы лоснится мокрое лицо. Тот говорит шоферу: «Ты зачем нас так нагрел? Как в крематории?» «Заслонка в подаче отопления неисправна, — отвечает шеф. — А ты спал и спи, рта не раскрывай, а то много умных, а работать некому!»
Мужик тянется открыть окно, но путь ему преграждает другая дама, худая. «Не открывайте! На улице холод. Кошмар! — лязгает она большими зубами. — Скажут какую-то глупость — окно! А если я простужусь и умру? А вас отдадут под суд! Но я этого не хочу, умирать то есть…» Мужчина, не сумев преодолеть столь мощную преграду, сникает, садится и закрывает глаза. Но тут снова вступается полная дама, обращаясь к даме худой: «У меня давление за 200. А без кислорода может образоваться какой-нибудь тромб! Интересно, если я здесь умру, вы хотите, чтобы вас судили?»
Наконец, шоферу все это надоедает. Он останавливается, заходит в салон и открывает окно. Худая дама тут же умирает, а может, притворяется. Затем шофер закрывает окно. Тогда так же умирает и полная дама. Обеих дам выносят из автобуса. В салоне толпа становится пореже, и дышать легче. Шофер трогается в путь. Пассажиры оживленно обсуждают происшествие. И, главное, все довольны.

Инструкция: Найдите 11 предметов одежды.

Подсказка: Число букв в нужных словах: 5, 4, 5, 4, 5, 6, 6, 5, 4, 8, 6.

Дело было в далеком уже 1957 году. Был месяц май. Как только диспетчер «Скорой» разобрала адрес в речи человека, задыхающегося от боли, еле выговаривавшего слова в паузах от вдоха до выдоха, так сразу же бригада выехала к нему на помощь. Машина приехала тринадцать минут спустя на место происшествия, и врач увидел огромный ожог на заднем месте у пострадавшего…
Несчастный случай произошел с полковником по его собственной вине. Он заправлял авторучку. Окунул в бутылочку с чернилами перо, баллончиком засосал порцию чернил. И при этом случайно задел стул, на котором висела белая нейлоновая блузка жены. Стул упал, авторучка выпала из рук мужчины, полетела на блузку и оставила на ней синее пятно. «Дело — труба, хай поднимется жуткий, — с грустью подумал мужчина, — попробую вывести пятно специальным карандашом». Он не знал, что эти карандаши нельзя применять для выведения чернил. Пятно просто стало зеленоватым. «Застираю-ка я ее всю, — решил полковник, — и хорошенько затру». Сыпанул в тазик стиральный порошок, нашу «Балтику». Но пятно лишь побледнело, а вся блузка стала светло-голубой. «Ну, я и дуб, Ленка же говорила, что какие-то стойкие пятна надо выводить ацетоном». Он высушил блузку, вылил в ванночку пузырек ацетона и погрузил в него блузку. О, ужас! Блузка стала медленно растворяться. Поняв, что все кончено, полковник вылил содержимое ванночки в унитаз. От огорчения он забыл спустить воду. А какое-то время спустя ему понадобилось пойти в туалет. И он, как обычно, решил одновременно сделать перекур. «Ткань проклятая! Синтетика чертова!..» — сокрушался полковник. Опустился на сиденье, а, выкурив папиросу, автоматически сунул под себя окурок.

Инструкция: Найдите не менее 15 женских имен в уменьшительной форме.

Подсказка: Число букв в нужных именах: 3, 4, 3, 4, 3, 4, 4, 5, 4, 3, 3, 4, 4, 3, 4, 4.

Дом у пасеки. Жара, яблони в цвету. А в доме умирает старый пасечник. У его постели — заботливая родня. Накатились слезы на глазах у сына и брата. Они надеются услышать последние слова больного, моля Бога, чтобы Он сократил его страдания. Вот старик приоткрыл один глаз и наконец попросил, чтоб открыли окно на веранду. В комнату пошли воздух и свет, а с ними влетела пчела. Радостная улыбка заиграла на бледном лице старика, и он сказал: «Ваня, сынок, Вася, братан, я вам так скажу. Все в жизни — фигня. Кроме пасеки. Она единственное добро. За ней следите и радуйтесь жизни. А все остальное — фигня!»
И вдруг он видит, как за окном симпатичная, в коротком сарафанчике соседка тянется сорвать ветку сирени из соседнего сада. Шаловливый огонек вспыхнул в глазах старика. Он вздохнул и произнес: «Да и пасека — фигня, если уж честно!»

Инструкция: Найдите 10 названий безалкогольных напитков.

Подсказка: Число букв в искомых словах: 3, 4, 5, 6, 5, 3, 5, 4, 4, 4, 6.

Всюду песок. Жарко феноменально. Мучит жажда. «О Господи, — думает геолог, — ну, почему последний колодец оказался пересохшим? Дай мне сил дойти до следующего и дай в нем немного воды!.. — И не проси. Тронешься, если будешь все время думать о воде. Ты ее взял столько, сколько мог унести. Эх, сельджуки, сельджуки! И как вы ухитрялись кочевать по этой пустыне? — вспоминает он о туркменских племенах, некогда тут обитавших. — Как? А очень просто: они возили воду в бурдюках на верблюдах, от оазиса до оазиса им хватало. А я понадеялся на колодцы, отмеченные на карте. Теперь можно надеяться только на счастливый случай? Профан, так тебе и надо!» Марево да миражи. В знойном мареве путнику чудится, что перед ним вдруг возникло какое-то строение. Он обращается к человеку у входа: «Можно у вас купить воды?» А в ответ равнодушно: «Воды нет. Купите черный галстук!» — «Что за дурацкий черный юмор? Самый что ни на есть черный в этом пекле!» — думает путешественник. — «Так вас и так!» — обругал он воображаемого торговца и побрел дальше. Через пару часов он увидел впереди придорожный ресторан. Добрался до него почти ползком. Потом кое-как поднялся на ноги и подошел ко входу. «В нашем заведении клиентов без галстука не обслуживают», — было последнее, что он услышал.

Список литературы:

1. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. — М.: «Ассоциация дефектологов», В. Секачев, 2000.
2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., Академический проект, 2000.

Логопеды:
Романова С.А.,
Игнатова В.А.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.